Олонхо — модель становления свободной творческой личности
модель становления свободной творческой личности
Олонхо, являясь концентрированным выражением духовной жизни якутского народа,
несет на себе огромную педагогическую нагрузку; оно богато воспитательными идеями,
в нем много образовательного материала, оно формирует любовь к народу и человечность»
Профессор - этнопедагог Волков Г. Н.
В настоящее время задача воспитания нового поколения 21 века становится самой актуальной задачей современности. Важнейшей целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития Личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должны насыщаться воспитательная система школы.
Воспитание в большой степени, чем обучение, отражает национальное своеобразие народа, его традиции, верования, образ жизни. Системы воспитания, по словам Ушинского, пронизаны народностью, национальным характером и народным духом. Мы должны стремиться возродить исконную якутскую культуру. А феномен культуры любой нации – ее эпос. Для нации Саха – это героический эпос Олонхо, провозглашенный ЮНЕСКО в 2005 году Шедевром устного и нематериального наследия человечества.
В целях обеспечения сохранности эпоса, его всестороннего изучения и распространения, приобщение молодого поколения к непреходящим ценностям Олонхо, в нашей школе в 2007 году была разработана программа воспитательной системы школы «Олонхо – модель становления свободной творческой личности» под девизом: «Я – дитя страны Олонхо».
Приобщая учащихся к непреходящим ценностям Олонхо, мы должны воспитывать свободную творческую личность с развитым интеллектом (Ийэ ойдоох), духовно развитым (Удьуор тыыннаах) и высоко нравственным отношением к миру (Айыы сиэрдээх киhи).
Федеральный государственный стандарт общего образования предусматривает воспитательные задачи образовательных программ в интеграции содержания учебных программ. При их разработке наравне с дидактическими принципами учитываются принципы: натурализма (оEо ис айылEатынан ч™л кута-с_рэ), социологизма (дьон тэнэ буолар баEа), духовности (удьуор тыына) (творческая активизация), гуманизации (сайдар баEа, кэскили тутуу).
Программа способствует формированию у ребят:
интереса к истории родного края, к своей родословной;
бережного отношения к природе, ко всему живому;
уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;
стремление к улучшению окружающей среды;
уважения к своим семейным традициям.
Воспитательная система нашей школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Она создается усилиями 3-х концентров социума – семьи, школы, общественности (культуры и духовности). Основной педагогической единицей внеурочной и внешкольной деятельности является культурная практика - совместная культурная деятельность детей и взрослых. Мероприятия проводятся по плану воспитательной работы с помощью этнопедагогической парадигмы.
Основными формами внеурочной деятельности являются:
олимпиады, тесты по усвоению программ УСО, НКНЯ;
научно-исследовательская работа учащихся по приобщению к эпосу Олонхо;
выставки, конкурсы рисунков, библиотечные уроки, викторины;
конкурс «Аман ™с»;
кружки «Оjуор утум», «Тестопластика», «Фольклор»;
секции «Подвижные игры».
Кружок «Народное пение»
Организуются экскурсии, походы, была встреча с известным олонхосутом Олекминского района Афанасием Егоровичем Соловьевым, школьный национальный праздник ысыах, конные скачки, конкурсы «^р_н Уолан», «Олонхо Туйаарыма Куота» «Уол оEо – кус быhый, ат б™E™» (ОлоUхо бухатыырын к_рэEэ), «Национальная одежда», «Национальные блюда», «Тюсюлгэ», «Уkун суkуох», «Оkуокай», соревнования по национальным видам спорта, игры «Танха», проводятся Дни Олонхо в школе, участвуем в районной интеллектуальной игре «Олонхо дойдутун о5ото»
Также проводились праздники-чествования «Тымтык» саас малааhына (13–тээхтэр к_ннэрэ), «СардаUа» саас малааhына (15-тээхтэр к_ннэрэ), «Сарыал» саас малааkына (17-лээхтэр к_ннэрэ). Эти мероприятия помогают воспитывать свободную творческую личность с развитым интеллектом, духовно развитым и высоко нравственным отношением к миру.
Участниками всех этих мероприятий кроме детей, учителей и родителей становятся ветераны спорта, народные мастера, представители служб социальной сферы, спонсоры, попечители. Главными помощниками к приобщению молодого поколения к непреходящим ценностям Олонхо, основам этнокультурного образования являются совет клуба ветеранов «Эkиэкэй» нашего села, школьный театр моды «Айталыына» и фольклорный ансамбль «К_нд_л».
Взаимодействие семьи, школы, общественности содействует духовно-нравственному развитию, этнокультурному образованию и гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. В школе с 2007 года разработана и действует «Программа развития родителей страны Олонхо» («Олонхо дойдутун оEотун иитэр т™р™пп_т программата). Родители участвуют в родительских чтениях в рамках Корниловских чтений, где принимают участие и родители близлежащих сел: Абаги, Кыллаха, 1 Нерюктяя.
Так в 2007 г. прошел круглый стол «Олонхо дойдутун оEотун иитии программата», в 2008 г. – научно-практическая конференция «Олонхо дойдутун оEотун иитэр сана _йэ т™р™пп_тэ», в 2009 г. - Саха омук т™р_т ™йд™б_лэ, 2010 г. – норуот педагогикатын с_р_н туhаайыылара (норуот оEону иитэр ньымата (основные направления народной педагогики), 2011 г. – Саха норуотун сиэрэ –туома, 2012 г. – Саха т™р_т итэEэлэ. ИтэEэл педагогиката (традиционные верования по преданиям Саха), 2013г. – т™р_т _гэс сайдар тосхоло (народные традиционные средства воспитания)
2014г. – Айыылар киhини _рдэтэр к__стэрэ, 2015г. – Саха ыала оEону иитэр тутула (модель воспитания)
Таким образом, данная программа и работа по ее реализации поможет передавать из поколения в поколение не только эстафету научных знаний, но и нравственный и духовный опыт предыдущих поколений, воспитывать на лучших нравственно-этических традициях, обычаях и ценностях якутского народа, традиционного бережного отношения к природе родного края на основе народных экологических знаний.
Бертелева Анна Григорьевна, учитель начальных классов
МБОУ «2-Нерюктяйинская СОШ имени Н.М.Корнилова»
Олекминского района РС (Я),