Выступление по теме Игра как способ формирования УУД в начальной школе

Игра как способ формирования УУД в начальной школе.
Каждый учитель иностранного языка задается вопросом: какие продуктивные методы обучения английскому языку использовать, чтобы сохранить интерес учеников к предмету с первого и до последнего урока? Как создать на уроке благоприятную атмосферу поиска и творчества, способствующую живому общению на иностранном языке?
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо для начала определить, в чем же заключается суть обучения иностранному языку. Известный дидакт и специалист в области иностранных языков Владимир Михайлович Блинов дал следующее определение: «Суть обучения иностранному языку – это воссоздание (воспроизводство) социально обусловленного речевого опыта в системе «родная-неродная речь» через деятельность преподавания и учения». В качестве конечной цели обучения рассматривается умение использовать иностранный язык в реальной ситуации общения для достижения взаимопонимания коммуникантов, что отражает содержание метапредметного подхода в образовании.
Овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов и рассчитывать на успех можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД) заявлено как важнейшая ключевая задача современной системы образования. Сформированные УУД обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Этим обусловливается необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.
В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие УУД учащихся в начальной школе.
Именно на этом этапе особенно важно заинтересовать учащихся в изучении языка, заложить основу для дальнейшего обучения. Игровой метод полностью соответствует поставленным целям. Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Игровая деятельность на уроке ИЯ не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра способствует формированию УУД, а также выполнению важных методических задач, таких как:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.
Рассмотрим, какие игры способствуют развитию УУД на уроках английского языка:
Первая группа УУД - познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Игры: сопоставить слово и картинку (каждый получает 1 карточку со словом или картинкой, нужно найти пару), звуки в транскрипции со словами-примерами, вставить пропущенные буквы, найти слово в строке букв. На доске записаны части слов в 2 колонках – нужно найти начало и конец слова (можно разбить класс на 2 команды, кто быстрее). Какое слово/ картинка лишнее. Игра «что пропало?»: учитель говорит классу закрыть глаза и убирает одну из картинок/ стирает одно из написанных на доске слов. Когда ученики открывают глаза, учитель спрашивает: «Что пропало?»
Игры при изучении алфавита: каждый ученик получает карточку с буквой, когда учитель называет букву, нужно хлопнуть в ладоши. Если ученик пропустил свою букву, выполняет штрафной (выходит к доске и одноклассники просят его выполнить задание: назвать слово по-английски или рассказать выученные на уроках скороговорки). Сопоставить заглавные и строчные буквы (каждому раздается по 1 букве – заглавной или строчной – нужно найти пару). Вытянуть букву и назвать слово, начинающееся с этой буквы. Угадать, в каком слове есть звук или буква, названная учителем.
Игра «аукцион»: учитель готовит список из 20 предложений (слов – для начального этапа) с грамматическими явлениями, которые недавно изучались. Две трети предложений (слов) содержат грамматические ошибки. Играть можно на «деньги» - валюту вашего класса. Класс делится на команды по 5-7 человек. Время – 10 минут на определение грамматически (орфографически) верных предложений (слов). Каждая команда получает определенную сумму денег. Учитель зачитывает предложения в вольном порядке, учащиеся ставят только на правильные предложения, они торгуются, набавляя цену (повторение числительных), учитель «продает» предложение по самой выгодной цене. Потом сообщает, было ли оно верным. Если верно – выигрывает сумму, если нет – проигрывает. Любая команда может выиграть проигранные деньги, если исправит предложение с ошибкой. Если предложение верно, а никто не ставит – всем штраф. Выигрывает команда, заработавшая больше денег.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Игры: инсценировка сказок и ситуаций, приближенных к реальным, например «На вокзале» «В гостинице» «В магазине» «На улице». Во втором классе – учащийся выступает в роли одного из героев учебника и представляет классу от его имени свою семью, своих друзей. При прослушивании песен: когда учащиеся слышат имена героев или слова по теме, показывают соответствующую картинку. Игрушка-гость на уроке: например, кот-иностранец, с которым нужно познакомиться и рассказать о себе, объяснить дорогу и т.д. Драматизация (пантомима): учащийся загадывает животное/ какое-либо действие, вид спорта и т.п. и показывает классу, а остальные пытаются угадать, задавая наводящие вопросы.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для формирования данного вида УУД необходимо привлекать обучающихся к исправлению ошибок и к оценке результатов работы одноклассников. Можно предложить ученику сыграть роль учителя.
Игра «предложения-нескладушки» - учащиеся практикуются в вычитке корректуры предложений с целью обнаружить и исправить ошибки. Правильные слова можно заменять другими словами данной группы (название фруктов, предметов классного обихода). Задача – восстановить первоначально задуманное слово (хорошо работает с идиомами, фразовыми глаголами, устойчивыми словосочетаниями). Это могут быть правильно написанные слова, но неверно употребленные в контексте предложения.
Игра «снежный ком». Ученик называет слово по теме, следующий должен повторить предыдущее слово и назвать свое и т.д. Последнему ученику необходимо собрать весь «снежный ком» слов.
На уроках иностранного языка в начальной школе необходимо проводить физкультминутки. Разучивание стишков по теме помогает усвоить новый лексический материал, а фонетические игры способствуют решению проблем с произношением звуков, постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
«Playing Airplane»
Let’s pretend we are airplanes flying in the sky. (Дети изображают самолетики) What sound do we make? - [ж]. And how about English children? - They say [v]. Let’s fly! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])
The plane is travelling up in the sky,
Vvv-vvv-vvv,
Moving so fast, and ever so high,
Vvv-vvv-vvv.
Over the land, and over the sea,
Vvv-vvv-vvv.
But we always come back in time for tea.
Vvv-vvv-vvv
Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного темы нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - других видов УУД. Но в целом, на уроках английского языка в соответствии с ФГОС идет формирование всех видов универсальных учебных действий.

Использованная литература:
Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А. С. Комаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 220, [2] c. – (Школьное развитие).
Конышева А. В. - Санкт-Петербург Минск : КАРО Четыре четверти, 2008. - 181 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15