Выступление на педагогическом совете«Организация текущего контроля над качеством знаний, умений и навыков младших школьников»
Муниципальное образовательное учреждение «Травинская средняя общеобразовательная школа»
Выступление
«Организация текущего контроля над качеством знаний, умений и навыков младших школьников»
Работу выполнила:
Миронова Нина Александровна,
учитель начальных классов
2013 год.
«…Творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.» (М.М.Поташник ) На современном этапе к качеству образования школьников, и младших в том числе, предъявляются высокие требования. И это обоснованно, так как обществу нужны компетентные и творческие люди, способные принимать решения и нести за них ответственность. Первые «росточки» такой личности «взращиваются» в начальной школе. Но уже в этом возрасте каждый ученик – это личность со своими способностями, особенностями и возможностями, не учитывая которых невозможно получить хороших результатов. Учитель должен знать особенности каждого ученика и учитывать их в обучении и воспитании. На сегоняшний день преемственность у нас отсутствует, мы лишь проводим педсовет. Очень важна ранняя диагностика детей, поступающих в 1 класс. Не все особенности ребёнка может квалифицированно определить учитель. Для этого существуют такие специалисты, как неврологи, невропатологи, психиатры ( детские). Нужна совместная работа учителя, логопеда, социального педагога. Необходима планомерная , целенаправленная воспитательная работа с детьми и их родителями. Только совместная работа учителя и родителей при поддержке детских специалистов способны создать благоприятные условия для процесса обучения и воспитания. А дальше, как говорится, «дело техники». Обучение в соответствии с программой, на высоком уровне сложности, приоритете теоретических знаний, значимости практической деятельности и чётко организованном контроле возможно стремиться к вершинам познания.
Я далека от мысли, что знаю как решить все проблемы. В одном я убеждена : сегодня другие дети, не такие, как 15 – 20 лет назад. Не все мои приёмы , выработанные за годы работы, срабатывают и приносят желаемые результаты. И ещё: только я, учитель, должна искать выход из создавшихся проблем. Потому что я этому училась, моя профессия – учитель, я взяла на себя ответственность учить детей, и я должна знать, как это делать (изучала педагогику и психологию). Никто другой, ни плохой, ни хороший родитель, директор, инспектор, методист не придёт со мной в класс и не станет за меня искать пути решения проблем моего класса. А вот обращаться за помощью, советом, поддержкой к кому угодно я могу, имею право. Получается, что сегодня необходимо перестраиваться самому учителю. А это далеко не просто. Но необходимо. Поскольку наше спокойствие не наступит до тех пор, пока не получим желаемых результатов в обучении и воспитании. Наверное, сегодня стоит нам перечитать и педагогику, и психологию, вспомнить, какие методы, приёмы, а главное и средства необходимо использовать, применять, чтобы дети большую часть учебного материала изучали и усваивали, запоминали НА УРОКЕ, вместе с учителем. Чтобы на уроке составлялись необходимые таблицы, конспекты, схемы – опоры, помогающие понять и запомнить новый материал. Сегодня новый материал в старших классах часто сложный и объёмный. Мы, учителя, часто вслух об этом говорим, но при этом также часто даём детям его переваривать самостоятельно, потому что при проверке домашнего задания из – за плохой подготовленности учащихся на новый материал остаётся слишком мало времени. Мы не успеваем сделать всё необходимое на уроке, а пройти программный материал надо. Вот и получается, что в домашнее задание дети получат всё то, что надо пройти, но они не смогут его опять хорошо подготовить. Замкнутый круг. Мы можем сколько угодно говорить о том, как мы хорошо работаем, какие приёмы используем, сколько всего делаем на уроке, но.. Но если на уроке у меня половина класса получит двойки, это результат моего труда, учительского. Значит я что – то сделала не так в плане обучения или воспитания или что – то вообще не сделала. И вот это что – то выяснять должна я – учитель. И никто другой: ни классный руководитель, ни родитель. И принимать меры должен тоже учитель. Конечно, можно возразить, возмутиться, сказать, что мы всё делаем, но у нас плохие дети, плохие родители. Но и с теми, и с другими к нам работать не придёт никто. Значит надо, засучив рукава, суметь сделать их хорошими, нас понимающими, нам помогающими. Тоже замкнутый круг. Думаю, что нам над этим надо работать.
У каждого учителя есть опыт, которым можно поделиться. Я поделюсь опытом организации текущего контроля.
Одним из методов, применяемых в моей практической деятельности, является дифференцированное обучение. Оно необходимо, так как возможности детей не одинаковы. Одни воспринимают информацию и легко применяют её в практической деятельности, применяют творчески. Другим детям, чтобы применить её на практике, необходимо много времени на осмысление, запоминание, а порой и методы, и приёмы, и средства учитель для них подбирает иные, чем для остальных детей класса. Соответственно успехи у детей будут разные и контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся тоже должен осуществляться дифференцированно.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского труда определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Оценивая работу и успехи детей , мы не всегда мотивируем оценку, порой бываем не объективны. Забывая при этом о значимости оценки для детей.Контроль и оценка имеют несколько функций.Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний – умений - навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку: но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
Глава 2 . Организация текущего контроля знаний, умений и навыков младших школьников на уроках математики
2.1.Оперативность, динамичность и гибкость проверки результатов обучения Наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения- это текущий контроль. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда ещё трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки. Выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к ещё неусвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений и планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
В практике работы школы утвердились разные формы, методы и приёмы контроля результатов учебной деятельности учащихся. Но какими бы ни были, они должны реализовывать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность. Они должны обеспечивать всестороннюю проверку знаний. Усвоение всех основных компонентов, их составляющих; определение уровня усвоения знаний, контроль умений и навыков познавательного практического характера; оперативность контроля и его своевременность; не только контролирующую, но и обучающую и воспитывающую функции контроля.
На различных этапах учебного процесса применяются разные виды, формы, методы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Текущий контроль проводится в устной и письменной форме. Устный опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, изложение доказательств. Так можно проверить знание правил, законов математики, алгоритма действий при нахождении неизвестного компонента, выборе рациональных способов вычислений, выборе решения задачи, проверке знаний таблицы сложения, умножения. По русскому языку можно проверить степень понимания изученных грамматических явлений, умений производить простейший языковый анализ слов и предложений, орфографические и пунктуационные умения и навыки. По литературному чтению – умение работать с текстами разного жанра, отвечать на вопросы, осознанность чтения, умение составлять план, находить сравнения, эпитеты, определения, фразеологизмы.
Письменные формы контроля мною используются часто. Это, как правило, небольшие самостоятельные работы, которые могут быть рассчитаны на 2-5 минут, на 5 – 10 минут, а иногда до 15 минут. С них начинается почти каждый урок русского языка и математики. Они направлены на проверку знаний и умений учащихся по небольшой (ещё не пройденной до конца) теме . Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Очень важным считаю то, что очередную работу по контролю мы планируем вместе с детьми, с ними выбираем время и форму (в виде словесного определения, в виде схемы – опоры, в виде краткого или развёрнутого ответа на вопросы, записать в виде формулы, в виде выражения, только ответы). К этим работам готовимся на уроках и дома, об этом знают и родители. Такого контроля дети не боятся. Когда эта проверка ведётся на начальном этапе становления умений и навыков, то я её не оцениваю отметкой, а отмечаю знаками: - (не знает, не умеет, слабо усвоил), + (хорошо знает, умеет), 0 – (отлично). Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой .Все работы хранятся .У учителя , ученика и родителей всегда есть возможность посмотреть, увидеть успехи Учитывая, что у нас нет классов коррекции, а обучаются и такие дети, да и просто дети с очень слабыми способностями, первые результаты неутешительные. Учителю приходится проявить учительскую мудрость и направить усилия на создание ситуации успеха. Анализ работ каждый раз начинаем со слов: «Кто доволен своими результатами? Я рада за вас! А кто хотел бы улучшить свои результаты? Где вы ошиблись? Давайте выясним, из за чего вышла ошибка (забыли правило, ошибки в вычислениях, не понял задание). Какая помощь вам нужна? Где её можно найти (если в учебнике или в тетради, то на какой странице)».У детей отсутствует прежде всего страх. На уроках царит свобода мысли детей, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не стесняется признавать и обсуждать свои ошибки. «А что ты должен сделать сам? Я верю, что мы с этим справимся, если постараемся. Я тоже готова вам помочь». Каждая работа может перерабатываться несколько раз, до тех пор, пока результаты удовлетворят и ученика, и учителя. По «Тетради успехов» учитель может проследить успехи каждого ученика.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами, индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную работу я могу предложить ученику, который пропустил много дней по болезни, не усвоил какой – то раздел программы, ученику, работающему в замедленном темпе или очень неуверенному в себе и робкому. Для такого ученика во время выполнения индивидуальной самостоятельной работы поддержка учителя очень важна, а хорошо выполненная работа становится основанием ощущения уверенности в своих силах.
Для проверки знаний и умений по отдельным значимым вопросам курса провожу динамичные самостоятельные работы на непродолжительное время. Они позволяют перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ использую не только общие для всего класса задания, но и индивидуальные карточки, тестовые задания, таблицы
Контрольные работы оцениваются отметкой. Однако, для того чтобы отметка отражала истинную картину успехов или неудач школьника, я делаю классификацию ошибок по каждой работе. В своей «Тетради учёта успехов и пробелов в знаниях , умениях и навыках учащихся» напротив фамилии каждого ученика , допустившего ошибку на определённое правило, я ставлю знак «минус».Это означает, что есть пробел, нужна индивидуальная работа. Индивидуальную работу веду на уроке, даю карточку для домашней работы, провожу неоднократно контроль над продвижением успехов. О результатах такой работы знает каждый ученик, ставлю в известность родителей. Постепенно рядом с минусами появляются плюсы. Значит, проблема решается, успех виден всем: учителю, ученику, родителям. Такая работа ведётся в системе и даёт положительные результаты, правда достигаются они с разным количеством затраченного времени . Результаты успехов становятся известны детям, родителям, а поставленные задачи и приложенные задания для них становятся наиболее значимыми и побуждают к самосовершенствованию.
Это позволяет не только держать под постоянным контролем качество ЗУН учащихся, но и развивать навыки самоконтроля. С умелой подачи учителя дети учатся составлять памятки, алгоритмы, понимать смысл каждого конкретного действия. Каждый раз при решении конкретной задачи ученик должен выбрать способ её выполнения, то есть выбрать тот алгоритм, который необходим в данном случае.
Не секрет, что не все дети любят учить правила и повторять их. «Золотое правило» - повторение – мать учения. А чтобы можно было заглядывать в подсказку часто и с наименьшей затратой времени, мы с детьми сделали тетрадь – памятку и назвали ее «Учись учиться».
В неё записываем схемы – опоры по русскому языку и математике. Вот некоторые из них:
Части речи
Существи-тельноеПрилага-тельноеГлагол Местоиме-ниеНаречие
Обозначает предмет, явление.
Обозначает признак.
Обозначает действие.
Обозначает предмет, явление, но не называет.
Место, время, образ действия.
Кто?
Что? Какой? Что делать? Кто?
Что? Где?
Когда?
Как?
Куда?
Откуда?
служебные предлог союз Три склонения имен существительных.
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
М.р. -а, -яМ.р. Ж.р.
Ж.р. С.р. -о, -е-ь
Название действий и их компонентов.
Слаг. + Слаг. = Сумма
8 2 10
Сумма Ум. - Вычит. = Разность
8 2 6
Разность Множ. * Множ. = Произв.
8 2 16
Произв. Делимое : Делитель = Частное
8 2 4
Частное 4. Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок.
Умножение, деление - Сильные действия
Сложение, вычитание - Слабые действия
3 1 4 2
a + b : c - d х m
3 2 4 1
a – ( b + c ) + d : m
Эта тетрадь является помощником до тех пор, пока правила и алгоритмы действий не будут усвоены детьми и доведены до автоматизма, а на пути к достижению этого результата дети пользуются ими без ограничений со стороны учителя: ведь самое важное – уметь ими пользоваться, а на запоминание каждому ученику понадобится свое количество времени и учитель не только должен это помнить, но и предоставлять такую возможность каждому. Только предоставив детям такую возможность можно рассчитывать на успех каждого.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, которую можно исправить в ходе анализа, повторения изученного, отработки алгоритма действий через систему правильно подобранных упражнений для текущего контроля и оптимального количества времени для каждого для запоминания и овладения умениями.
Одной из основных составляющих успешного получения знаний, умений и навыков по математике в начальной школе является прочное знание таблиц сложения и умножения. С этой целью мною составлен перечень заданий для проведения текущего контроля (контроль осуществляется в данной последовательности):
Таблица умножения и деления:
1).Записать по памяти таблицу умножения на 2, 3, 4,…….., 9.
2).Выписать из таблицы примеры с одинаковыми множителями и составить соответствующие случаи деления.
3). Записать строчки из таблицы умножения, которые имеют одинаковые значения произведений, и составить соответствующие им случаи деления.
4).Выбери из каждого столбика таблицы случаи умножения на 1, на 10, сделай вывод: почему эти строчки из таблицы можно исключить и не заучить. Составить соответствующие им случаи деления.
5). Выпиши из таблицы строчки, которые можно «изъять» и объясни, почему это возможно (например, 3 * 2 = 6 и 2 * 3 = 6). Составь соответствующие им случаи деления.
6). Запиши таблицу в сокращённом виде:
Но этому предшествует работа по сокращению таблицы умножения. Из неё исключаются повторяющиеся строчки, такие как 2 *3 = 6 и 3 * 2 = 6 (переместительный закон умножения). Также исключаются строчки 2 * 1 = 2 и 2 * 10 = 20 ( и им подобные: дети знают, что умножая на один, получаем это же число, а умножая на 10 дописываем нуль). И к моменту заучивания таблица умножения, например, выглядит следующим образом:
на 3: на 8: на 9:
3 * 3 = 9 8 * 8 = 64 9 * 9 = 81
3 * 4 = 12 8 * 9 = 72
3 * 5 = 15
3 * 6 = 18
3* 7 = 21
3 * 8 = 24
3 * 9 =27
Таким образом, организованный в системе текущий контроль позволяет детям многократно и, что особенно важно, непринуждённо, творчески относиться к таблице умножения, прочитывать её, осмысливать задания, опираясь на полученные знания сокращать таблицу, которую необходимо выучить, что заранее направляет деятельность ученика на полезную для него работу. В тоже время много раз прочитанные строчки таблицы запоминаются быстрее. При этом, конечно, обнаруживаются проблемы: не все дети легко и одновременно выучивают таблицу. Считаю очень важным отношение учителя к этим проблемам. Анализ каждой такой работы начинаю со слов: «Кто доволен результатом своего труда? Кто считает, что ему надо бы улучшить его? Кому нужна помощь? Что для этого ты должен сделать сам?» Дети сами приходят к выводу, что необходимо доучить таблицу, и это становится домашним заданием, которое ученик определил себе сам (это очень важно). Причём, письменные кратковременные проверки таблицы умножения хороши ещё и тем, что из них мы выписываем только те строчки, в которых допущены ошибки и учим только их к следующему уроку. А их гораздо меньше, чем вся таблица, что помогает заранее предвидеть успех.
Усложняя задания, я стараюсь показать детям, что таблица умножения необходима для дальнейшей учёбы, а не только сегодня на уроке. Предлагаю выполнить следующие задания:
1.Запиши только одну строчку из таблицы, которая помогает решить пример:
(10 + 2 ) * 3 = Это: 3 * 2 = 6, а 3 * 10 = 30 – не из таблицы ( по правилу частного случая умножения).
При этом проверяю:
1) . Знание способов умножения суммы на число;
2) . Закрепляем табличные случаи умножения.
3). Знание правила умножения на 10, 100, 1000.
2. Зная, что 3 * 3 = 9 и 30 = 10 * 3 , продолжи столбики и строчки:
3 * 3 = 9 9 : 3 =…. 3 * 40= 3 * 4 * 10…….
3 * 30 = 3* 3* 10 = 90: 3 =….. 120 : 10 =……..
3* 300 = 3 * 3 ….= 900: 3 =….. 120 : 12 =……..
3* 3000 = 3* 3 ………= …. ……………. 1200 : 10 =……
9 : 3 = 3
90 : …..=
900 : ….=
………………………
Эти задания позволяют учителю проверить не только знание соответствующих случаев табличного умножения, но и соответствующих случаев деления и применение этих знаний в нестандартной ситуации. Систематическое проведение подобных работ, последующий обязательный и подробный анализ их выполнения, составление алгоритма действий позволяют учащимся сделать выводы: о способах умножения и деления круглых чисел, опережая изучение данной темы, что предоставляет детям возможность сделать маленькое «открытие» и сверить его с правилом, предложенным учителем. Ситуация успеха позволяет не только поддерживать творческую активность учащихся, но и побуждает к самопознанию: дети стремятся сами составлять подобные задания.
Аналогично проводить контроль над запоминанием таблицы сложения в пределах 20, которая сокращается, из неё убираются повторяющиеся строчки, такие как 2 +3 = 5 и 3 + 2 = 5 (переместительный закон сложения). Также исключаются строчки 2 + 1 = 2 ( и им подобные: дети знают, что прибавляя один, получаем следующее при счёте число). И к моменту заучивания таблица сложения выглядит следующим образом:
2 + 2 = 4 3 + 3 = 6 4 + 4 = 8 5 + 5 = 10 ……. 9 + 9 = 18
3 + 2= 5 4 + 3 = 7 5 + 4 = 9 5 + 6 = 11
4 + 2 = 6 5 + 3 = 8 …………. ………….
…………. ………….
Очень важно, что сокращение таблицы происходит на уроках вместе с детьми и потому они с большим желанием «делают её меньше», опираясь на знания и умения. На первых порах не все дети легко и сразу запоминают таблицу. Помогает постоянный контроль, в том числе письменный (на маленьких листочках). Вначале свою работу дети проверяют сами с опорой на таблицу. Затем работают в парах. Пары могут меняться. Примеры, в которых были допущены ошибки, дети выписывают в тетрадь и дома учат. Затем предлагаю выполнить задания, в результате чего дети сами убеждаются в необходимости заучивания таблицы:
Запишите как можно больше примеров, значение которых можно найти, зная только одну строчку из таблицы сложения( 3+2=5)
В ходе работы появляются столбики с продолжением:
3+2=5 30+20=50 33+20=53 32+20=52
2+3=5 ………… ………… …………
5-2=3 …………. ………… …………
5-3=2 …………. ………… …………
33+22=55 300+200=500 320+200=520 302+200=502
…………. …………….. ………… ……………….
…………
…………
………..
Обращаем внимание с детьми, что для сложения любого числа с нулём не нужна таблица.
Подобным образом дети учатся работать с любой строчкой таблицы, выстраивают цепочки логических рассуждений и обобщений. Это способствует не только запоминанию таблицы, но и применению ее в нестандартной ситуации и, что особенно важно, убеждает детей в необходимости заучивания ее, которое происходит непринужденно по собственной инициативе, так как по результатам каждой проверки учитель и ученик совместно определяют причину ошибок и намечают пути их устранения. В ходе дальнейшей индивидуальной и групповой работы учащиеся получают возможность неоднократно пересдать работу, тем самым улучшить свои результаты. Такая работа позволила к концу обучения в 4 классе (2011 – 2012 учебный год) добиться следующих результатов: таблицу сложения в пределах 20 на «5» знали 25 учеников, на «4» - 2 уч., на «3» - 2 уч. (из 29 учащихся); таблицу умножения – на «5» - 23уч.,на «4» - 4 уч., на «3» - 2 уч., причем зубрить ее не приходилось совсем. Довольствоваться полученными результатами нельзя, так как таблицы надо знать только на «5».
В курсе математики ученик, оканчивающий начальную школу, должен знать соотношения между единицами длины, массы, площади, времени, уметь сравнивать и переводить крупные единицы в более мелкие и наоборот и выполнять действия с ними. В результате планомерной учебной деятельности и системы организации текущего контроля мною были намечены следующие виды контроля над большой темой «Величины. Действия с величинами»:
Воспроизвести письменно таблицы:
Меры длины.
Первый урок.
а) б)
1см=….мм 10мм=…см
1дм=…см=….мм 10см=…дм1м= …дм=…см=…мм 100мм=….дм1км=….м 10дм=….м
100см=…м
1000мм=…..м
Меры массы.
Второй урок.
а) б)
1кг=….г 1000г=…кг
1ц=…кг=…г 100кг=…ц
1т=….ц=….кг 100000г=….ц
10ц=…т
1000кг=….т
Меры площади, меры времени – аналогично (третий, четвертый уроки).
2)Заполни пропуски и продолжи:
Пятый урок.
а) меры длины
1м=…см 300см=….м 1м20см=…см
2м=…см 400см=…м 320см=…м…см
5м=…см 800см=…м 860см=…м…см
…….. …………. ………………
Шестой урок.
б) меры времени Как можно вычислить?
1ч=…мин , 60мин=….ч 60:60=1
2ч=…мин 120мин=…ч 120:60=2
4ч=…мин 180мин=…ч 180:60=3
………… ………… …………..
Седьмой урок
в) Меры площади (ПО АНАЛОГИИ С ШЕСТЫМ УРОКОМ)
Г) Восьмой урок (ПО АНАЛОГИИ С ШЕСТЫМ УРОКОМ)
Девятый урок.
Выпиши по группам:
Меры длины Меры времени Меры массы Меры площади…………… ……………….. ………………. ……………….
3дм4см, 2сут, 327км, 45мм, 175ц, 3дюйма, 49дм2см, 1км365м, два столетия, 4аршина, 640га, 4 недели, 16пудов, 7т605кг, 1328г, 170м2дм
Заполнить пропуски и доказать правильность:
Десятый урок.
а) 3м=…см т.к 3*100=300
2дм=…см, т.к. ………
3м7дм=…дм т.к 3*10+7=37
120мин=…ч т.к………….
420ц=…т…ц т.к……….
2т4ц=…кг т.к. 2*1000+4*100+2400
Одиннадцатый урок.
б) 3ч48мин….230мин т.к 3*60+48<230
2400м…2км600м т.к2400 < 2*100+600
Когда данный вид текущего контроля завершён в предложенной последовательности, предлагаю следующий:
1. Запиши по памяти:
Единицы длины.
......................
2. Единицы массы.
...........................
3.Единицы площади.
.......................................
4.Единицы времени.
....................................
5.Распредели по столбикам:
Единицы Единицы Единицы Единицы длины: массы: площади: времени:
24 см , 4км 136 м , 45 мм , 7 ч 24 мин. , 400кв. м. , 756км 320м , ..........................................................................................................
6.Заполни пропуски:
1 см = .....мм 10 мм=.....см
1 дм = ....см....мм 10 см =......дм
............................ ......................
(Меры площади, массы и времени аналогично)
7. 1м =....см 300см=.....м 1м 20см=...см
2м =.....см 600см=....м 320см=...м...см
5м=......см 800см=....м 860см=...м...см
8. Заполни пропуски. Запиши алгоритм действий.
Алгоритм:
120 мин.=....ч 1ч=60 мин. 120 : 60=2 (ч)
24дм=....м...дм 1м=10дм 24:10=2(ост.4) (2м 4дм)
........................ .................. ............................................
6км 124м=......м 1км=1000м 6 *1000+124=6124 (м)
...........................................................................................................
9. Сравни:
Алгоритм:
3 ч 48 мин...348мин 3*60 +48=228
2400м...2 км 600м 2*1000 +600=2600
................................ ....................................
10. Выполни действия:
Алгоритм:
17 ч 45 мин.+6 ч 16 мин. ч+ч......мин+мин6 т 12 ц+720 ц 1т=10ц 6*10+12=72 (ц) ц +ц
.............................. ..........................................................
Данный вариант в чём – то дублирует предыдущий, а это даёт возможность тем, кто хорошо всё усвоил, убедиться в своих достижениях. Тем, кто имеет пробелы – ликвидировать их. Однако, это не одинаковые задания.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Результативность и значимость текущего контроляСистема контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. В моей системе работы это важные положения. Любая деятельность порождается определёнными мотивами и протекает в определённых условиях. Следовательно, чтобы возникло учение, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие индивида к овладению определёнными знаниями и умениями. Наиболее важными являются внутренние мотивы, которые побуждают человека к учению как к своей цели . Примером могут служить интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный уровень. И, безусловно, активное участие каждого ученика в анализе своей деятельности, адекватное принятие полученного результата и оценки, желание улучшить результат. При ознакомлении каждого ученика с результатом каждой работы текущего контроля никогда не говорю, что «вы не знаете, вы не умеете, вы не смогли». Это ребёнок определит или примет сам. Главным считаю выяснить, «кто доволен результатом, кому нужна помощь и какая, от кого, где её можно найти в учебнике или тетради, и что при этом ты можешь (или должен) сделать сам». Мои дети это умеют делать. Они становятся не только учениками, получающими знания, но и умеющими добывать их на более высоком уровне.
Действия становятся мотивами деятельности, если они связываются с источниками определённой активности человека. Учение складывается из определённых действий. Они зависят от положения, которое занимает обучающийся в поле педагогических действий, выполняющих активный самостоятельный поиск, обнаружение и использование информации. Правильно организованный и проводимый в системе текущий контроль, последующая работа над ошибками (коллективная и индивидуальная на уроке и дома) ставят ученика и учителя в позицию единомышленников, помогают формировать навыки самоконтроля.
Обучение предполагает наличие направляемой познавательной активности ученика. Учение в нём складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки, экспериментирование, выбор и применение понятий. Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность к получению знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга как школьника; приучение их к выполнению требований; поощрение их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативного контроля над выполнением требований и в некоторых случаях указания на недостатки, порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к учению. Методы и приемы формирования долга и ответственности опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания. Умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечит успешность учения школьников. Конечно, у младших школьников вряд ли можно сказать о сформированности чувства долга и ответственности, но познавательный интерес налицо, потребность к получению знаний, умений и навыков имеются. Об этом свидетельствуют высказывания детей (интервью учащихся).
Заключение.
Одним из действительных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по – настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Опыт работы по организации текущего контроля, сочетание его с методами воспитательного воздействия, диагностика успешности обучения на примере ведения «Тетради учёта успехов» помогают мне в создании ситуаций успеха , которые каждый ученик испытывает на каждом уроке. В результате поддерживается интерес к учению.
Если контроль со стороны учителя и ученика сопровождает весь ход учебной деятельности, сильный оценочный компонент со стороны прежде всего самого ребенка и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Неуверенность же в успехе снижает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.
Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в учебе и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников, убивая у них жизнерадостность. Оценка оказывает воздействие на мотивационную сферу учащихся
Поэтому важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки.
Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Оценивая так или иначе, он преследует определенные цели. Педагогические знания и умения, опыт и интуиция в сочетании с основополагающей педагогической позиции учителя - чувством ответственности перед подрастающим поколением и обществом.
Так как учебно - воспитательный процесс идет под руководством учителя, то все переживания учащегося, связанные с учебным трудом, обязательно отражаются на его взаимоотношениях с учителем и, следовательно, являются показателем педагогического мастерства учителя.
Мастерство педагога состоит, в частности, в том, чтобы увеличить вероятность получения желательных состояний ученика и уменьшить вероятность получения нежелательных состояний. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть которым учение дается трудно, и есть которым что- то может мешать учиться.
Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими - не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относиться к результату и оценке учебного труда таких учащихся.
Умение правильно применить "педагогику оценки" - важное педагогическое искусство. Оно состоит не только в объективности оценки. Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности является другой, не менее важной стороной этого искусства.
Для того, чтобы принять правильное решение при выставлении отметки, нужно заранее продумать ряд моментов, которые следует при этом учитывать. Оценка должна быть объективной, но ее объективность должна вытекать из единства и взаимообусловленности педагогической, психологической и социологической функции. Чтобы оценка была наиболее действенной и способствовала успеху учеников, учитель должен действовать дифференцированно.
Организуемая деятельность, по моему мнению, должна сопровождаться и венчаться ситуацией успеха. Её должен пережить каждый ученик. Это возможно лишь в том случае, если присутствуют «встречные усилия» - стремления к достижению успеха как у школьника (в учебно – познавательной деятельности и общении), так и у учителя (в его профессиональной деятельности). Чётко спланированный и применяемый в системе текущий контроль помогает нам в этом.