Обучение детей дошкольного возраста вычислительной деятельности, решению арифметических задач


Конспект НООД по математическому развитию в старшей группе на тему: "Решение простых арифметических задач"
Цель: Формирование начальных математических знаний, представлений об арифметической задаче, о структуре задачи, выделении в задаче 4 – х частей: условие, вопрос, решение, ответ.
Задачи:
- воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь;
- воспитывать умение понимать учебную задачу;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание прийти на помощь;
- приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействий со сверстниками;
- развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- развивать диалогическую речь;
- развивать познавательный интерес в разрешении проблемных ситуаций;
- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- уметь отвечать на вопрос полным ответом.
Материал для занятия: медали "Умницы и Умники (на каждого ребенка).
Демонстрационный: набор цифр, знаки, Незнайка(картинка),слово "Спасибо"(отдельные буквы)
Раздаточный: «Математический набор», счётные палочки, распечатанные задания "Математический диктант", "Соедини точки по картинке"(на каждого ребенка) 
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый Выставляю на доску картинку Незнайки.
- Мальвина задала домашнее задание Незнайке, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к нам за помощью. Вы согласны ему помочь? (Да)
- Тогда садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да)
А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово. 
1 задание: «Подумай и ответь» (Задание устное)
Закрепить у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
• Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?
• Какое число меньше 5 на 1?
• Назовите соседей числа 8; 4; 6
• Какое число идет за числом 5; 1; 7
• Какое число стоит перед 7; 5; 3
• Сколько месяцев в году?
• Какое сейчас время года?
• Сколько весенних месяцев? Назовите их.
• Сколько дней недели?
• Какой день недели сегодня?
• Какой был вчера?
• Сколько выходных дней? Назовите их.
• Какой день недели будет завтра?
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. И за это Незнайка дарит вам букву «С»! (выставляю её на доске).
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин!
(Кулачок- «апельсин» перед собой.)
Много нас,
(Левая рука растопырена — это «мы».)
А он один.
(Взгляд переводим на кулачок.)
Эта долька для котят,
(Отгибаем один пальчик.)
Эта долька для утят,
(Отгибаем другой пальчик.)
Эта долька для ужа,
(Отгибаем третий пальчик.)
Эта долька для чижа,
(Отгибаем четвертый пальчик.)
Эта долька для бобра,
(Отгибаем пятый пальчик.)
А для волка кожура!
(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)
Разозлился волк — беда,
Разбегайтесь кто куда!
(Руки прячем за спину.)
2 задание:  Работа в прописях по математике «Расставь знаки»
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Отлично. И с этим заданием мы помогли справиться Незнайке. Получаем букву «П».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание»
Игра «Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е самый внимательный.
3 задание: «Решите задачки»
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («+» или «-») 
Воспитатель: Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача?. (Условие,Вопрос,Решение,Ответ)
-Молодцы!. Кто может составить задачу?» (Воспитатель предупреждает, чтобы число было не больше десяти).
Если дети затрудняются в составлении задач, воспитатель выкладывает на доске пример: 6—1 =?
Воспитатель: «Составьте задачу, в которой будут такие числа».
Дети составляют задачи. Например: «В аквариуме плавало 6 рыбок. Одна рыбка заболела и умерла. Сколько рыбок осталось в аквариуме? (Дети решают ее и «записывают» решение: 6—1=5).
Воспитатель выслушивает задачи детей, обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче.
В вазе было 6 яблок, 3 яблока съели. Сколько яблок осталось в вазе?
На полянке росло 2 грибочка, после дождя выросло еще 8 грибочков. Сколько грибочков стало на полянке?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «Плюс» или «минус.»
Воспитатель: Молодцы! Незнайка дарит нам еще одну букву «А».
А сейчас давайте выйдем из-за столов и поиграем немножко, а заодно и отдохнем.
Физминутка «Ты давай-ка, не ленись!»
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
На одной ноге стою,
А другую подогну,
А теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. 
4 задание: Игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узор. 
Рассмотрите рисунок, разложите счетные палочки на столе, как показано на рисунке..
Что у нас получилось? (Домик)
Посчитайте, сколько квадратов получилось? (один)
А теперь, переложите 2 палочки так, чтобы у вас получился флажок. (Дети выкладывают флажок, если есть затруднения,даю подсказку)
Воспитатель: Молодцы !Вот и еще одно задание позади! И у нас есть еще одна буква «С»!(выставляю букву на доску)
5 задание: «Сравни числа и поставь знаки» в прописях(работа за столом)
Воспитатель: Молодцы! Видишь Незнайка, какие наши дети сообразительные, не зря ты к нам обратился за помощью. А следующая буква нам в подарок «И».
6 задание: «Соедини точки по картинке»
Воспитатель: Вам необходимо соединить точки по цифрам от 1 до 10. Что у вас получилось? (кораблик)
Молодцы! Мы заработали еще одну букву «Б».
Физкультминутка «Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики прыгают как мальчики,
Ручками хлопают.
Ножками топают,
Глазами моргают
А после отдыхают.
7 задание: «Найди лишний предмет» 
Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Вот и помогли мы с вами Незнайке выполнить все задания. Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось? (Дети читают, "СПАСИБО"
Воспитатель: Это Незнайка благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Незнайка дарит вам вот такие значки.
Посмотрите, что здесь написано? (умницы и умники)

Конспект НООД: « Арифметические задачки» подготовительная группа   
Цель:   формировать навыки самостоятельно составлять арифметические задачи.
Задачи:
- продолжать формировать у  детей  представление  о днях недели, месяцах и числах
- продолжать обучать  детей придумыванию задач  по рассказу, картинке содержащих  числа
- закрепить последовательность чисел второго десятка
- учить детей слушать и слышать воспитателя, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос
- развивать речь, память, логику
- воспитывать взаимовыручку, желание помочь оказавшемуся в  беде.
Словарь:  день, неделя, месяц, задача, условие, решение, часть, целое.
Материал: Демонстрационный: полоски для построения моделей, знаки, цифры, конверты с письмами - заданиями, «кочки» с цифрами, почтовый ящик.
Раздаточный: цифры для записи второго  десятка. Полоски для построения моделей, знаки, цифры, картинки для составления задач.
Ход занятия:
В приемной стоит почтовый ящик, в нем  воспитатель вместе с   детьми   находят    телеграмму.
Воспитатель: Я приглашаю всех пройти в  группу, где мы с вами прочитаем телеграмму.
(ребята вместе с воспитателем проходят в  группу,   воспитатель начинает читать телеграмму)
«Здравствуйте дорогие ребята, Карабас Барабас   украл меня  у папы Карло и запер   в  чулане. Я очень долго нахожусь у  него и не  знаю, сколько дней прошло и какое сегодня число. Но мне обязательно  нужно попасть на театральное представление, которое состоится  в эту  субботу. Помогите, спасите меня от Карабаса Барабаса. Он коварный и злой человек и сделает все, чтобы вы не могли меня спасти». Буратино.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
Дети: Нам нужно идти  и спасать Буратино.
Воспитатель: Как мы можем спасти Буратино?
Дети: Можем попросить Барабаса Барабаса, чтобы он отпустил его.
Дети: Найти волшебника, что бы он мог освободить его.
Воспитатель: Можно  попробовать.  Но прежде, мы должны попасть в сказку. Я предлагаю вам произнести заклинание.
Дети: Вокруг себя повернись в сказке «Золотой ключик» очутись!
Воспитатель: Вот мы с вами попали в сказку, давайте  и попробуем найти Буратино.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ой, посмотрите, куда же мы с вами попали?
Дети: Мы попали на болото.
Воспитатель: Попробуем пройти через болото, чтобы помочь Буратино, но посмотрите, даже на кочках нарисованные цифры и те не по порядку. Что нужно сделать?
Дети: Нужно цифры на кочках поставить в  правильном порядке.
(пока ребята передвигают кочки, под одной из кочек они находят письмо с  заданием)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это послание? Да,   я тоже   думаю, что это послание  спрятал Буратино, пока его нес Карабас Барабас.  Давайте  мы сейчас  вместе с вами переберемся через  болото на    поляну, и  прочитаем его.
Дети: Давайте.
(ребята вместе с воспитателем перепрыгивают с кочки на кочку, попадают на полянку)
Воспитатель: Посмотрите, мы с  вами попали на сказочную полянку, вот  тут мы и попробуем выполнить задание от Буратино.
Воспитатель читает письмо: «Ребята подскажите, какой сегодня день недели, месяц и число, какое число будет через два  дня, какое число будет завтра»?
Дети: сегодня 12 апреля, четверг.
Дети:  Через   два  дня будет 14 апреля, суббота.
Дети: завтра   будет 13 число, пятница.
Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам подойти к  пенькам – столам  и при помощи цифр выложить сегодняшнее число, число, которое будет завтра, и число которое будет через два дня. Если Буратино спасется от Карабаса Барабаса, то может, найдет наши  подсказки.
(ребята подходят к  столам и стоя выполняют задание)
Воспитатель:  Молодцы!  Правильно выполнили задание! Мы с вами долго шли устали и я предлагают выполнить физкультминутку от Буратино:
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
 (Дети выполняют соответствующие движения.)
Воспитатель: Ой, к нам на полянку   кто -  то торопится. Да это же черепаха Тортила, давайте все поздороваемся с  ней и узнаем, куда она держит путь.
Дети: Здравствуй, Тортила! Куда же ты держишь путь?
(черепаха Тортила рассказывает на ухо воспитателю, что она торопится  к детям в детский сад «Золотой ключик» и несет им срочное письмо)
Воспитатель: Дети посмотрите, правда,  у Тортилы на панцире какое-то письмо,
(Воспитатель отвязывает письмо и читает).
Воспитатель: Детям детского сада «Золотой ключик» от Карабаса Барабаса.
(В это же время черепаха шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Дети, черепаха мне подсказывает, что на том берегу озера   у неё есть своя школа, куда нас она приглашает. Но прежде мы должны добраться до него, пройти по кочкам, пробраться через кусты и перепрыгнуть озеро.
(Ребята выполняют задание черепахи Тортилы)
Воспитатель: Предлагаю пройти в  класс и сесть за парты.  (Дети садятся за парты, воспитатель начинает читать письмо)
«Я знаю, что вы пришли в  сказку спасать Буратино, но если вы не выполните мои задания, я вам не отдам Буратино».
Воспитатель: Первое задание от  Карабаса Барабаса   -- решите арифметическую задачу: « На поляне  играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному  зайцу надоело играть, и он ушел к белкам. Сколько зайцев осталось?»
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи?
Дети: На поляне  играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному  зайцу надоело играть, и он ушел к белкам.
Воспитатель:  Правильно. Назовите  вопрос задачи?
Дети: Сколько зайцев осталось?
Воспитатель: При помощи модели « часть – целое»  решите эту задачу.
(дети самостоятельно строят модель Ц –Ч = Ч, воспитатель предлагает одному ребенку выйти к  доске и построить модель,  аргументировав свой ответ)
Ребенок: На поляне играли три зайца – это целое, один ушел к  белкам – это часть, осталось два зайца  - это часть.
Воспитатель: Правильно, а теперь при помощи  цифр решите эту задачу.
(дети самостоятельно решают задачу, один ребенок работает у  доски)
Ребенок:  Три минус один равно два.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Я вам предлагаю поработать парами. У вас на партах лежат картинки. Вам нужно будет придумать задачу и решить ее.
(дети самостоятельно придумывают задачи)
Воспитатель: Кто придумал задачу? Рассказывайте.
Ребенок:  На кормушке сидело три птицы, к  ним прилетело еще две. Сколько стало всего птиц? 
Воспитатель:  Решение этой задачи?
Дети: к трем птицам прибавить две равно пять.
Воспитатель: Правильно, кто желает   задать свою задачу?
Ребенок: На лужайке играли пять медвежат,  двое из них залезли на дерево. Сколько медвежат осталось на лужайке?
Дети: От пяти отнять два  равно три.
Воспитатель: Правильно, ребята, но в конверте еще, что -  то есть, давайте просмотрим.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Посмотрите здесь еще одно задание. Называется это задание «Найди цифру». Вам нужно внимательно посмотреть на картинку найти цифры и раскрасить их.
( пока дети самостоятельно выполняют задание, через  время  на столе у  воспитателя звонит  телефон)
Воспитатель: Алло! Слушаю! Да вы действительно дозвонились в детский сад «Золотой ключик», в подготовительную группу. Верно,  ребята нашей  группы выполнили все задания от Карабаса Барабаса. Ах, это вы и есть Карабас Барабас и у вас есть приятное сообщение для нас, что в  старшей группе нашего детского сада находится Буратино. Алло! Алло!  Положили трубку. Ребята, давайте пойдем и проверим, действительно ли есть Буратино  в старшей группе.
(ребята вместе с воспитателем идут в  старшую группу  и находят там Буратино)
Буратино: Ребята, большое спасибо вам, что вы  спасли меня. Я вам  очень благодарен. И у меня для вас есть сюрприз.
(Буратино дарит детям игру )
 Воспитатель: Дети, расскажите Буратино, что мы сделали для того, что бы спасти Буратино.
Дети: Мы пробирались через болото,  решали арифметические задачи, искали и раскрашивали цифры на  картинке.
Буратино: Ребята, я очень тороплюсь, в театр на репетицию, ведь у  меня и моих друзей скоро спектакль. До  свидания!
(Буратино уходит)
Воспитатель: Молодцы, что спасли Буратино, а теперь вас и наших гостей  я приглашаю пить чай.