Внеклассное мероприятие по математике Веселый математический поезд
Внеклассное мероприятие «Математический поезд»Слайд1
Предмет: математика
Классы: 6 «а» и 6 «б»
Автор: Вельмискина Раиса Васильевна, учитель математики
Тип занятия: игра – путешествие
Цели: активизировать познавательную деятельность учащихся ,повысить мотивацию учебной деятельности;развивать логическое мышление.Слайд2
Задачи: образовательные: учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать с учебной информацией, повысить уровень математического развития;
воспитательные: формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения;
развивающие: в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора. Внедрить мультимедийные технологии в процессе обучения.Слайды3-4
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная
Используемые технологии: развивающее обучение, ИКТ, игровая технология
Необходимое оборудование: билеты,компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, раздаточный материал (тексты задач), презентация, маршрутный лист, наградной материал.
План мероприятия:
Построение участников игры – путешествия
Знакомство с правилами игры и критериями оценки
Игра – путешествие «Математический поезд»
1станция «Эрудит»
2 станция «Веселые нотки»
3 станция «Угадай-ка»
4 станция «Внимательная»
5 станция «Светофор»
6 станция «Рыболовная»
7 станция «Поздравительная»
Ход мероприятия
Построение участников игры – путешествия
Знакомство с правилами и критериями оценки
Игра – путешествие
Команды за столами.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.
Касса. Слайды 5-7
Командам предлагаются задачи для устного счета. Ответы записываются на листочках (один от каждой команды). Ответы сразу проверяются и в зависимости от результата выдаются билеты в купейный и плацкартный вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.
Вопросы:
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
По дороге 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1)
Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села)
Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)
Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда в каком едет вагоне
Ведущий: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали.
По сигналу команды расходятся по своим станциям. Время пребывания на каждой станции 5 мин. По сигналу команды пребывают на следующую станцию. За временем стоянки следит ведущий. Сигналы подает ведущий (можно использовать запись гудка поезда).
1 станция "Эрудит".Слайды 8-10
Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В конце начальник станции суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.
Кроссворд
По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение)
2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
3. Число, на которое делят. (Делитель)
4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр)
По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое)
7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это (Остаток)
8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2 станция "Веселые нотки".Слайды 11-15
На этой станции команды по очереди должны спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов начальник станции записывает в маршрутный лист.
Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни).
3 станция "Угадай - ка".Слайды 16-17
Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла.
Словесные ребусы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Точка)
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Минус)
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ](Сумма)
Числовые ребусы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4 станция "Внимательная".Слайды 18-22. На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла. Ответы записывать на листках.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.На следующей остановке вышли 5 человек.Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз.Явились 2 друга и рыжий Барбос.Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели.Остались на речке только стрекозы,Кому не страшны ребятня и барбосы.Но вот что моя голова позабыла:Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.Продавал Трофим на рынке.У прилавка все толпились, покупали, не скупились.И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?
5. Задача о глупом Кондрате. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышатРебята несут в Ленинград?"Глупый, глупый Кондрат!Он один лишь и шел в Ленинград. А ребята с лукошками, котятами и кошкамиШли навстречу ему, в Кострому!]
5 станция "Светофор".Слайды 23-26
Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке - 4 очка, а если на зеленом кружке,то 2 очка.
.
Задачи:
1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка)
4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.
(2 очка - за каждую исправленную ошибку)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6 станция "Рыболовная".Слайд 27 На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г - 2 очка.
Задачи:
На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко)
За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко)
Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольких дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка)
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка)
Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)
7 станция "Поздравительная".Слайд 28
На эту станцию все команды приходят одновременно. Здесь жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд. За первое место - медаль "Вундеркинды года", за 2 место - медаль "Великие математики", сделанные из бумаги.
Литература, интернет – источники:
Гельфан Е.М. «Арифметические игры и упражнения», М.: «Просвещение», 1988;
Фарков А.В. «Математические олимпиады в школе», 5 – 11 классы,
М,: «Айрис – пресс», 2006;
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. «Математика. Задачи на смекалку», 5 – 6 классы, М.: «Просвещение», 1998;
Приложение к газете «Первое сентября» «Математика»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Внеклассное мероприятие по математике
"Любишь играть? Играй!"
Знаете ли вы друг друга?
На сцену выходит руководитель. Поздоровавшись с ребятами, он сообщает им, что сегодня праздник.
Пускай звенит повсюду смех, Грустить сегодня тяжкий грех!Смеяться, право, не грешноНад тем, что кажется смешно.
Объявляется судейская коллегия (Эксперты)
1 конкурс “Считайте, не зевайте!”
В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие разбиваются на две равные команды и выстраиваются в две шеренги одна против другой.
Для игры нужны два комплекта табличек с номерами от 0 до 9 . Желательно, чтобы таблички одного комплекта отличались от другого по цвету. К ним должны быть привязаны шнурки, чтобы играющие могли надевать таблички на себя.
На равном расстоянии от каждой шеренги сбоку ставятся два стула. Для того, чтобы во время игры они не сдвигались с места, лучше ставить их у самой стены.
Играющие обеих команд получают по табличке и надевают их на себя в порядке номеров. Против номера 9 в одной шеренге должен быть тот же номер в другой шеренге, против номера 8 - номер 8 и т.д.
Ведущий называет какое-либо арифметическое действие, например: “Семнадцать помножить на два”. Играющие подсчитывают в уме, сколько должно получиться, и обладатели тех табличек, из которых образуется необходимое число(34), должны побежать к своим стульям и сесть на них так, чтобы можно было прочесть это число.
Ведущий следит за тем, какая пара, представляющая ту или иную команду, выполнит задание быстрее. Этой команде засчитывается одно очко.
В конце игры подсчитывают судьи общее число очков, и команда, набравшая больше очков, выигрывает.
1 команда 17*245:554:2204:3450:5
2 команда30:294:269:3172:2180:2
Игра проходит по олимпийской системе. Примеры должны быть составлены таким образом, чтобы каждому из играющих хоть по одному разу пришлось участвовать в игре и бежать занимать свое место. Следовательно, в ответах каждое из чисел от 0 до 9 должно встречаться хоть по разу.
Чтобы легче определить победителей, ведущий ставит справа от себя представителя одной команды, а слева – другой и каждому из них вручает талон в том случае , если его команде засчитывается очко. В конце игры подсчитывается, кто получил больше талонов .
2 Конкурс “Соревнования телефонистов”.
Две группы играющих по 10 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущие сообщают по секрету первому в каждой команде скороговорку. По сигналу первые начинают передавать ее на ухо второму, третьему и т.д. Последние, получив “телефонограмму”, должны встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи, и представитель которой точнее произнесет ее вслух.
1 командаДва дровосека,два дровокола,два дроворуба.
2 командаСемеро саней,по семеро в саниуселись сами, все с усами.
Эксперты находятся около каждой команды.
3 конкурс “Волшебное число”.
В некотором Царстве, в некотором Государстве жил-был Иван–Царевич. И было у него четыре сестры: Марья, Ольга, Анна, Дарья. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван–Царевич сестер своих замуж за царей: медного, серебряного, золотого и бронзового. Целый год жил без сестер и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестер и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.
Иван–Царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны 2 примера (с указанием номера команды)
1_4*8**5*11423
2_*3*46*7*81651*
Если правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу.
Преодоление первой преграды приносит очки командам (жетоны получают капитаны)
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-Царевичу, но только в том случае, если его воины решат уравнения:
1
85-z=36
2
x+37=85
Подводим итоги на втором этапе.
“Прощаясь с Иваном-Царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.
1
(x+15)-8=17
2
(24+x)-21=10
Черный Ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье, замкнул на “4 замка”
Подводим итоги третьего тура. Члены команд помогают.
“ Иван–Царевич произнес волшебные слова”, назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение: m:127=1.
Устно решил его Иван–Царевич. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван–Царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить–поживать и добра наживать.
Подводятся итоги всей игры устанавливается команда-победитель.
4 Конкурс “Математическая рыбалка” (игра со зрителями)
5 Конкурс “Лучший шахматист” - “Ход конем или загнать коня в угол” .
Большая магнитная доска, играют два человека. Ведущий ставит коня в любом месте поля. Участники ходят конем, и кто первый загонит коня в угол, тот и выигрывает.
6 Конкурс капитанов – игра “Крестики – нолики”.
7 Конкурс “Мисс- математика”.
Участвуют 4 девочки - по одной от каждой команды. У каждой девочки есть овал, треугольник и квадрат. Сделать картинку-аппликацию - самое нарядное платье для нашей Царицы-математики. Какое понравится ей больше всего, тот и победит.
Объявляется “Мисс –математика”, передаем корону.
Подводим итоги конкурса.
8 Заключительный конкурс- эстафета (20 примеров)
Выстраиваются друг за другом по 5 человек от каждой команды. По сигналу ведущего, стоящие первыми бегут к сцене”. Там каждый получает листок с задачей; решает, отдает эксперту и бежит на свое место. После этого выбегает следующий участник команды и т.д. В качестве эстафетной палочки передается карандаш.Подводим итоги всех конкурсов. Награждаем команду–победительницу лентой “ЧЕМПИОН”.