Модель воспитательной системы Эмоциональное развитие дошкольников на основе реализации программы МАРАФОН РЕКОРДОВ

Модель воспитательной деятельности
по созданию условий для индивидуализации дошкольного образования.

Тема
«Представление результатов развития и воспитания детей через реализацию фестивального движения «Марафон рекордов
«Самый, самый»

В Модели развития образования нашего детского сада обозначено проблемное поле, которое было скорректировано в соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
Актуальными проблемами для нас является следующие:
родители не в полной мере рассматриваются педагогами, руководителями детского сада как субъекты планирования, организации и оценки социально-значимых и личностно-значимых результатов образования;
отсутствие у части педагогов внутренних стимулов к обновлению содержания образования, обеспечению вариативности и интеграции видов деятельности детей;
Пути решения мы видим в следующем подходе: инициирование, поддержка, сопровождение и дальнейшее развитие инновационных процессов обеспечивающих системные изменения, направленные на достижение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
В обеспечении новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.
В результате анализа деятельности нашего детского сада мы определили стратегическую цель:
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Что мы понимаем под условиями?
Главным условием для достижения целей развития ребенка в образовательном процессе детского сада, является включение каждого ребенка в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития»
Ребенок воспринимается нами таким, какой он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но ориентируясь на его индивидуальность детский сад берет на себя ответственность за удовлетворение образовательных потребностей родителей и детей путем определения и осуществления персональной образовательной практики для каждого ребенка. При этом выполняется и государственная функция детского сада – обеспечение базового стандарта образования.
Таким образом, основополагающими принципами, на котором строится вся работа нашего детского сада является:
Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка;
сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; то есть образовательный процесс строится на:
отказе от ориентировки на среднего воспитанника («точка отчета» в развитии ребенка от самого себя);
учете особенностей личности в образовательном процессе.
Для реализации данных положений все субъекты образовательного процесса должны овладеть персонально- личностным стилем общения:
принимать ребенка таким какой он есть;
верить в ребенка, в его возможности и иметь безусловный интерес к его индивидуальности;
создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
предоставлять возможности для самореализации и продуктивной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты в данном направлении:
В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление не скованные страхом перед неудачей или насмешкой раскрепощаются. Формируется адекватная самооценка.
У ребенка дошкольного возраста самооценка находится в стадии формирования, подвержена любому влиянию, поэтому ребенок дошкольник нуждается в постоянной поддержке, одобрении. Его самооценка адекватна только в том случае, если он уверен, что его любят, что он все может.
Один из механизмов реализации принципа индивидуализации мы видим в разработке новых форм и методов для предъявления родителям результатов успешности каждого ребенка, создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

Новой нетрадиционной формой для реализации принципа индивидуализации в нашем детском саду является разработка и внедрение программы фестивального движения Марафон рекордов «Самый, самый»
Цель фестивального движения:
Раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка, предоставить детям, педагогам и родителям практические возможности для организации взаимодействия, приобретения опыта совместного практического общения.
Задачи фестиваля:
Создать ситуацию успеха для каждого ребенка через развитие его индивидуального потенциала
Сохранение психического здоровья через оптимистическое отношение к жизни
Развивать эмоциональность ребенка, способность проявлять себя в разных жизненных ситуациях
Организация продуктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для предъявления результатов развития и воспитания каждого конкретного ребенка.
Структура фестиваля отработана: все конкурсы проходят в форме праздников и развлечений, вначале на уровне возрастной группы, затем на уровне возрастной параллели, а потом фестивальное мероприятие проходит на уровне общедетсадовского мероприятия.
За 5 лет организации фестиваля у нас сложились традиции (конкурсы которые проходят ежегодно):
Фестиваль шумовых оркестров
Конкурс пирамид
Дефиле «Дошкольная мода» в разных вариациях (огородная, бумажная» из бросового материала)
Самый путешествующий путешественник)
Калейдоскоп театральных постановок
В этих мероприятиях участвуют все дети – 100%, даже дети от 2 до 3 лет Процент участия родителей постоянно увеличивается так в 2010 году в конкурсе шумовых оркестров участвовали только родители одной группы -20%, то в 2013 году – в празднике участвовали целыми семьями, мамы, папы и даже бабушки (активность родителей данного мероприятия – 60% имеется ввиду не просто присутствие, а активное участие)
Для реализации проявлений индивидуальности через самостоятельный выбор форм деятельности в соответствии с личным интересом мы придумываем конкурсы специально для конкретного ребенка.
Например, Конкурс «Самый сильный» - участвовали все толстячки детского сада а их становится немало – результат замечательный – у детей не формируется комплекс неполноценности по поводу своей упитанности, а сверстники увидели значимость таких детей. Все это способствует предупреждению возникновения агрессивности, а в дальнейшем обеспечит возможность такому ребенку определиться в своем «Я»
Конкурсы «Мальчик-с-пальчик» «Дюймовочка» «Дядя Степа» «Самые румяные щечки» «Самая длинная коса» «Самый лучший раскрашиватель картинок - это конкурсы разработаны на конкретного ребенка.
Все конкурсы способствуют расширению возможности социального взаимодействия, свободного межличностного общения всех участников образовательного процесса и дают возможность коллективу детского сада в неформальной форме представить результаты по созданию психолого-педагогических условия реализации образовательной программы детского сада.
Если раньше родители были участниками в решении организационных вопросов (оформляли зал, изготавливали атрибуты, декорации, участвовали в приобретении призов, то в настоящее время родители – активно участвуют в самих конкурсах:
Самостоятельно придумывают роль для своего ребенка в обыгрывании костюма например, «Огородная мода» - (костюмы из бросового материала) 5 семей придумали целые сюжеты
В конкурсе «Самый путешествующий путешественник» представляли результаты своего семейного отдыха –дети и родители – 6 семей.
Если в 2010 году 80% родителей были просто зрителями, то в 2013 году – только 10%
Для предъявления результатов нашей деятельности по представлению общественности результатов развития и воспитания детей мы делаем следующее:
в каждой возрастной группе оформляется стенд с фотографиями победителей на уровне группы, педагоги оформляют папки-передвижки с информацией о результатах конкурса и перспективах на последующие конкурсы.
У каждого педагога имеется так называемая «тайная» тетрадь, в которой каждый воспитатель отслеживает в течение года, чтобы каждый ребенок был победителем какого-то конкурса или номинации, если этого не происходит, просто придумываем конкурс конкретно для этого ребенка
Информация о результатах марафона на уровне детского сада оформляется на всеобщее обозрение на стенде в музыкальном зале, где проводятся родительские собрания – материал накоплен за несколько лет.
С 2011 года мы стали использовать разработанный информационный стандарт – анкеты для родителей с точки зрения понимания родителями и мотивации их на оценивание всех мероприятий не просто «понравилось и спасибо» о конкретное оценивание педагогической значимости всех конкурсных мероприятий в контексте фестиваля, умение увидеть успешность своего ребенка, оценить его потенциал, сравнивать его не с другими, а с самим собой на каждом возрастном этапе.
Перспектива развития нашего фестивального движения Марафон «Самый, самый» продолжится.
В контексте реализации Модели развития образования в детском саду мы планируем следующее:
Создать инициативную группу из членов родительского комитета детского сада , штаб Фестиваля, цель:
Активизация родительской общественности с точки зрения творческих идей по организации фестиваля и практического участия всех семей, особенно мужской половины, так как активность пап намного меньше, чем у мам.
Интегрировать программы фестиваля по социально-эмоциональному развитию детей и программы физического развития «Вечное движение», которая тоже реализуется в нашем детском саду.
Данная интеграция обеспечит психолого-педагогические условия построения здорового во всех отношениях (физическом, душевном, социальном) образа жизни ребенка в процессе образования, с опорой на его потребности, возможности интересы на каждом возрастном этапе дошкольного периода.

Список литературы

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Белкина В.Н.., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 1998. Бочарова
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Москва : ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2007.- 110 с.
Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 258 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.- 105 с.
Маханева М.Д. Здоровый ребёнок, - М.:АРКТИ,  2004.- 185 с.
Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система    оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007.- 125 с.
Сивцова А.М.,Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” / //Методист. – 2007.








15