Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия №7» (полного дня)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
_________________ Е. В. Дякина
Приказ №_____от_________
Рабочая программа
по литературному чтению
2 класс
Уровень обучения: базовый
Учитель: Сладкова Галина АнатольевнаОренбург, 2015
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по «Литературному чтению» для обучающихся 2 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10.2009г. № 373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»;
Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования», утвержденной Министерством образования и науки РФ (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)
Примерной программы по учебным предметам ФГОС НОО;
Положения о рабочей программе МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) для классов, работающих по ФГОС, утвержденного приказом №123 – ОД от 29.04.15 г.
Уровень изучения учебного материала по литературному чтению во 2 классе – базовый.
Цели изучения предмета «Литературное чтение»
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи изучения предмета «Литературное чтение»:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю. При 34 учебных неделях нагрузка составляет 136 часов в год, из них 13 часов - резерв.
Резервные часы распределены следующим образом:
Раздел Количество часов Название темы
Аудирование 3 час Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя.
Чтение 5 часов Художественный текст.
1 час Заголовок в тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста.
1 час Тема текста. Определение темы текста.
Главная мысль текста
2 часа Составление плана текста Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста.
1 час Подробный пересказ текста. Определение главной мысли.
Итого 13 часов Общая характеристика
учебного предмета«Литературное чтение» для 2 класса.
Раздел«Виды речевой деятельности»включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Аудирование (слушание) формирует умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение способствует формированиюосознанного самостоятельного чтения доступных по объему и жанру произведений с осмыслением цели чтения (зачем я буду читать), умению осуществлять выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительного чтения с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Целью этой работы является формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Описание места учебного предмета «Литературное чтение»
в учебном плане
В базисном (образовательном) плане образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтенияна уровне начального общего образования выделяется 444 ч. В соответствии с базисным учебным планом МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) на изучение русского языка во 2 классе выделяется 136ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
«Литературного чтения» во 2 классе
Личностные результаты:
осознание значимости чтения для своего дальнейшегоразвития и успешного обучения;
формирование потребностив систематическом чтении как средствепознания мира и самого себя;
знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения иуважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
освоение приемов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты:
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе
Аудирование (слушание) – 18 часов (15ч.+ 3ч. резерв)
Восприятие на слух звучащей речи(высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватноепонимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению.
Чтение – 80 часов (70ч. + 10ч. резерв)
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения) – 33часа
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) - 5 часов
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Разделы «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика»,и «Творческая деятельность учащихся» являются внутренним наполнением разделов «Виды речевой деятельности» и «Виды читательской деятельности», поэтому отдельных часов на их изучение в тематическом планировании на них не отводится.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
4 часа в неделю, всего 136 часов
Название тем Количество
часов Характеристика деятельности
обучающихся
Аудирование– 18 часов (15ч.+ 3ч. резерв)
Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя.
2ч.
+3ч. резерв
Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль,оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников и оценивать свое и чужое высказывания по поводу художественного произведения.
Различать на слух речь родного и иностранного языков.
Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. 5ч. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий. 5ч. Восприятие научно-популярного текста: основное содержание (информация) 3ч. Чтение – 80 часов (70ч. +10ч. резерв)
Чтение вслух и про себя.
Чтение про себя текстов разных жанров. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений 10ч.
Читать плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Читать выразительнолитературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.
Читать про себя:осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст
Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.
Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).
Сравнивать темы произведений авторов-представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов.
Наблюдать:рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.
Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.
Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку).
Художественный текст. 10
+5ч. резерв Научно-популярный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного.
8ч. Заголовок в тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста.
2ч.
+1ч. резерв Тема текста. Определение темы текста.
Главная мысль текста. 2ч.
+1ч. резерв Составление плана текста Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста. 8ч.
+2ч. резерв Подробный пересказ текста. Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части.
Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста. Пересказ текста. 9ч.
+1ч. резерв Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения. Рассказ о герое по коллективно составленному плану.
7ч. Пересказ фрагмента текста:отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия 6ч. Рассказ по иллюстрации к тексту. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. 5ч. Работа с книгой. Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог. Выбор книги по рекомендованному списку. 3ч. Культура речевого общения – 33 часа
Диалог
Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость—первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. 11ч. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседником русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке
Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).
Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей
Монолог
Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. 11ч. Устный рассказ
Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чем хотел рассказать автор). Определение глав ной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор). Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим.
11ч. Культура письменной речи – 5 часов
Определение темы своего высказывания.
Определение главной мысли высказывания. Выразительные средства языка для письменного высказывания. Тип высказывания: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Структура письменного высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва. 5 ч. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать). Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.
Итого: 136ч. (123ч.+13 ч. резерв)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Часть 1. - Москва «Просвещение», 2011г.
Свиридова, В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.
Свиридова, В.Ю., Березина Э.В. Учись читать: Пособие по чтению. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Хрестоматия по литературному чтению. 1, 2, 3, 4 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г.
Свиридова, В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011г.
Самыкина, С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2-4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература, 2014г..
Печатные пособия:
краткий толковый словарь.
иллюстрации к литературным произведениям;
портреты писателей;
репродукции произведений живописи;
библиотечка детских книг
Медиаресурсы:
«Начальная школа» http://1-4mag.ru/«Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/nikitina-natalya-borisovna«Правила русского языка» http://therules.ru/«Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru/urok/Оборудование и приборы:
Посадочное место на каждого обучающегося.
Школьная магнитная доска.
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска.
Колонки.
Многофункциональное устройство.
Перечень контрольно-измерительных материалов:
Входная (комплексная) контрольная работа для 2 класса.
Промежуточная комплексная контрольная работа по итогам 1 полугодия для 2 классов.
Итоговая комплексная контрольная работа для 2 класса.
Входная комплексная работа 2 класс
I вариант
Фамилия, имя_______________________________________________
Класс __________________________
Задание 1.Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Яблоко.
9
15
25
33
37
45
52
53
62
70 Деда Гришу угостили яблоком. Оно было большое и красное. Дед принес его домой, решил порадовать внуков.
Первой дедушку встречала внучка Нина. Дед дал ей яблоко. Только хотела она откусить кусочек, проснулся младший братик Миша. Сестренка протянула яблоко брату.
Мальчик даже ножками затопал от радости. Какое красивое яблоко!
С работы вернулась уставшая мама. Мишенька угостил яблоком маму.
Мама полюбовалась яблоком. Она посмотрела на всех, взяла нож и разрезала яблоко на четыре части. Вкусное было яблоко!
Задание 2. Найди и спиши первое и девятое предложения. Проверь. Если надо, исправь.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 3. Выпиши из текста имена людей.
______________________________________________________________________
Задание 4. Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом.
Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
_____________________- слогов, звуков, букв.
Задание 5. Выбери правильный ответ и отметь его значком ✓.
Яблоко разделили на три части.
Яблоко разделили на четыре части.
Задание 6. Запиши всех членов семьи, начиная с самого старшего.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.Запиши группу чисел в порядке их увеличения 2, 6, 1, 3, 9,4, 7, 5
______________________________________________________________________
Задание 8.Отметь значком V, какое дерево вырастает за год больше, чем яблоня, но меньше, чем пальма.
Пальма Яблоня Тополь Сосна
55 см 20 см 70 см 50 см
Задание9.Найди значение выражений, сравни их и поставь в квадратики между ними знак >, <, =
5 13-9 4+7 11
9 18-9 6+8 15
Задание 10. На одной яблоне покраснело 9 яблок, а на другой на 5 яблок больше. Сколько яблок покраснело на второй яблоне? Реши задачу.
Ответ: _______________________________________
Задание 11. Если бы в семье еще были бы бабушка и папа, то, на сколько частей разделили бы яблоко? Запиши цифрой.
Начастей.
Задание 12. Выбери правильные ответы и отметь его значком ✓.
Яблоки по цвету бывают: жёлтые , фиолетовые , зелёные
Задание 13. Как называется дерево, на котором вырастают яблоки?
______________________________________________________________________
Задание14. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.
НАПИШИ СВОЁ СЛОВО
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
НАПИШИ СВОЁ СЛОВО
Дополнительные задания
Задания 16 - 20 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить их не меньше трех заданий
Задание 15. Нарисуй, как умеешь, схему слова яблоко ___________________________
Задание 16. Напиши какими знаками может заканчиваться предложение
Задание17. Найди закономерность. Продолжи ряд.
10,12,15,17,20,, ,
Задание18.Вычисли и расставь числа в порядке уменьшения, затем запиши слово:
9 + 9 = Я8 + 5 = Б
6 + 3 = К12 - 4 = И
17 - 7 = О4 + 7 =Л
Задание 19. Как ты понимаешь слово ПОРАДОВАТЬ?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 20. Как бы ты поступил на месте Нины?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Входная комплексная работа 2 класс
IIвариант
Фамилия, имя_______________________________________________
Класс __________________________
Задание 1.Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Яблоко.
9
15
25
33
37
45
52
53
62
70 Деда Гришу угостили яблоком. Оно было большое и красное. Дед принес его домой, решил порадовать внуков.
Первой дедушку встречала внучка Нина. Дед дал ей яблоко. Только хотела она откусить кусочек, проснулся младший братик Миша. Сестренка протянула яблоко брату.
Мальчик даже ножками затопал от радости. Какое красивое яблоко!
С работы вернулась уставшая мама. Мишенька угостил яблоком маму.
Мама полюбовалась яблоком. Она посмотрела на всех, взяла нож и разрезала яблоко на четыре части. Вкусное было яблоко!
Задание 2. Найди и спиши первое и последнее предложение. Проверь. Если надо, исправь.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 3. Выпиши из текста имена людей.
______________________________________________________________________
Задание 4. Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом.
Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
_____________________- слогов, звуков, букв.
Задание 5. Выбери правильный ответ и отметь его значком ✓.
Яблоко разделили на три части.
Яблоко разделили на четыре части.
Задание 6. Запиши всех членов семьи, начиная с самого старшего.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.Запиши группу чисел в порядке их уменьшения 2, 6, 1, 3, 9,4, 7, 5
______________________________________________________________________
Задание 8.Отметь значком V, какое дерево вырастает за год больше, чем сосна, но меньше, чем тополь.
Пальма Яблоня Тополь Сосна
55 см 20 см 70 см 50 см
Задание9.Найди значение выражений, сравни их и поставь в квадратики между ними знак >, <, =
6 13-7 5+6 13
8 15-6 7+9 16
Задание 10. На одной яблоне покраснело 8 яблок, а на другой на 6 яблок больше. Сколько яблок покраснело на второй яблоне? Реши задачу.
Ответ: _______________________________________
Задание 11. Если бы в семье еще был папа, то, на сколько частей разделили бы яблоко? Запиши цифрой.
Начастей.
Задание 12. Выбери правильные ответы и отметь его значком ✓.
Яблоки по цвету бывают: красные , зеленые , сиреневые
Задание 13. Как называется дерево, на котором вырастают яблоки?
______________________________________________________________________
Задание14. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.
НАПИШИ СВОЁ СЛОВО
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
НАПИШИ СВОЁ СЛОВО
Дополнительные задания
Задания 16 - 20 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить их не меньше трех заданий
Задание 15. Нарисуй, как умеешь, схему словарадость ___________________________
Задание 16. Напиши какими знаками может заканчиваться предложение
Задание17. Найди закономерность. Продолжи ряд.
20,18,15,13,10,, ,
Задание18.Вычисли и расставь числа в порядке уменьшения, затем запиши слово:
17 - 5 = Б9 + 4 = Л
6 + 8 = О8 +8 = Я
15 - 5 = Я8 + 7 =Н
Задание 19. Как ты понимаешь слово ПОЛЮБОВАЛАСЬ?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 20. Как бы ты поступил на месте Миши?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Комплексная проверочная работа за 1 полугодие во 2 классе
Грибная удача
В выходные дни Миша любит отдыхать вместе с папой. Вот и сегодня у отца выходной, и они пошли в лес за грибами.
Сначала лес был смешанный. Им встречались золотые берёзки, молчаливые дубы, стройные сосны. Потом сосен стало много.
Миша остановился: «Папа, пахнет грибами». Отец похвалил: «Нас ждёт грибная удача». Вскоре отец нашёл семейку молоденьких рыжиков. Он срезал ножом и положил в корзину десять грибочков.
Проходя очередную полянку, Миша увидел, из-под хвои выглядывают белые грузди. Вскоре в лукошках красовались маслята, подосиновики, подберёзовики. На обратном пути встретилась полянка опят.
Вечером они вместе с мамой перебирали грибы. Чудесный аромат окутал весь дом. Мама похвалила грибников и сообщила, что пластинчатые грибы пойдут на засолку, а трубчатые на жарёху. Миша сосчитал, что пластинчатых грибов 46. А 30 трубчатых грибов мама решила пожарить сегодня же.
Мише хотелось побольше узнать о грибах. Папа сказал, что в этом ему поможет наука микология. Ночью Миша крепко спал. И снились ему берёзка, полянка, где они с отцом отдыхали, и много-много грибов.
Вариант №1
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. Сколько в этом тексте абзацев? Запиши цифрой.
Ответ:______
Задание 3. Найди третий абзац. О каких грибах говорится в этом абзаце? Допиши в предложении одно слово.
Ответ:В этом абзаце говорится о _______________ .
Задание 4. В тексте говорится о следующих грибах:
подосиновик рыжик
подберезовик маслёнок
опёнок груздь
Расскажи об этих грибах, заполнив таблицу. Помни, в таблице 10 ячеек, а грибов – меньше. Так что несколько ячеек у тебя останутся пустыми!
пластинчатые трубчатые
Задание 5. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст.
Вопрос 1. Остались ли пустые ячейки в твоей таблице? Сколько? Запиши в ответе число и объясни, как ты это узнал.
Ответ:Пустых ячеек ________ .
Узнал я это очень просто____________________________________________ ______________________________________________________________________
Вопрос 2. Как ты думаешь, сколько грибов может быть в «семейке грибов»? Обведи букву ответа, с которым ты согласен.
А. В семейке может быть 2 – 6 грибов.
Б. В семейке может быть 20 – 60 грибов.
В. В семейке может быть 100 – 200 грибов
Г. Не знаю.
Задание 6. В четвёртом абзаце найди предложение об опятах.Спиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. 1) Прочитай предложение и заполни таблицу:
Он срезал ножом и положил в корзину десять грибочков.
слова-помощники слова-указатели название предметов название признаков название действий название количества
2) Подчеркни в словах этого предложения орфограммы гласных.
3) Запиши количество звуков и количество букв в слове:
стройные ____ звуков; ____ букв
Задание 8.
1)Запиши вопрос задачи, если она решается так: 46 –30.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________2)Запиши вопрос задачи, если она решается: 46 + 30.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант №2
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. Сколько в этом тексте абзацев? Запиши цифрой.
Ответ:______
Задание 3. Найди второй абзац. О чём говорится в этом абзаце? Допиши в предложении одно слово.
Ответ:В этом абзаце говорится о _______________ .
Задание 4. В тексте говорится о следующих грибах:
подосиновик рыжик
подберезовик маслёнок
опёнок груздь
Расскажи об этих грибах, заполнив таблицу. Помни, в таблице 10 ячеек, а грибов – меньше. Так что несколько ячеек у тебя останутся пустыми!
трубчатые пластинчатые
Задание 5. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст.
Вопрос 1. Остались ли пустые ячейки в твоей таблице? Сколько? Запиши в ответе число и объясни, как ты это узнал.
Ответ:Пустых ячеек ________ .
Узнал я это очень просто____________________________________________ ______________________________________________________________________
Вопрос 2. Как ты думаешь, сколько грибов может быть в «семейке грибов»? Обведи букву ответа, с которым ты согласен.
А. В семейке может быть 2 – 6 грибов.
Б. В семейке может быть 20 – 60 грибов.
В. В семейке может быть 100 – 200 грибов
Г. Не знаю.
Задание 6. Во втором абзаце найди предложение о деревьях.Спиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. 1) Прочитай предложение и заполни таблицу:
Он срезал ножом и положил в корзину десять грибочков.
название предметов название признаков название действий название количества слова-помощники слова-указатели
2) Подчеркни в словах этого предложения орфограммы гласных.
3) Запиши количество звуков и количество букв в слове:
золотые____ звуков; ____ букв
Задание 8.
1)Запиши вопрос задачи, если она решается так: 46 + 30.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Запиши вопрос задачи, если она решается: 46 – 30.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 9.
Как бы ты записал вопрос к задаче про грибы, если она решается: 46 – 10
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Как ты думаешь, почему в лесу нелегко найти грибы? Укажи одну – две причины.
Я думаю, что в лесу нелегко найти грибы потому, что
1) _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 12.
Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова и выпиши их. Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом.
Незнакомое слово Значение незнакомого слова
1. __________________ – ______________________________________________
2. __________________ – ______________________________________________
3.___________________ – ______________________________________________
Итоговая комплексная работа 2 класс
I вариант
Класс 2 «___» Фамилия ___________________________________
Прочитай текст.
Что необыкновенного в обычных соснах?
5162550230505 С давних времён существуют на Земле сосны. Произрастают они в основном в Северном полушарии. Огромные леса, состоящие большей частью из сосновых пород, называются тайгой.
Все сосновые имеют хвою, которая живёт на деревьях от двух до пяти лет. Смена хвои происходит постепенно. На зиму сбрасывает хвою только лиственница.
19050126365 Какие сосны без шишек! У разных деревьев и шишки разных размеров. У сосны длина шишки до пяти сантиметров, а у ели до пятнадцати сантиметров. Шишки кедра имеют длину тринадцать сантиметров. С одного кедра можно получить до двенадцати килограммов чистого ореха. Из этих семян в Сибири делают кедровое масло.
Семена кедра распространяются кедровками и бурундуками, которые питаются этими семенами и делают запасы. Семена сосны и ели распространяются с помощью ветра.
Сосны и ели вырастают очень высокими – до восьмидесяти метров. Кедр может быть высотой до сорока метров.
У сосновых ценная древесина. Особое место здесь занимает лиственница. Её древесина отличается высокой прочностью, влагостойкостью и долговечностью. Её используют для подводных сооружений, в кораблестроении. Из неё делают мебель, строительные материалы. Из смолы хвойных деревьев вырабатываются необходимые человеку вещества - скипидар, канифоль, дёготь.
Хвойные деревья не только радуют глаз круглый год. В зимнее время хвойные деревья очищают воздух и наполняют его кислородом. Сосновые обладают оздоравливающими свойствами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части, выполняй по их порядку.
Задание 1.О чём говорится в третьем абзаце текста?
Ответ. В нём говорится о __________________________________________
Задание 2.Найди в тексте ответ на вопрос: «Как распространяются семена кедра?» Спиши это предложение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо исправь.
Задание 3.
1.Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие действие предметов (глаголы). Надпиши над ними: гл.
2.Найди в выписанном предложении слова, обозначающие названия предметов (имена существительные). Надпиши над ними:сущ.
Задание 4.
1.Найди и выпиши из текста по два названия объектов живой природы.
Животные: ____________________________________________________________
Деревья:______________________________________________________________
2. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 5.
1.Длина шишки ели 15 см, а сосны – 5 см. Запиши вопрос задачи, если она решается так: 15 - 5 =______________________________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ: ______________________
2. Во сколько раз длина шишки сосны короче длины шишки ели? Запиши выражение и вычисли его значение: ________________________________________________
460057551054031172154610101685290461010266700461010
Задание 6.Отметь значком у какого растения высота меньше, чем у лиственницы, но больше чем у пихты?
пихта
30 м
кедр
44 м
ель
80 м
лиственница
50 м
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не менее трёх заданий.
Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.
Сосны и ели вырастают очень высокими – до восьмидесяти метров. А про какое дерево говорится, что оно в два раза ниже? Запиши название этого дерева. Ответ поясни вычислениями.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.
Заполни таблицу, используя данные текста.
Деревья Длина шишек Кто на первом месте по длине шишки?
Какие места у остальных?
кедр ель сосна Задание 9. Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.
У ели корни расходятся в почве почти под самой поверхностью. А у сосны корни уходят очень глубоко в землю. Как ты думаешь, при сильном ветре какое дерево упадет быстрее? Ответ отметь значком .
А. Быстрее упадет сосна.
Б. Быстрее упадет ель.
В. Упадут одинаково быстро.
Объяснение. _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 10.
Как ты думаешь, почему человек бережно относится к хвойным деревьям? Укажи одну – две причины.
Я думаю, что человек бережно относится к хвойным деревьям, потому, что
1) ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Напиши, что означает слово «тайга».
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
II вариант
Класс 2 «___» Фамилия ___________________________________
Прочитай текст.
Что необыкновенного в обычных соснах?
5162550230505 С давних времён существуют на Земле сосны. Произрастают они в основном в Северном полушарии. Огромные леса, состоящие большей частью из сосновых пород, называются тайгой.
Все сосновые имеют хвою, которая живёт на деревьях от двух до пяти лет. Смена хвои происходит постепенно. На зиму сбрасывает хвою только лиственница.
19050126365 Какие сосны без шишек! У разных деревьев и шишки разных размеров. У сосны длина шишки до пяти сантиметров, а у ели до пятнадцати сантиметров. Шишки кедра имеют длину тринадцать сантиметров. С одного кедра можно получить до двенадцати килограммов чистого ореха. Из этих семян в Сибири делают кедровое масло.
Семена кедра распространяются кедровками и бурундуками, которые питаются этими семенами и делают запасы. Семена сосны и ели распространяются с помощью ветра.
Сосны и ели вырастают очень высокими – до восьмидесяти метров. Кедр может быть высотой до сорока метров.
У сосновых ценная древесина. Особое место здесь занимает лиственница. Её древесина отличается высокой прочностью, влагостойкостью и долговечностью. Её используют для подводных сооружений, в кораблестроении. Из неё делают мебель, строительные материалы. Из смолы хвойных деревьев вырабатываются необходимые человеку вещества - скипидар, канифоль, дёготь.
Хвойные деревья не только радуют глаз круглый год. В зимнее время хвойные деревья очищают воздух и наполняют его кислородом. Сосновые обладают оздоравливающими свойствами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части, выполняй по их порядку.
Задание 1.О чём говорится в четвёртом абзаце текста?
Ответ. В нём говорится о __________________________________________
Задание 2.Найди в тексте ответ на вопрос: «Как помогают человеку хвойные деревья в зимнее время?» Спиши это предложение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо исправь.
Задание 3.
1.Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие действие предметов (глаголы). Надпиши над ними: гл.
2.Найди в выписанном предложении слова, обозначающие названия предметов (имена существительные). Надпиши над ними: сущ.
Задание 4.
1.Найди и выпиши из текста по два названия объектов живой природы.
Деревья: _____________________________________________________________
Животные:_____________________________________________________________
2. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.
Задание 5.
1.Длина шишки кедра 12 см, а сосны – 4 см. Запиши вопрос задачи, если она решается так: 12 - 4 =____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сосчитай и запиши ответ: ______________________
2. Во сколько раз длина шишки сосны короче длины шишки кедра? Запиши выражение и вычисли его значение: ________________________________________________
460057551054031172154610101685290461010266700461010
Задание 6.Отметь значком у какого растения высота меньше, чем у ели, но больше чем у кедра?
пихта
30 м
кедр
40 м
ель
80 м
лиственница
50 м
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не менее трёх заданий.
Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.
Сосны и ели вырастают очень высокими – до восьмидесяти метров. А про какое дерево говорится, что оно в два раза ниже? Запиши название этого дерева. Ответ поясни вычислениями.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 8.
Заполни таблицу, используя данные текста.
Деревья Длина шишек Кто на первом месте по длине шишки?
Какие места у остальных?
сосна кедр ель Задание 9. Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.
У ели корни расходятся в почве почти под самой поверхностью. А у сосны корни уходят очень глубоко в землю. Как ты думаешь, при сильном ветре какое дерево упадет быстрее? Ответ отметь значком .
А. Упадут одинаково быстро.
Б. Быстрее упадет сосна.
В. Быстрее упадет ель.
Объяснение. _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 10.
Как ты думаешь, почему человек бережно относится к хвойным деревьям? Укажи одну – две причины.
Я думаю, что человек бережно относится к хвойным деревьям, потому, что
1) ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Напиши, что означает слово «тайга».
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Планируемые результаты изучения «Русского языка» во 2 классе
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргумента- ции, иной информации;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текстот стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Обучающийся научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).