Активные формы работы по профессиональному самоопределению личности на уроках технологии
Активные формы работы по профессиональному самоопределению личности на уроках технологии
-285757302500Ловчиновская О.Э. учитель технологии и изо МБОУ СОШ №14
им. В.Г. Короленко, Нижегородского района г. Н. Новгорода
«Если человек не знает, к какой
пристани он держит путь, для него
ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Если задуматься, то самой актуальной проблемой на сегодняшний день в технологическом образовании является проблема профориентации школьников.
Урок технологии находится в непосредственной близости к миру современных профессий с одной стороны, с другой же, содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что школьники, безусловно, как на любом предмете, получают определенные знания, а в процессе создания конкретных объектов приобретают специальные умения и навыки. Здесь они пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу чтобы желание трудиться переросло в привычку, а в дальнейшем возник устойчивый интерес к выбору своего профессионального пути.
Наш город и в сегодняшней непростой экономической ситуации является крупнейшим промышленным центром России. На территории города работает большое количество эффективных и развивающихся производств, которые остро нуждаются в высококвалифицированных кадрах технических специальностей. Мы, учителя-технологи способны сориентировать своих учеников к обоснованному выбору профиля обучения, повысить мотивацию к выбору требующихся специальностей, ведь завтра сегодняшние школьники вступят в самостоятельную трудовую жизнь.
Проблем в этой области много:
Несогласованность действий образовательных учреждений и предприятий в профориентационной работе
Недостаточность использования в профориентационной работе современных образовательных технологий
Отсутствие единой информационной системы профориентационной работы
Отсутствие единой системы, обеспечивающей процессы педагогического сопровождения профессиональной ориентации, профессионального становления и развития обучающихся
Из «Материалов рабочего совещания представителей образовательных организаций, заинтересованных в ОЭР»
На мой взгляд, еще одной проблемой является существующий разрыв между «раскрученными», популярными направлениями образования и действительными возможностями школьников, а также низкий уровень интереса к профессиональной деятельности в сфере материального производства, популярностью рабочих и технических профессий.
ФГОС выдвигает ряд требований по «оптимизации условий формирования профориентационных компетенций обучающихся, позволяющих им овладеть в условиях рыночной экономики комплексом технико-технологических, социальных и коммуникативных компетентностей» и ставит перед учителями-технологами «первостепенные задачи»
Каждый педагог ставит перед собой определенные цели по реализации ФГОС. Для достижения этих целей нужны эффективные методики и инновации в преподавании технологии. Какие формы работы по профессиональной ориентации могут являться эффективными в современных условиях?
«Профессиональный» в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» определяется как «тот который полностью отвечает требованиям данного производства»
«Ориентация» - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону
«Профессия» - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека
В широком смысле профессиональная ориентация - система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Это педагогическое воздействие на молодёжь.
В личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 3-х уровнях – государственном, общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Каждая школа должна заниматься вопросами профессиональной ориентации через систему учебно-воспитательной работы. В результате этой работы учащимся должен быть дан необходимый объём знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В идеале профориентационная работа в школе должна проводиться всем педагогическим коллективом (администрацией учреждения, классными руководителями, социальным педагогом, психологом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками).
Школьная программа «заточена» на то, чтобы подростка подготовить к поступлению в вуз. Помочь сдать ему тот или иной предмет. И только урок Технологии - это единственный предмет, где ребенок учится на практике применять знания, полученные на физике, химии, географии, геометрии и даже, в последнее время, информатики, чтобы выпустить человека готового к самостоятельной жизни. В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися.
Профориентационная работа – дело ответственное. Если помочь человеку правильно определиться и найти себя в «бескрайнем море» профессий, то будут благополучие, успех, полнота и удовлетворенность жизнью.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь.
Выбор профессии очень серьезный шаг, в своей практической работе с детьми сравниваю его с выбором спутника жизни (супруга).
С учениками 10-11 классов нами было проведено исследование в ходе которого выяснилось, что в нашем городе существует несколько центров, занимающихся вопросами профориентации: «Карьера+», «Консультант», «Искусство жить», Консультант-центр «Профи», где специалисты проводят тестирование - цена 750р, индивидуальную профконсультацию - цена 1700 рублей. И был проведен опрос учеников и их родителей 10а, 11а и 11б классов. Результаты превзошли все ожидания. Был задан вопрос: воспользуетесь ли вы услугами специалистов названных центров? 56% детей ответили нет, 18% - подумали бы над предложением и только 26% - да. Среди родителей ответы распределились соответственно: 54% нет, 31%-подумают и 15% - ДА.
Проанализировав свой опыт работы в этом направлении с учащимися нашей школы, а так же суммировав с материнской проблемой выбора дальнейшего образования собственных детей считаю, что самым активным и действенным методом является работа с родителями.
Главные задачи деятельности по профориентации учащихся:
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
Профессиональная информация
Профессиональное воспитание
Уровень популярности и уважения к профессии среди населения и, зачастую с ним же связанный уровень притязаний родителей ребенка. Профессии «белых воротничков» желанные для сегодняшних школьников.
Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. В 5-9 классах раскрывается содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах, деталях, инструментах, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Используются сведения по истории профессий, перспективах их развития, о гениях-самоучках изобретателях, новаторах производства. Сведения о профессиях целесообразно сообщать в виде небольших информационных комментариев.
методы профориентации на уроках: • видео фильмы; • задачи и упражнения с практическим содержанием; • учебно-практические и лабораторно-практические работы, близкие по характеру к производственным;
Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Формы работы могут быть следующие:
профориентационные уроки;
экскурсии;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
профессиографические исследования;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Проанализировав свой опыт работы в этом направлении с учащимися нашей школы, а так же суммировав с материнской проблемой выбора дальнейшего образования собственных детей считаю, что самым активным и действенным методом является работа с родителями. информационную, стать для родителей организатором получения информации, источником импульса, побуждающего к действию. Предоставлять методическую и консультационную помощь, тестиорвание совместно с психологом школы и привлеченияя специалистов Других образовательных структур, а так же использование интернет-источников Вузов Москвы и С-Пб. в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим.
ЦЕЛЬ моей работы Создание целостной системы информационногосопровождения детей и родителей по вопросам профессионального самоопределенияучащихся.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность
более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В работе с учениками всегда держу в уме, что ценностью является не то, где мир воспринимается по схеме, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. При такой постановке вопроса на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Еще одной важной задачей в работе с детьми вижу не поучить и оценить уровень знаний, а проанализировать допущенные ошибки. Не устаю повторять своим ученикам, что живя в век огромного объема и многопрофильности информации все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания. Метод интеграции также является активным и результативным. Так обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности в целом.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
профориентационные опросники;
профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
находится в постоянном поиске новых нетрадиционных подходов, форм, методов, технологий обучения и воспитания социализированной личности
Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.
Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Достигнуть этой цели можно путем решения ряда задач профессиональной
тестирование учащихся 9 класса «Склонности и профессиональная направленность» профориентационных игр среди учащихся 9-10 классов:
«Угадай профессию»
«Заглянем в будущее…»
«Защита профессий»
тематические классные часы профориентационной направленности:
8-10 классы –
«Мастерство и талант»
«Что такое труд»
«Мои планы на будущее»
«Профессионализм. Что это?»
«Планирование профессиональной карьеры» деловую игру среди учащихся
9-10 классов «Кадровый вопрос»
Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования… Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда
основными направлениями работы
Профессиональная ориентация – это научно-обоснованная система форм, методов и способов, направленных на обеспечение помощи личности в активном осознанном профессиональном самоопределении и трудовом становлении.
Основой профессионального самоопределения личности является самопознание и объективная самооценка индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально важных качеств и возможностей с условиями, необходимыми для приобретения конкретных профессий, и конъюнктурой рынка труда.
Профессиональная ориентация осуществляется в рамках ее основных взаимосвязанных направлений – профессиональной консультации, профессиональной информации, профотбора (профподбора) и профадаптации. А также должна обеспечить реализацию социально-экономической, медико-физиологической, психолого-педагогической функции.
В данной работе мы попытаемся более подробно осветить одно из направлений профессиональной ориентации – профессиональную консультацию.
Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом
информационно-справочные методы;
диагностические;
методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
профессиональная реклама и агитация;
экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
встречи со специалистами;
просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
система профориентационных уроков;
учебные фильмы;
использование средств массовой информации с учетом их специфики;
приемы и методы совместного с клиентом знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);
опросники профессиональных способностей;
личностные опросники;
проективные личностные тесты;
наблюдение;
Рыночные отношения дополнительно к чисто профессиональным умениям требуют от профессионала развитого политехнического, экономического и экологического мышления, организованности и стабильности в выполнении производственной деятельности, гибкости, умений быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, постоянно требующих самосовершенствоваться
Научный интерес представляют для нас исследования, посвященные профессиональному воспитанию подрастающего поколения. В педагогической науке вопросы профессионального воспитания активно изучаются с середины 80-х гг. XX в., когда социально-экономические процессы, демократизация учебных заведений актуализировали проблемы конкурентоспособности выпускников любых учебных заведений, а профессиональная мотивация стала рассматриваться как важное условие успешного трудоустройства и карьерного роста специалистов любого профиля. По мере стабилизации экономического положения, расширения сфер трудоустройства молодых людей для профессиональных учебных заведений всех типов становятся актуальными вопросы воспитания будущих субъектов профессиональной деятельности в ходе их профессионального воспитания. Эта проблема исследовалась в работах С.Я. Батышева, А.Л. Беляевой, В.И. Белова, И.М. Бурханова, Л.А. Воловича, Н.Ф. Гейжан, В.Ф. Гревцевой, • Г.С Гуторова, Н.И. Думченко, Н.Ф. Золотухиной, Н.П. Набиуллиновой, А.Г. Соколова, Б.С. Патранова и др. Анализ научных исследований показывает, что изучены различные аспекты профессионального воспитания подрастающего поколения.
Профессиональное воспитание имеет ограничения, которые выводят его из глобального пространства умственного, физического, экономического, правового, эстетического и т.д. воспитания[16].
В профессиональном воспитании существует достаточно четкий круг профессиональных отношений, обусловленных характером и спецификой избранной профессиональной деятельности.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии[19].
В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые годы XX веке. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы:
1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы?
2. Почему ты поступишь именно на это место?
3. Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем?
4. Почему именно им?
5. Кто твои родители? Чем они занимаются?
6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.
Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны, весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикойпланирование карьеры
Еще одно направление - Помощь в формировании инженерно-технического потенциала уч-ся, обладающих инженерным мышлением для предприятий города,
- воспитание лидерских качеств уч-ся,
-учеников способных решать сложные задачи в современных высокотехнологичных отраслях народного хозяйства
состоят из независимых модулей Профориентационнаядиагностика, мастер-классы
Экскурсии на производство,в учебные заведения
Реализация дополнительныхобразовательных программ
Подготовка и распространениепрофориентационных материалов
Проведение мероприятий, экскурсий, презентаций
Экспозиция продукции
Информационная, методическая и программно-техническая поддержка
Предоставление данных по вакансиям рынка труда
Организация экскурсий на предприятия
Проведение мероприятий для учащихся и студентов
Сбор данных по вакансиям
Ожидаемые результаты:
Эффективная информационная среда профориентационной работы
Сетевые модели партнерского взаимодействия
Повышение имиджа рабочих профессий и специальностей профессионального образования
Инновационная система профориентационной работы, обеспечивающая профессиональное самоопределение, трудоустройство выпускников по востребованным профессиям и специальностям в условиях инновационной экономики Нижегородской области
На уроках мною используются различные активные методы обучения: • деловая игра; • тренинг; • дискуссия;
• проектная деятельность; • исследование.
Знакомятся с понятием темперамент, чертами характера и их проявлениями в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда.
Особого внимания заслуживают занятия по составлению профессиограмм (описаний профессий), на которых – учащиеся знакомятся со спецификой труда в данной отрасли, учатся самостоятельно работать над изучением профессии, ищут информацию и готовят сообщения о интересующей профессии
Использование на этих уроках методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуаций, эмоционально окрашенных, опирающихся на жизненный опыт школьников, в их глазах делает занятия практически более значимыми и интересными.
Так, например: помогает в проведении профориентационной работы и упражнение «Самореклама». Учащиеся должны научиться правильно себя подать, прорекламировать, ведь от этого может зависеть их будущее. Часто люди стесняются говорить о своих достоинствах. Однако научиться себя рекламировать очень важно. Для подготовки к собеседованию я предлагаю такие вопросы: «Чем вы больше всего любите заниматься? Что вы умеете? Что вам в себе нравится? Что другим людям в вас нравится? Чем вы занимаетесь в свободное время? Что вы можете предложить работодателю?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, учатся рекламировать себя на рынке труда. На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества. Ставят перед собой цель: развивать в себе те качества, которые необходимы для выполнения избранной профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
2. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство социализации в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества, а адекватное профессиональное самоопределение учащихся - это главное в достижение успеха в профессиональной деятельности и для нахождения своего места в обществе.
Работа по профессиональному самоопределению требует много времени, сюда включаются:
Консультация психолога-профконсультанта;
Выбор профессии (определение типа профессии, соответствующего Вашим индивидуальным особенностям, интересам и способностям);
Определение общих способностей (интеллект, характер и т.п.);
Определение специальных способностей, обеспечивающих успешность в определенной сфере деятельности);
Определение индивидуальных особенностей, позволяющих успешно спланировать карьеру;
Беседа с родителями по результатам тестирования ребенка.
Одна из основных задач консультирования – это профориентация.
Поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих учеников.
Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент вообще в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека.
Профконсультанты должны быть востребованы в обществе также как врачи, учителя и представители других профессий, т. к. именно профконсультанты могут вовремя направить подростка на правильный путь и помочь ему избежать ошибки.
Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств (В. Н. Кругликов).
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активного участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и отвественных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.
К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения.
Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.
Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
Программированное обучение внесло серьезный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.
Контекстное обучение отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта.
Развитие сотрудничества – практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества.
Использование методов активного обучения в педагогической практике – решение проблемы активизации учебной деятельности в школах, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. На введение в обучение эмоционально-личностного контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.
В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.
Системно были разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Данная система обучения должна развивать мышление, эмоциональную сферу обучаемых, учить понимать и выделять общий смысл, основное содержание читаемого, но эта система повлекла за собой увеличение объема учебного образования и усложнила его теоретический уровень. Что привело к перегрузке обучения и отрицательно сказалось на качестве и успеваемости обучаемых. Акцент на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков. В связи с этим не все из предложенных Л.В. Занковым принципов обучения утвердились в педагогической науке
. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда учащиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели
2. Принцип моделирования. Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются вопросы и задания, которые решают учащиеся в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель ученика», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно форма должна проявляться его образованность. Полезно будет представить «модель среды», в которой учится и живет ученик. Она поможет избежать отрыва от реальной действительности и ее проблем.
Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:
изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;
обеспечение ошибки со стороны учащихся в процессе освоения знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении ученик неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий ученика помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно ученик убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.
Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности учеников является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Учащиеся привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику обучения. Например, не проводить два анализа конкретных ситуаций в течение одного занятия, не применять одно и то же техническое средство обучения на двух занятиях подряд, наглядные средства – стенды, схемы, плакаты, диаграммы – вывешивать в классе в тот момент, когда в них возникает необходимость и т.д. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и активности учащихся.
9. Принцип организации коллективной деятельности. Ученику часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у учащихся способности к коллективным действиям.
Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах учащихся к самой задаче и ее решению. На втором путем организации групповой работы над конкретной ситуацией у учащихся формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, учитель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого ученика было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности учащихся. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учащихся к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в обучении приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки учащихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание учащихся
Схематично данную классификацию можно представить следующим образом:
активные методы обучения
неимитационныеимитационные
игровые неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия;
самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии деловая игра;
педагогические ситуации;
педагогические задачи и т.п. коллективная мыслительная деятельность;
ТРИЗ работа;
Неэффективность профориентационной работы на всех ступенях российского школьного образования, снижение интереса подрастающего поколения к профессиям сферы «Человек – Техника» в условиях больших промышленных городов является весьма негативным явлением. отрабатываются возможные пути оптимизации профориентационной работы, на основе организационных моделей, непрерывного технолого-экономического образования и популяризации предметных областей «Технология»
С этими идеями на конкурсной основе был включён в число инновационных площадок по реализации проекта по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения в образовательных учреждениях различного типа»
заинтересованные в положительном результате совместной работы по внедрению в образовательную практику региона организационной модели профориентационной работы со школьниками на основе непрерывного технолого-экономического образования основными направлениями предстоящей работы.Согласно программы совещания,
ЛИТЕРАТУРА
Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2008. – 68 с.
Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007.
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1984. – С. 158.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 2007. – №1.