Статья Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности.
Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности.
Агрессивность - довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. В процессе наблюдения видно, что дети 7-10 лет задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку. Но в отличие от дошкольного возраста, они способны демонстрировать вербальную агрессию, уничтожать соперника с помощью слов. Во всех случаях мы имеем дело с проявлением детской агрессии.
По мнению психологов, агрессивность – это черта личности, определяющее осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее вред людям (отрицательные переживания, страх, напряжённость и т.д. Агрессивность как черта характера может проявляться как у мальчиков, так и у девочек. Объектами таких детей становятся сверстники и более младшие ребята, взрослые, а также животные и птицы. Агрессия может проявиться в результате межличностных взаимоотношений, но иногда она проявляется без видимых на то причин. Но агрессия никогда не появляется на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обуславливающие проявление негативных реакций. Поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение, необходимо разобраться в причинах его проявления.
Форма протеста против против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему малышу, часто ли ругаете, являетесь ли объективным, наказывая его? Подумайте и о том, как вы ведёте себя по отношению к ребёнку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь, когда вы ссоритесь с кем-то, вы тоже проявляете агрессию. «Если папа и мама так делают, то и я тоже могу так делать» - думает так ребёнок. А в детстве значительная часть его поведения основана на механизме подражания.
Кроме того, научно обосновано существование связи между проявлением у ребёнка агрессии и стилем его воспитания в семье. Если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго наказывают там, где можно обойтись замечанием, то ребёнок начинает скрывать свой гнев и вымещать его на более слабые объекты. Есть родители непоследовательные в своём отношении и требованиях к нему, мало уделяют ему внимания и родители не уверенные в себе, склонные во всём уступать и потакать своему ребёнку. Дети, в таких семьях хотят во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого и добиться выполнения своего желания.
Исходя из перечисленного, можно задать вопрос: «А не сами ли мы провоцируем у ребёнка такое поведение?» Может нужно разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с малышом.
Огромное значение для формирования агрессивности имеет популярность ребёнка в среде сверстников. У детей своя иерархия. Они могут быть "звёздами", "предпочитаемыми", "пренебрегаемыми" и "отверженными". Если ребёнок чувствует, что другие дети отвергают его, то он с помощью кулаков может расчистить себе "место под солнцем".
Таким образом, причины агрессивности ребенка младшего школьного возраста могут быть различны, но все они обусловлены наличием дискомфорта и противоречий во внутреннем психологическом мире ребенка, отсутствием в нем некоторой стабильности и уверенности в себе, внутренним ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы все чаще стали замечать у ребенка появление вспышек гнева и агрессивное поведение, необходимо попытаться проанализировать причины этого, выявить трудности, которые испытывает ребенок в общении со сверстниками и взрослыми, а затем корректировать их, формируя недостающие коммуникативные умения и навыки. Прежде чем перейти к описанию коррекционных игр и упражнений, хотелось бы отметить, что определенная доля агрессивности присутствует в каждом человеке, в каждом из нас. Так, З. Фрейд считал, что человеческая агрессивность врожденная и полностью избавиться от нее практически невозможно, человек может только подавлять в себе проявления этих чувств. Вспышки гнева могут время от времени появляться у любого человека, и это - естественное явление. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. В ППМС-центре “Доверие” города Ломоносова был проведен мини-опрос среди старших дошкольников, целью которого было выяснить, как они понимают агрессивность. Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети (см. табл.).
Таблица Понимание агрессивности старшими дошкольниками
Вопрос Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
1. Каких люден ты считаешь агрессивными? Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей) Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (63% мальчиков, 80% девочек)
2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым? “Начал (а) драться”, “Ударил(а) бы” (83% мальчиков, 27% девочек), “Обрызгала, испачкала бы” (36 % девочек) “Просто прошел(ла) мимо, отвернулся(ась)” (83% мальчиков, 40% девочек), “Позвала бы на помощь знакомых” (50% девочек)
3. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)? “Стал(а) бы драться” (92% мальчиков, 54% девочек), “Убежала бы” (36% девочек) “Ушел(ла) бы, убежал(а)” (83% мальчиков, 50% девочек)
4. Считаешь ли ты себя агрессивным? “Нет” — 88% мальчиков, 54 % девочек “Да” - 12% мальчиков, 46% девочек “Нет” 92% мальчиков, 100 % девочек. “Да” — 8% мальчиков
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер. (http://www.psi-test.ru/child/pub/shpora-vzroslyh/2.html )Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей и учителей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
Данные критерии приведены для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Как же лучше строить взаимодействие с агрессивным ребенком? Старайтесь не проявлять при ребенке признаки агрессии, не ссориться со своими близкими и друзьями, не проявлять признаки усталости и раздражения; не кричите на ребенка, старайтесь решать все возникающие проблемы мирно, слушайте ребенка, уважайте его мнение и личное достоинство; сообщайте ребенку о своих чувствах и желаниях, при принятии решения соотносите свои и его потребности; попытайтесь понять причины агрессивности вашего ребенка. Лишь сделав это и устранив источник стресса, вы можете надеяться, что агрессивность удастся преодолеть; помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет его и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет; если вы чувствуете, что ребенок вот-вот "взорвется", дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты: поколотить подушку, нарисовать человека или предмет, который разозлил его. Такой способ вымещения гнева будет реально способствовать снижению агрессивности ребенка в настоящий момент и поможет ему стать более спокойным в общении с другими детьми;
постарайтесь, чтобы ребенок по возможности всегда был спокоен и уравновешен. Используйте расслабляющие упражнения, которые помогут успокоить его, снять психоэмоциональное напряжение, ощутить покой и расслабленность; старайтесь предвидеть и предвосхитить события, которые могут стать причиной проявления агрессии, помогайте ребенку урегулировать свои отношения с друзьями и учителями, обсуждайте вместе с ним все возникающие проблемы и сложности; уделяйте больше внимания своему ребенку. Дайте ему возможность почувствовать, что вы всегда, несмотря ни на что, любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз обнять и приласкать малыша. Пусть он видит, что он нужен вам и важен для вас.
Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо научить ребенка способам выражения своего гнева в приемлемой форме. Ведь если человек будет сдерживать свою агрессию, «загоняя» ее внутрь себя, гнев рано или поздно все равно вырвется наружу, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть раньше. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим расстройствам. Во-вторых, необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, что поможет ему лучше контролировать себя в ситуациях, которые могут спровоцировать агрессию, и дать ему возможность спокойно проанализировать эту ситуацию впоследствии. В-третьих, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости. И, наконец, не менее важно научить ребенка способам эффективного общения, помочь ему овладеть приемами общения, которые помогут в будущем разрешать проблемные ситуации "мирным" путем, без драк и скандалов.
Приведу несколько примеров коррекционных игр и упражнений.
"Нарисуй свой гнев"
От гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
"Как бы ты поступил"
Детям предлагается несколько картинок, на которых изображены два или более человека, занятые еще не оконченным разговором. В процессе игры ребенок должен предложить свой вариант окончания этого разговора, выражая точку зрения одного из его участников. Предполагается, что, "отвечая за другого", ребенок выразит свое мнение об изображенной ситуации и при этом проявит типичные для себя способы выхода из конфликтных ситуаций.
После игры ведущий проводит обсуждение, в ходе которого дети объясняют, почему они повели бы себя именно так, а не иначе. Кроме того, дети обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них.
Беседа "Как правильно дружить". (Автор Н. А. Павлова)
В ходе этой беседы дети обсуждают приемы и правила, которые помогут им общаться без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в "правила дружбы", которые затем вывешиваются в классе или дома, в уголке ребенка. Некоторые из этих правил мы предложим вам ниже, а в процессе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.
Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать - научи и других.
Если товарищ попал в беду - помоги чем можешь.
Делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе все самое лучшее.
Останови друга, если он делает что-то плохое. Если он не прав, скажи ему об этом.
Если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Не ссорься и не спорь по пустякам.
Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
Не завидуй - радуйся успехам товарища вместе с ним.
Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру “Обзывалки” (Кряжева Н.Л.).
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!” Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
“Два барана” (Кряжева Н.Л.)
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.
Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.
“Маленькое привидение” (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
“Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в ладоши: “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!”
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый “Мешочек для криков” (в других случаях — “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик” и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое “Мешочка” учителю на память.
На перемене учитель, видя, что дети “распетушились” и уже готовы вступить в “бой”, может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания. Каждый ученик может завести, например, “Листок гнева”. Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет учителю и родителям наладить взаимоотношения с ребенком.