Рабочая программа по информатике 10 класс. Учебник И.Г. Семакин


ПРОГРАММА КУРСА «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ в 10 классе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по технологии и Примерной программы среднего (полного) образования по технологии для базового уровня, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Ивантеевки , является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах
Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Семакина И.Г, Хеннер Е.К., обеспеченной учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Компьютерный практикум для 10-11 классов.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.Цели и задачи реализации учебного предмета
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
Место предмета в базисном учебном плане
. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Требования к усвоению учебного материала
Тема 1. Информация. Представление информации. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10классе
- из каких частей состоит предметная область информатики
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 2. Введение в теорию систем. Информационные процессы
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность;что такое «системный подход» в науке и практике; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления
- историю развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума
- основные типы задач обработки информации; понятие алгоритма и исполнителя обработки информации; что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска, поиска половинным делением, что такое блочный поиск, как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
какая информация требует защиты; виды угроз для числовой информации
физические и программные способы защиты информации; что такое криптография;что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
- составлять алгоритмы решения несложных задач
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 3. Информационные модели и структуры данных. Алгоритм как модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- определение модели, что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 4. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. Дискретные модели данных в компьютере. Компьютерные сети
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК, назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК, что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК; прикладные программы и их назначение, системное ПО; функции операционной системы, что такое системы программирования
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел, диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; - принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
- идею распараллеливания вычислений; что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей, технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции), основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей, что такое Интернет; систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен), способы организации связи в Интернете; принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- осуществлять перевод чисел из одной системы счисления, используемой в компьютере, в другую
- оценивать пропускную способность каналов связи
Система оценки достижений учащихся
Контроль знаний учащихся осуществляется с помощью фронтальных опросов, самостоятельных работ по решению задач (продолжительностью 20 мин), контрольных работ (продолжительностью 45  мин). Контроль практических навыков работы на компьютере осуществляется по возможности с помощью практического задания, выполнение которого занимает не более 25 минут.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся
   -  правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
   -  правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
   - строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
   -  может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
   - ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;   -  обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
-  правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-  умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
 -  допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-  допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
 
Оценка письменных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся:
-  выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
 -  допустил не более 15% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 35% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
-  выполнил работу в полном объеме, верные ответы составляют от 40% до 65% ответов от общего числа заданий;
 -  если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
-  работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 40% от общего числа заданий;
-  работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 40% от общего числа заданий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс – 34 часа
Тема (раздел учебника) Всего часов Контрольные работы., тесты, срезы, проверочные работы Теория Практика (обучающие работы)
1. Информация. Представление информации Измерение информации 6 Самостоятельная работа «Решение задач по измерению информации» 4,5 Работа 1.1 Работа с среде OS Windows
Работа 1.2 Ввод, редактирование, форматирование текста
Работа 2.1.Измерение информации
2. Введение в теорию систем. Информационные процессы 10 К.р. №1 «Информация. Информационные процессы в системах» 6,5 Работа 1.3 Работа со шрифтами
Работа 1.4 Вставка объектов, работа с таблицами
Работа 1.5 Создание документа.
Работа 2.2. Автоматическая обработка данных
Работа 2.3 Шифрование данных
3.Информационные модели и структуры данных. Алгоритм как модель деятельности 6 К.р.№2 «Информационные модели» 3,5 Работа 2.4 Структуры данных. Графы
Работа 2.5. Структуры данных. Таблицы
Работа 2.6 Управление алгоритмическим исполнителем
4. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. Дискретные модели данных в компьютере. Компьютерные сети 10 Самостоятельная работа «Представление информации в памяти компьютера» 7,5 Работа 2.7 Выбор конфигурации компьютера
Работа 2.8 Настройка BIOS
Работа 2.9 Представление чисел
Работа 2.10 Представление текстов. Сжатие текстов
Работа 2.11 Представление изображения и звука
Работа 2.12 Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»
5. Итоговая контрольная работа 1 К.р. №3 Итоговая за курс 10 класса 1 6. Повторение 1 1 Рабочей программой предусмотрено: контрольных работ – 3, самостоятельных работ – 2.
Содержание курса
Глава 1. Информация.
Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Язык представления информации. Виды языков. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе. Телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование» и «дешифрование». Сущность вероятностного и алфавитного подхода к измерению информации. Связь между единицами измерения информации.
Глава 2. Информационные процессы в системах.
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистем. Состав и структура систем управления. Носители информации и их основные характеристики; история развития носителей информации. Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи. Шум и способы защиты от шума.
Понятие исполнителя и алгоритма обработки информации. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста. Алгоритмы поиска информации. Виды угроз и способы защиты информации.
Глава 3. Информационные модели.
Определение и виды моделей. Этапы информационного моделирования на компьютере. Структуры данных: графы, деревья, сети, таблицы. Алгоритмическая модель. Способы описания алгоритмов.
Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов.
Архитектура персонального компьютера. Определение и виды программного обеспечения компьютера. Основные принципы представления данных в памяти компьютера: чисел, текста, изображения, звука. Различие растровой и векторной графики. Многопроцессорные вычислительные комплексы. Локальные сети: назначение, топология, технические средства. История возникновения и развития глобальных сетей. Интернет: определение, система адресации, способы организации, принцип пакетной передачи
Практическая часть занятий позволяет обеспечить требования образовательного стандарта в разделе практических умений учащихся; закрепить связи между теоретическими знаниями и практическими умениями реализации этих знаний; расширить практические умения в части использования ИКТ по отношению к курсу информатики и сформировать основы информационно- коммуникационной компетентности учащихся через использование средств ИКТ для решения задач из различных предметных областей, для реализации учебных проектов.
Учебно-методическое обеспечение курса
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2012.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/Составитель М.Н. Бородин– Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.- 448 с.
Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/Сайт Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
ЕГЭ по информатике 2014. (http://infoegehelp.ru/)
http://решуегэ.рф/ - образовательный портал для подготовки к экзаменам
Программное и аппаратное обеспечение
Аппаратные средства:
Компьютер
Принтер
Звуковые колонки
Сканер
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
Операционная система Windows 7, включающая файловый менеджер, мультимедиа-проигрыватель, браузер, почтовый клиент, текстовый  редактор блокнот,
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, табличный процессор, растровый и векторные графические редакторы, программу для создания презентаций, программу для создания базы данных.
Система оптического распознавания документов.
Cреда программирования TurboPascal, Pascal ABC.
Среда для работы с алгоритмическими исполнителями.

Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класс
№ урока Тема урока Дата
10а 10б
План Факт План Факт
1 Понятие информации        
2 Представление информации, языки        
3 Кодирование информации        
4 Измерение информации. Объемный подход        
5 Измерение информации. Содержательный подход.        
6 Решение задач по измерению информации. Самостоятельная работа        
7 Что такое система.        
8 Информационные процессы в естественных и искусственных системах.        
9 Хранение информации        
10 Передача информации        
11 Обработка информации и алгоритмы        
12 Обработка информации и алгоритмы        
13 Автоматическая обработка информации        
14 Поиск данных.        
15 Защита информации        
16 К.р.№1 «Информационные процессы в системах»        
17 Компьютерное информационное моделирование        
18 Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. 19 Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы        
20 Алгоритм как модель деятельности        
21 Алгоритм как модель деятельности        
22 К.р. №2 «Информационные модели»        
23 Компьютер — универсальная техническая система обработки информации        
24 Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Магистраль        
25 Основные и дополнительные устройства компьютера        
26 Программное обеспечение компьютера        
27 Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел        
28 Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста        
29 Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики и звука        
30 Развитие архитектуры вычислительных систем. Самостоятельная работа«Представление информации в памяти компьютера»        
31 Организация локальных сетей        
32 Организация глобальных сетей        
33 К. р. №3 итоговая за курс 10 класса        
34 Повторение