Сценарий занятия для педагогов по теме Система оценки образовательных достижений учащихся


Ленинградский областной институт развития образованияФакультет «Менеджмент в образовании»
Проектное заданиена тему: «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования».
Выполнила: Мишарина Людмила Николаевна
учитель физики МОУ «СОШ» с.Подъельск
Корткеросский район, Республика Коми
Проверил: Ф.И.О., кафедра,
должность, звание
Санкт-Петербург
2012 год
Введение.
Стандарт общего образования предъявляет новые требования к подготовке учителя:
системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ;
изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные);
изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.
Вводное занятие по теме «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования» призвано помочь учителям сориентироваться в системе оценки образовательных результатов обучающихся, проанализировать сложившуюся ситуацию в области образования в контексте реализации новых ФГОС.
Цели:
оказание теоретической и практической помощи педагогам в овладении современными подходами к системе оценки достижений планируемых результатов общего образования;
подготовка педагогов к деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Задачи:
анализ существующей системы оценивания и осмысление новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
анализ особенностей оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образования;
осмысление путей обновления системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Ожидаемый результат - профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС:
• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
• принятие идеологии ФГОС общего образования;
• освоение новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся.
Занятие предназначено для педагогов общеобразовательного учреждения, проводится в форме мозгового штурма и с применением техники «снежный ком» - наиболее активных и эффективных форм методической работы. Принятие идеи ФГОС требует вдумчивого индивидуального подхода. Открытия при изучении основных документов, связанных с внедрением ФГОС в образовательный процесс, у каждого «свои» и, каждый педагог должен осмыслить и принять их. В рамках коллективной работы возможно педагоги найдут ответы на многие вопросы, возникающие при детальном изучении раздела ООП «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования». Работая в парах и в небольших группах каждый педагог может высказать свое отношение к рассматриваемым вопросам. С этих позиций техники мозгового штурма и «снежный ком» наиболее приемлимые формы работы по изучаемому вопросу.
Сценарий учебного занятия.
1). Ведущий знакомит присутствующих с темой занятия «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования». (Слайд 1).
Предлагает учителям выявить основные недостатки существующей контрольно-оценочной системы. (С применением техники «мозговой штурм»).
Задание 1.Ответьте на вопрос: для чего нужна оценка учащимся?
Предполагаемые ответы:
Оценки нужны для того, чтобы дисциплинировать учащихся, повышать их ответственность за свою работу.
Оценки должны быть строгими. Ученики должны знать, что оценка будет снижена не только за допущенные ошибки, но и за недопустимое поведение на уроке, невыполнение требований учителя.
Оценки нужны для информирования учащихся об их индивидуальном продвижении и возможностях дальнейшего развития.
Система оценивания должна быть прозрачной и понятной для учащихся. Они должны знать, при каких условиях можно рассчитывать на удовлетворительную оценку, что надо сделать для повышения уровня своей образованности и соответственно отметки.
2).Ведущий : Что понимается под системой оценивания? Как вы думаете?
Предполагаемые ответы:
Система отметок за выполнение того или иного задания, требования (нормативы) к оценке.
Ведущий : Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. (Слайд 2).
3).Предлагает ответить на вопросы и оценить эффективность существующей системы оценивания (вопросы на листочках, участники отвечают устно).
Задание 2.Оцените эффективность существующей системы оценивания. Сложившаяся система оценивания способствует (вариант ответов: да, нет, трудно сказать):
Росту познавательной активности всех учащихся?
Росту познавательной активности отличников?
Росту познавательной активности троечников?
Росту познавательной активности неуспевающих?
Систематической самостоятельной работе всех учащихся?
Систематической самостоятельной работе отличников?
Систематической самостоятельной работе троечников?
Систематической самостоятельной работе неуспевающих?
При сложившейся системе оценивания (варианты ответов: часто, редко, трудно сказать)
Как часто вы встречаетесь со случаями списывания, подсказками, скачивания готовых ответов из Интернета или различных пособий?
Какая часть ваших учащихся может определить свои достижения, указав, чему они научились за конкретный период обучения?
Какая часть ваших учащихся может определить, что они не умеют?
Проявляют ли родители интерес к качественной оценке достижений или неудач своих детей?
Проявляет ли администрация школы интерес к качественной оценке образовательных результатов?
Ведущий делает вывод: Как часто в ваших ответах прозвучали слова «да»,«нет», «затрудняюсь ответить»? Можно ли утверждать , что существующая система оценивания является контрольно – оценочной?
Задание 3.Просит присутствующих сформулировать5-7 предложений , отражающих недостатки контрольно-оценочной системы. (С применением техники «мозговой штурм»).
(Слайды3-4). Недостатки существующей контрольно-оценочной системы:
ориентация в контрольно-оценочной деятельности школы на «знаниевую» сторону образования, на проверку репродуктивного уровня усвоения материала, умения действовать по извне заданному алгоритму;
отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу подростков;
отсутствие целенаправленной педагогической работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
«субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания; многие преподаватели используют оценку в качестве дисциплинарной меры, либо как средство принуждения;
формализм в проведении итоговой аттестации, ориентированной на достаточно «узкий» результат образования современных школьников;
подведение итогов обученности школьников по совокупности текущих, имеющих высокий уровень субъективизма, отметок, что не отражает подлинности результатов, не дает возможности учитывать действительную динамику учения и обучения учащихся.
Ведущий делает выводы, формулирует основные идеи ФГОС общего образования, используется презентация: «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования» (Слайды 5-7) и «Проблемы оценки образовательных достижений старшеклассников и абитуриентов», Ковалевой Галины Сергеевны, заместителя директора ФИПИ (Слайды 2-10).
Предлагает поработать с текстами ООП: с использованием техники «снежный ком», индивидуальная работа может быть выполнена самостоятельно до занятия. Учителя работают в парах, группах.
Задание 4. Выявить особенности оценивания личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся и результаты занести в Таблицу 1.
Особенности оценивания образовательных достижений Таблица 1
Образовательные
достижения Объект
оценки Инструментарий Описание и
организация Формы оценивания
Личностные МетапредметныеПредметные После заполнения Таблицы 1 в парах проговаривают результаты в четверках: корректируют, обсуждают, сравнивают. Затем идет обобщение полученных результатов – обсуждение особенностей оценки личностных, метапредметных , предметных достижений обучающихся со всей группой слушателей.
Ведущий подводит итог обсуждения (презентация слайдов 8 -17).
Ставит проблему: как отслеживать результаты достижений обучающихся? Кто этим должен заниматься?
Обращает внимание присутствующих на разделы ООП «1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений» и «1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию» и предлагает выполнить.
Задание 5.Представить информацию в виде кластера. Работа в группах :
1)алгоритм проведения внутришкольного мониторинга; 2) структура портфеля достижений;
3) структура итоговой оценки обучающихся. (Приложение 1).
После выполнения задания группы защищают свои работы, идет осмысление, обсуждение, формулируются выводы по содержанию обсуждаемых разделов.
Ведущий подводит итог:
результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения;
оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями;
педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании;
в случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Присутствующие знакомятся с абзацем и осмысливают полученную информацию.
Ведущий обращает внимание на раздел «Оценка результатов деятельности образовательного учреждения» , отражающий внешнюю оценку образовательных достижений обучающихся. Предметом оценки результатов деятельности образовательного учреждения в ходе аккредитации и аттестации педагогов является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения.
Заключение.
Полученные в ходе занятия предложения, выводы, замечания , вопросы призваны помочь осмыслить новые подходы к «Системе оценки достижения планируемых результатов общего образования». В конце занятия ведущий предлагает учителям сделать выводы о полученной в ходе обсуждения информации, о работе группы , о результативности работы, т.е. провести рефлексию.
Каждому участнику занятия подумать над утверждениями и ответить: - да,- не совсем,- нет.
1.Полученная информация полезна для меня.
2.Теперь я понимаю, чем новая система оценки достижений обучающихся отличается от существующей системы оценки.
3.Теперь я знаю, с чего надо начинать.
Спасибо за внимание!
Список использованных источников:
1.Рогозина,Т.В.,Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и система их оценки.2. F:\Стажировочная площадка\Семинары для тьюторов Коми.
3.Проектирование системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях введения и реализации ФГОС начального общего образования, Тамбов,2011г.
4.Интернет ресурсы:
e-mail: kovaleva@fipi.org www.fipi.ru
http://go.mail.ru/search prim_prg.zip А. М. Кондаков, Л. П. Кезина Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения- М.,«Просвещение»,2011
Приложение 1.