Разработка урока по математике в 5 классе Действия с натуральными числами
Урок по теме
«Действия с натуральными числами»
(математика, 5 класс)
Цели урока:
Обучающая – систематизировать знания обучающихся по теме урока, обобщить наиболее важные понятия, закрепить навыки решения различных заданий.
Развивающая – развивать умение слушать и слышать, вступать в диалог, самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета.
Воспитательная – воспитывать умения контроля и оценки процесса и результатов деятельности, повышать мотивацию к обучению и интерес к математике.
Задачи, решаемые на уроке:
формировать умения применять знания в практической деятельности;
высказывать предположения и догадки;
уметь делать обобщение изучаемых факторов.
Задачи обучающихся на уроке:
повторить понятия: “натуральные числа”, “действия с натуральными числами”, “нахождение неизвестных компонентов уравнения”,
научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки по теме “Натуральные числа”: выполнение действий в столбик, решение простейших уравнений, решение текстовых задач
научиться анализировать решение, находить и исправлять ошибки, выбирая наиболее рациональный способ решения.
Планируемые результаты:
личностные:
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи;
понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности.
метапредметные:
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);
умение распознавать верные и неверные утверждения и решения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
предметные:
владение базовым понятийным аппаратом по теме “Натуральные числа и действия с ними”;
владение навыками вычислений с натуральными числами;
умение находить неизвестные компоненты основных действий с натуральными числами.
Формируются Универсальные Учебные Действия (УУД)
Личностные:формирование интереса к себе и окружающему миру, анализ и оценивание полученного результата; оценка своих возможностей.
Регулятивные: формирование целевых установок учебной деятельности, обнаруживать, формировать и решать учебную проблему, контроль правильности ответов окружающих, самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, построение логических цепей рассуждений, преобразование информации из одного вида в другой, структурирование знаний.
Коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, управление эмоциями и поведением.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Технологии, применяемые на уроке:
технология игрового обучения;
технология проблемного обучения;
технология личностно ориентированного обучения;
технология здоровьесберегающего обучения;
технология обучения в сотрудничестве.
Методы:
По источникам знаний: практический, наглядный, словесный;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений;
Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, самостоятельная работа.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: проектор, компьютер, листы оценивания
Программа Учебное электронное издание Математика 5-11 классы
План урока.
1. Орг. Момент (мотивация обучающихся)- 1 мин
2. Определение темы урока совместно с учащимися (актуализация знаний), Определение целей и задач урока совместно с учащимися – 3 мин.
3. Устный счет – 5 мин.
4. Закрепление изученного материала
- 1 задание (Сумма и разность двух чисел)– 5 мин.
- 2 задание (Произведение и частное двух чисел) – 5мин
5. Физкультминутка – 2 мин.
- 3 задание (Свойства сложения) – 4 мин.
-4 задание (Решение уравнений) – 5 мин.
- 5 задание (Защита проекта) – 6 мин.
6. Подведение итогов урока, рефлексия – 3 мин.
7. Задание на дом – 1 мин
Всего 40 минут (5 мин – дополнительное время)
“Жизнь лишь постольку прекрасна, поскольку ее можно посвятитьизучению математики и еепреподаванию”. С.Пуассон
Ход урока
Слайд 1.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Чтоб урок наш стал светлее,Мы поделимся добром.Вы ладони протяните,В них любовь свою вложите,Ей с друзьями поделитесьИ друг другу улыбнитесь.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Пожалуйста, присаживаетесь. Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать?
- Начать урок я хочу с такого вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников).
Слайд 2.
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал-Бируни(записано на доске):
“Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит”.
Пусть слова Ал-Бируни станут девизом нашего урока. Хочется, чтобы каждый из вас показал свои математические знания.
- Сегодня на уроке мы поработаем в математической лаборатории, в которойв течение урока будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете получать жетоны (красный – оценка 5, зеленый – оценка 4, желтый – оценка 3).
Слайд 3.
2. Актуализация знаний (Определение темы урока совместно с учащимися)
Тема урока определяется учащимися при помощи диалога с учителем:
- Скажите, какие числа мы изучали на уроках математике в I,II четвертях?
- А для чего нам нужны натуральные числа прежде всего? (Для счета)
- Его величество Число является фундаментальным понятием математики. Древние люди относились к числу как к мере всех вещей, все тайны мира заключались в числе и выражались в нём.
- А какое самое наименьшее натуральное число? (Один)
- Какое самое наибольшее натуральное число? (Нет)
- А ноль- это натуральное число? (Нет)
- Что мы делаем с числами? (Выполняем действия)
- Назовите действия? (Сложение, вычитание, умножение, деление)
- Молодцы! Давайте определим, о чем пойдет речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока)
Слайд 4.
- Запишите в тетради число и тему урока: “Действия с натуральными числами”.
Ребята, а что является целью нашего урока?
Слайд 5.
Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с натуральными числами, их свойств, решение уравнений и задач.
3. Устная работа.
Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно.
Слайд 6. Ответы: а) 10 б) 20 в) 30
Слайд 7. Ответ: 18
4. Закрепление изученного материала (Математическая лаборатория 5-11 классы. Тема: Действия с натуральными числами»).
1. Заполните таблицу «Сумма и разность двух чисел» (Время - 5 минут)
a 174 134 357
b 97 87 48 a + b 300 211 a - b 57 188
Проверка задания «Сумма и разность двух чисел»
a 174 213 134 105 357
b 97 87 77 48 169
a + b 271 300 211 153 526
a - b 77 126 57 57 188
2. Заполните таблицу «Произведение и частное двух чисел»
(Время - 5 минут)
a 84 85 135
b 3 4 3 a • b 384 425 a : b 36 27
Проверка задания «Произведение и частное двух чисел»
a 84 96 85 108 135
b 3 4 5 3 5
a • b 252 384 425 324 675
a : b 28 24 17 36 27
5. Физкультминутка – 1 минута
Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу.
Слайд 8.
Поднимает руки класс – это раз.Повернулась голова влево, вправо – это два.Руки вверх, на них смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули – на четыре.С силой их к плечам прижать – это пять.Всем ребятам надо сесть – это шесть.
3. Внесите в таблицу сумму каждого столбца и сумму каждой строки (считайте рационально!). У вас осталась пустая правая нижняя клетка. Заполните её. Почему в каждом из двух возможных способов получится один и тот же результат ?12 13 14 18 17 15 11 16 15 19 16 18 12 14 13 18 19 11 12 17 14 12 19 16 11
Проверка задания: Внесите в таблицу сумму каждого столбца и сумму каждой строки (считайте рационально!). У вас осталась пустая правая нижняя клетка. Заполните её. Почему в каждом из двух возможных способов получится один и тот же результат ?12 13 14 18 17 74
15 11 16 15 19 76
16 18 12 14 13 73
18 19 11 12 17 77
14 12 19 16 11 72
75 73 72 75 77 372
4. Экспресс-контроль: Найдите неизвестное число.
a + 7 = 21
a =
18 + b = 35
b = c – 19 = 65
c = 23 – d = 15
d =
17 • x = 51
x =
y • 6 = 90
y = 84 : k = 4
k = n :7 = 12
n =
Проверка экспресс-контроля: Найдите неизвестное число.
a + 7 = 21
a = 14
18 + b = 35
b = 17 c – 19 = 65
c = 84 23 – d = 15
d = 8
17 • x = 51
x = 3
y • 6 = 90
y = 15 84 : k = 4
k = 21 n :7 = 12
n = 84
5.-Дорогие ребята, мы повторили действия с числами? Рассмотрели компоненты действий. Давайте обобщим знания по данной теме и составим проект «Действия с натуральными числами».
Каждая команда составляет проект:
1 команда – проект «Сложение»
2 команда – проект «Вычитание»
3 команда – «Умножение»
4 команда – «Деление».
- Защита проектов.
6. Подведение итогов урока, рефлексия
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с натуральными числами, закрепили умение выполнять действия и решать уравнения. Давайте подведем итог.
Слайд 9.
- Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок.
Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!
Слайд 10.
7. Задание на дом (с комментариями) – 1 мин.