Урок русского языка на тему Мужской и женский род существительных с шипящей на конце (6 класс)

6 класс Русский язык

Тема: Мужской и женский род существительных с шипящей на конце.

Цель:- познакомить с особенностями написания имён существительных с шипящим звуком на конце, формировать умение различать мужской и женский род с шипящей на конце;
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать речь учащихся.
- воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Оборудование:
Ход урока

Организационный момент.
(Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность).
- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня мы на уроке мы будем исследователями и наблюдателями. В ас ожидает новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:
1. Определить тему урока.
2. Вывести новое орфографическое правило.
3. Научиться применять правило на письме. Желаю вам успешной работы!
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа. А начнём мы наш урок как всегда с . Посмотрите на образцы в тетради, на экран и назовите эти буквы.

Минутка чистописания.
Ж ч ш щ
- Что общего у этих букв? (они обозначают согласные шипящие звуки).
- Какие правила правописания слов с шипящими вы знаете?
(Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн).
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые шипящие звуки. ЖЕ, ША
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие шипящие звуки. ЩА, ЧЕ
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.

Актуализация знаний.
Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
Прочитайте слова на доске: Нож, рожь, камыш, тишь, мяч, ночь, вещь, плащ.
- Что их объединяет? (Все слова - имена существительные в начальной форме.)
- Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.
- Что ещё объединяет эти слова? Я произнесу каждое слово, а вы и понаблюдайте, какой звук слышен на конце. Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук).
- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.
С первой задачей мы справились отлично.


Изучение нового материала.

Давайте сравним существительные с одинаковыми шипящими на конце. (Нож - рожь тишь – камыш, ночь – луч, вещь – плащ)
- Чем отличаются эти слова? ( В одних есть ь после шипящих, а в других – его нет)
- Так в чем же проблема? Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?
- А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.). На какие две группы можно разделить эти слова? Ваши предположения?
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети по очереди выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради).
- Будем подчёркивать буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, а Ь – одной чертой. Так обозначается эта орфограмма. (Дети записывают:
ж.р. м.р.
рожь нож
тишь камыш
ночь луч
вещь плащ
Работа над формулировкой правила.
- Что вы заметили в записи имён существительных женского рода? А у существительных мужского рода? У существительных какого рода после шипящего пишется Ь?
(У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода после шипящих Ь нет.)
- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.82 и прочитайте правило (вслух).
- Кто может его повторить правило?
Мы выполнили вторую задачу.

Первичное закрепление.
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода, подпрыгиваете и хлопаете руками.
Слова: ёж, дочь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
- Ребята, вы не забыли, о чём шла речь на уроке? Давайте ещё раз повторим.
Нам осталось решить последнюю задачу: Научиться применять правило на письме.
Работа по учебнику.
Откройте учебники а странице 82. Будем выполнять упражнение № 129. Задание к упражнению прочитает Казакевич Елена. По цепочке будем читать слова, определять
Работа по карточкам разного уровня.
Жёлтая карточка (самая лёгкая) предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка (самая трудная)- подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные (синонимы) с шипящими на конце и записать их, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, приятель, темнота (время суток), охранник , богатырь .
Зелёная карточка (средней трудности) - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше. (Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач). Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
Игра «Замени выражение одним словом» и запиши слова, указывая род
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) Без него не откроешь замок (Ключ)
Мелкие деньги. (Мелочь) Маленький ребёнок. (Малыш)
В поле колосится золотая (рожь). Часть суток с вечера до утра. (Ночь)

Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы. (Перфокарта)
Весна. В лесу тиш Вот сверкнул луч солнца. Под горкой бьёт ключ На проталине ходит чёрный грач
Домашнее задание.
Стр. 82 – выучить правило, упр. 130
3рг. – выучить правило, упр. 130 (1)

Итог урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? (чему мы научились на уроке) :
- Молодцы, сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.
Оценка работы.

15