Авторская методическая разработка Развитие физических качеств у юных баскетболисток с помощью подвижных игр (1 год обучения)
Авторская методическая разработка
Тема: «Развитие физических качеств у юных баскетболисток с помощью подвижных игр» (1 год обучения)
Автор: Колданова
Ирина Петровна учитель
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 г. Онеги» Архангельской области
I квалификационная категория
Онега 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.
Многолетнее обучение детей баскетболу требует учета особенностей их возрастного развития и в связи с этим тщательного подбора средств и методов учебной работы.
Актуальность моей методической разработки заключается в том, что интересно поданная система спортивных упражнений для развития общей физической подготовки в значительной степени предрешает успех тренировки, настраивает юных спортсменов на рабочий лад и чаще всего определяет конечную цель учебной работы на тренировке, а уровень физических способностей прямо сказывается на качестве специальных игровых навыков.
Тема: Развитие физических качеств у юных баскетболисток, с помощью подвижных игр (1 год обучения)
Цель: выявить эффективность средств, направленных на повышение общей физической подготовленности.
Задачи работы:
повышение интереса к тренировочным занятиям;
развитие физических качеств;
увеличению моторной плотности занятий по сравнению с моторной плотностью обычной игры, особенно на начальном этапе обучения.
Методы работы:
Анализ и обобщение литературных источников.
Естественный и педагогический эксперимент.
Игровой метод, с использованием различных средств.
Педагогическое тестирование.
Методическая разработка
Все используемые мною тесты взяты из программы спортивной детско-юношеской школы г.Северодвинска, отделение «Баскетбол», имеют инструментальные измерители, результаты измерений могут быть легко сопоставимы:
Рывок на 20 метров. Данный тест позволяет оценить качество
быстроты. Отмечается две контрольные линии на расстоянии 20 метров друг от друга. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он выполняет прямолинейный рывок до противоположной линии (финишной), пробегая ее и сбавляя скорость. Фиксируется время. Выполняется одна попытка.
Прыжок в длину с места. Этот тест позволяет измерить динамическую силу мышц ног. Прыжок проводится после разминки, из исходного положения, стоя стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Каждый испытуемый имеет две попытки, засчитывается лучший результат.
Проба Абалакова, позволяет измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Максимально возможный прыжок в высоту с места. Испытуемый встает у стены правым и или левым боком, в месте расположения планки с сантиметровыми делениями, предварительно замерив длину тела с вытянутой вверх рукой. Затем, отталкиваясь двумя ногами, игрок выполняет прыжок вверх с места, стремясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными пальцами правой и левой руки. Прыгучесть оценивается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу. Учитывается лучший результат по двум попыткам.
Челночный бег 3 по 10 метров. Прекрасно подходит в качестве тестирования на ловкость и выносливость. На расстоянии 20 метров друг от друга устанавливаются какие-либо предметы, хорошо заметные, но не способные причинить травму при столкновении с ними. Задание состоит в том, чтобы стартовав по команде, испытуемый пробежал трижды расстояние от одного предмета до другого, на финише фиксируется время. Выполняется одна попытка.
Прыжки на скакалке за 30 секунд. Тест для измерения быстроты и координации движений. Перед тестированием необходимо провести разминку. По команде преподавателя испытуемый выполняет прыжки на двух ногах через скакалку. Фиксируется количество прыжков за 30 секунд.
Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 9-10 лет (девочки)
Нормативы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рывок на 20 м, сек.
4,5
4,8
5.0
Челночный бег 3x10 м, сек.
9,7
10,3
10,8
Прыжок в длину с места, см
175
165
155
Прыжки со скакалкой за 30 секунд
45
35
20
Прыжок в высоту, см
37
35
32
Комплекс подвижных игр, направленных на повышение показателей общей физической подготовки
Занятия 1 - 2 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Броуновское движение», «Северный и Южный ветер»
«Броуновское с ведением», «Числа», «Вызов номеров», «Коршун и цыплята»
Игра на внимание «Цвета»
2 занятие
«Бегай как я», «Ловля парами»
«Гонка с упражнениями», «Передачи по номерам», «Воробьи и вороны»
Игра на внимание «У кого длиннее хвост»
3 занятие
«Невод», «Заколдованный лес»
«Мяч свободному», «Куры и ястребы», «Охота на волка»
Эстафеты с ведением мяча и передачами
3 - 4 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Быстро в строй», «Быстро в строй с ведением».
«Скоростные передачи», «Неуловимый шнур», «День и ночь баскетболистов»,
«День и ночь баскетболистов с ведением»
2 занятие
«Наступление», «Пройди пару»
«Вызов номеров», «Мяч свободному», «Ловля парами»,
«Невод»
3 занятие
«Облава»
«Ловля парами с ведением», «Коршун и цыплята», «Поймай мяч», «Зеркало»
Эстафеты с ведением и передачами мяча
5 - 6 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Бег по дугам»
«Бег по дугам с ведением», «Гонка с передачами», «Светофор»
«Охота на волка»
2 занятие
«Выбей мяч», «Отними мяч»
«Займи свободный кружок», «Не зевай», «Неуловимый шнур», «Куры и ястребы»
«Заколдованный лес»
3 занятие
«Цепочка», «Цепочка с ведением»
«Передал - садись», «Мастер ведения», «Передал – беги»,
«Эстафеты с передачами мяча»
7 - 8 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Облава»
«Точный удар», «День и ночь баскетболистов», «Гонка мяча», «Неуловимый шнур»
«Вызов номеров»
2 занятие
«Гонка с упражнениями
«Выбей мяч», «Кто первый», «Куры и ястребы», «Мяч свободному»
«У кого меньше мячей»
3 занятие
«Бегай как я», «Пройди пару»
«Обгони мяч», «Ловля парами с ведением», «Наперегонки с мячом»
Эстафеты с ведением и передачами мяча
Занятия 9 - 10 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Быстро в строй с ведением»
«Передал - беги», «Бросковая школа с начальным классом», «Зеркало», «Передачи по номерам»
«Бег по дугам с ведением»
2 занятие
«Пятнашки с ведением», «Отними мяч»
«Займи свободный кружок», «Дуга», «Обгони мяч»
«Пройди пару»
3 занятие
«Невод», «Заколдованный лес»
«Мяч свободному», «Куры и ястребы», «Охота на волка»
Эстафеты с ведением мяча и передачами
11 - 12 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Быстро в строй», «Быстро в строй с ведением».
«Скоростные передачи», «Неуловимый шнур», «День и ночь баскетболистов»,
«День и ночь баскетболистов с ведением»
2 занятие
«Наступление», «Пройди пару»
«Вызов номеров», «Мяч свободному», «Ловля парами»,
«Невод»
3 занятие
«Облава»
«Ловля парами с ведением», «Коршун и цыплята», «Поймай мяч», «Зеркало»
Эстафеты с ведением и передачами мяча
13 - 14 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Бег по дугам»
«Бег по дугам с ведением», «Гонка с передачами», «Светофор»
«Охота на волка»
2 занятие
«Выбей мяч», «Отними мяч»
«Займи свободный кружок», «Не зевай», «Неуловимый шнур», «Куры и ястребы»
«Заколдованный лес»
3 занятие
«Цепочка», «Цепочка с ведением»
«Передал - садись», «Мастер ведения», «Передал – беги»,
«Эстафеты с передачами мяча»
15 - 16 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Облава»
«Точный удар», «День и ночь баскетболистов», «Гонка мяча», «Неуловимый шнур»
«Вызов номеров»
2 занятие
«Гонка с упражнениями
«Выбей мяч», «Гонка мяча», «Куры и ястребы», «Мяч свободному»
«У кого меньше мячей»
3 занятие
«Числа», «Цепочка с ведением»
«Кто первый», «Пятачки», «Муравейник»
«Тридцать одно»
Занятия 17 - 18 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Броуновское движение с ведением», «Пятнашки с ведением»
«Муравейник по парам», «Наперегонки с мячом», «Куда глаза глядят», «Неуловимый шнур»
«Эстафета с бросками и ведением мяча»
2 занятие
«Не зевай»
«Прыгун и баскетболист», «Передал - беги », «Куры и ястребы»
«Муравейник по командам»
3 занятие
«Цепочка с ведением»
«Дуга», «Скоростные передачи», «Муравейник по командам», «Займи свой кружок»
«Вызов номеров»
19 - 20 неделя
№ занятия\Часть занятия
Подготовительная
Основная
Заключительная
1 занятие
«Пройду пару»,
«Обгони мяч», Бросковая школа со средними классами», «Наперегонки с мячами»
«День и ночь баскетболистов с ведением»
2 занятие
«День и ночь баскетболистов с ведением»»
«Тридцать одно», «Точный удар», «Муравейник»
«Муравейник по командам»
3 занятие
«Зеркало»
«Ловля парами с ведением», Прыгун и баскетболист», «Наперегонки с мячом»
Вызов номеров
Подводящие игры для овладения простой двигательной реакцией:
1. Броуновское движение
Игра используется на начальном этапе обучения и прекрасно подходит для разминки. Обучение всем другим играм рекомендуется начинать именно с этой игры.
Вариант 1. Все играющие – «молекулы». Они свободно бегают («летают») по площадке в разных направлениях и с разной скоростью. Главная задача – не задевать друг друга. Для этого надо сильнее согнуть ноги в коленях и использовать остановки и повороты. Кроме того, необходимо рассчитывать скорость своего движения, чтобы успеть вовремя повернуть или остановиться.
Сначала все перемещаются медленно, а по мере освоения (но по указанию тренера) – быстро.
В игре используются разные варианты бега: грудью, спиной или боком вперед, а также их сочетания, Можно выполнять бег приставным или обычным шагом.
Вариант 2. Игра дополняется двумя чередующимися командами: «жарко» - все молекулы «летают» быстро; «холодно» - ходят спокойно. По мере освоения детьми правил игры вместо команд можно использовать зрительные сигналы.
Вариант 3. Игра проводится с подсчетом штрафных очков. За касание какого-либо игрока или предмета дается 1 штрафное очко. За столкновение – 3 штрафных очка. За умышленное столкновение игрок удаляется с площадки на 1 мин или до конца игры (если нарушение повторное).
2. Неуловимый шнур
На пол кладут шнур длиной 2 м. С обеих сторон шнура лицом к его концам встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют различные движения по указанию учителя (руки вверх, в стороны, вперёд, на пояс, приседания, наклоны и др.). По сигналу игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног. Выигрывает тот, кому удастся это сделать первому
3. Вызов номеров
Игроки в составе двух равных (по численности) команд встают за линией старта с обеих сторон баскетбольного щита и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. На расстоянии 5 м от команд проводят линию финиша. Учитель громко называет какой-либо номер, и игроки под этим номером бегут к линии финиша. Команда, чей игрок первым пересечёт линию финиша, получает 1 выигрышное очко. После финиша игроки снова занимают свои места в командах. За З мин, нужно набрать большее количество очков.
4. Северный и Южный ветер
Выбираются два водящих. Один из них южный ветер, и ему на руку привязывают красную ленточку. Другой – северный ветер, и ему на руку привязывают синюю ленточку. Игроки свободно ходят или бегают по площадке (нужно заранее оговорить, до какой линии можно бегать, т.е. каковы размеры площадки для игры). По команде «Ветер» на площадку выбегает северный ветер и пытается задеть (коснуться рукой) – «заморозить» как можно большее число игроков. «Замороженные» им игроки замирают и не двигаются. Южный ветер пытается «разморозить» их, коснувшись рукой и сказав: «Свободный». Задача игроков – остаться в игре и не быть замороженными. Южный и северный ветер соревнуются, кто сильнее – сможет ли Южный ветер разморозить всех игроков. По сигналу игра заканчивается и повторяется с новыми водящими в роли ветра.
5. Заколдованный лес
Выбирается один водящей (колдун), он располагается в центре баскетбольной площадки. Все остальные встают в одну шеренгу за лицевую линию баскетбольной площадки. По сигналу тренера занимающиеся перебегают за противоположную линию баскетбольной площадки, колдун в этот момент старается, запятнать как можно больше человек. Кого поймал водящий, остаются на том месте, где их запятнали. Они уже помогают колдуну, ловит остальных, но стоя на месте. Можно вытягивать руки, но делать шаги запрещено. Чем больше колдун запятнал, тем тяжелее остальным занимающимся пробежать через «лес» и колдуна. Игра заканчивается, когда водящий не поймает всех занимающихся.
6. Воробьи и вороны
Две команды, одна называется «Воробьи» другая «Вороны» стоят у средней линии спиной друг к другу. Ведущий медленно называет одну из команд. Названная команда быстро убегает, другая догоняет и «осаливает» игроков. Победитель команда, поймавшая больше игроков.
7. Наступление
Две команды в шеренгах лицом друг к другу на противоположных площадках перед начерченными линиями. Одна команда берется за руки и по сигналу марширует навстречу другой команде. За 3-4 шага до встречи по сигналу наступающая команда поворачивается и убегает за черту своего дома, а другая старается догнать и «осалить» как можно больше игроков. дается по три попытки каждой команде. Меньше «остальных» игроков у команды - победительницы.
8. Невод
Волейбольная площадка – это пруд, а пространство от площадки до стен – берег. В зале размером 9*18 метра представляют, что весь пол – это пруд. Все играющие («рыбки») располагаются в пруду и не имеют права выходить на берег. Двое водящих («рыбаки») берутся за руки и начинают «неводом» ловить «рыбку». «Рыбаки» имеют право выходить на берег, начинать игру с берега и вытаскивать «невод» на берег. Если «рыбакам» удается окружить «рыбку» (соединить руки вокруг одного из игроков), то «рыбка» считается пойманной. Пойманный игрок встает между «рыбаками», образуя «невод», и помогает ловить следующую «рыбку». «Рыбаки» должны быть все время с краю. «Рыбка» считается пойманной, если водящие образуют вокруг нее круг, взявшись за руки. «Рыбка» также считается пойманной, если она выбросится на берег (т.е играющий коснется пола за пределами пруда) или специально будет разрывать « невод». «Рыбки» имеют право подныривать под руками водящих, но только до того момента, пока те не образовали круг. Если во время игры «невод» разорвался, то водящие должны остановиться, соединить руки, а затем продолжить игру. Если какую-либо «рыбку» вытеснили на берег, но при этом нарушили правила (например, «невод» разорвался), то «рыбка» не считается пойманной.
Игра продолжается до тех пор, пока всех «рыбок» не переловят, или в течение определенного времени.
Игры для обучения техники перемещения и ведения мяча:
9. Броуновское движение с ведением
Вариант 1. Игра аналогична игре «Броуновское движение», но все играющие выполняют ведение мяча. Сначала все перемещаются медленно (шагом), а по мере освоения (но по тренера) – быстро (бегом).
Вариант 2. Игроки должны вести мяч «дальней» рукой при встрече с другими игроками.
10. Светофор
Вариант 1. Все играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по площадке в разных направлениях. Один игрок с двумя флажками в руках располагается в центре площадки или свободно перемещается. Если его руки с флажками опущены вниз, то все игроки выполняют ведение шагом; если вверх поднят красный флажок – ведение на месте; если вверх поднят зеленый флажок – ведение бегом.
Вариант 2. Игроки получают штрафные очки за потерю мяча, за столкновение и за нарушение команд, соответствующих сигналам светофора.
11. Числа
Вариант 1. Игроки свободно бегают по игровому полю. По команде учителя (например, «Четыре») ученики должны как можно быстрее образовывать группы по четыре человека. Группы образуются по заранее оговоренным условиям: встать друг за другом, положив руки на плечи, или образовывать круг, взявшись за руки, и т.д. Можно называть любые числа от 0 до числа, равного половине количества играющих.
Вариант 2. Игра та же, что и варианте 1, но все игроки выполняют ведение мяча. При образовании групп одной рукой продолжают ведение, а свободную руку кладут на плечо впереди стоящего игрока.
12. Быстро в строй
Занимающиеся делятся на две группы.
Вариант 1. Все играющие строятся на краю площадки в одну шеренгу. По команде они разбегаются по всей площадке (залу) и свободно бегают в разных направлениях. По сигналу все стараются как можно быстрее встать в строй. Команда, которая построилась быстрее других, получает одно очко. После этого игра повторяется. Если занимающиеся вместо бега по залу бегают рядом с местом построения, можно дать задание, чтобы бегали по кругу или по прямой, до противоположной стены и обратно.
Вариант 2. Группы строятся на противоположных лицевых линиях. Игру проводят, как в варианте 1, но дополнительно используют два сигнала. Если подается первый сигнал – игроки строятся на своих местах, если второй сигнал строятся на том месте, где стояла другая команда. В качестве первого и второго сигналов можно применять один или два свистка, одну или две поднятые вверх руки, команды: «Становись!», «Построились!» и т.п. В обоих вариантах вместо произвольного бега можно использовать бег по заданию, например лицом, спиной или боком вперед, а также их сочетания. Но в любом случае игроки бегут в строй только лицом вперед, не задевая играющих.
13. Быстро в строй с ведением
Игра аналогична игре «Быстро в строй», вариант 2, но все играющие выполняют ведение мяча. В данной игре учащиеся не строятся по росту, а лишь располагаются на лицевой линии с мячами в руках. В строй бегут тоже с ведением.
14. Ловлями парами
Двое играющих берутся за руки и начинают ловить остальных. Игрок считается пойманным, если его окружили руками, за майку хвататься нельзя. Пойманного игрока отводят на скамейку и ловят следующего. Как только на скамейке оказываются два игрока, они тоже берутся за руки и начинают ловить. Игру продолжают до тех пор, пока всех не переловят (все станут парами), или в течение определенного времени. Если пара игроков разомкнула руки (пара «разорвалась»), ловлю не засчитывают.
15. Ловля парами с ведением
Игра аналогична игре «Ловля парами», но все играющие (кроме тех, кто уже находится в паре) выполняют ведение мяча. Пойманного игрока отводят на скамейку, он кладет мяч и садится. Далее все, как в игре «Ловля парами».
16. «Цепочка»
Вариант 1. Четверо (пятеро, шестеро) учащихся берутся за руки, образуя цепочку, и начинают бегать по площадке, стараясь осалить остальных игроков. Игрок могут только крайние игроки в цепочке. Как только на скамейке оказываются четыре (пять, шесть) человек, начинает водить новая цепочка, а прежняя распадается. Если игроки в цепочке разомкнули руки, осаливание не засчитывается.
Вариант 2. Начинают игру два человека (или один), но осаленный игрок встает в цепочку со стороны осалившего его игрока, т.е цепочка постоянно увеличивается. Игру продолжают до тех пор, пока всех игроков не переловят (т.е все встанут в цепочку), или в течение определенного времени.
17. Цепочка с ведением
Трое или четверо учащихся берутся за руки, образуя цепочку, и начинают бегать по площадке, стараясь осалить других игроков. При этом все свободные игроки выполняют ведение мяча. Салить могут только крайние игроки в цепочке, Игрок, которого осалили, кладет мяч и садится на скамейку. Если игрока пытались осалить, и он потерял мяч, то игрок считается осаленным. Если игрока никто не пытался осалить, а он потерял мяч, то это не считают осаливанием, и учащийся продолжает игру. Если цепочка разорвалась, осаливание не засчитывают. Как только на скамейке оказываются три-четыре человека, начинает водить новая цепочка, а прежняя распадается. Игроки из прежней цепочки берут мячи и вступают в игру.
18. Коршун и цыплята
Игру проводят в группах по четыре человека, один – «коршун», трое – «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в одну колонну лицом к « коршуну», каждый держит руки на поясе впереди стоящего. При этом первый держит игрока, стоящего позади него, за кисти рук. «Коршун» старается осалить последнего игрока в колонне, а «цыплята», перемещаясь, стараются не допустить этого. Если водящий осалит последнего игрока, то встает на его место, а первый в колонне становится водящим.
Игру можно проводить на время, в этом случае за каждое осаливание дают очки. Побеждает тот, кто наберет больше очков.
19. Куры и ястребы
Игроки расположены друг за другом, держась за пояс впереди стоя- щего. Водящий «ястреб» должен с ведением мяча коснуться последнего игрока свободной рукой, не прекращая ведения. Все остальные игроки, не расцепляясь, не должны пропустить водящего к последнему в колонне. Каждый из игроков в колонне должен сыграть в роли ястреба.
20. Бегай, как я
Игроки делятся на пары. Первый из пары выполняет разные варианты бега и с разной скоростью, использует остановки и повороты, второй повторяет его движения. Через некоторое время игроки меняются местами
21. Пройди пару
Вариант 1. Учащиеся делятся на тройки, тройки располагаются одна за другой у лицевой линии за пределами площадки. Два игрока из первой тройки выходят вперед и берутся за руки, у каждого свободная рука лежит на поясе. Они располагаются спиной к противоположному кольцу и играют роль защитника. Третий игрок (нападающий) старается пройти пару и выйти к кольцу. Нападающий должен двигаться все время вперед, а защитники должны держаться от него на расстоянии 2-3 м. Если нападающему удается выйти к кольцу, он получает 1 очко.
После того как первая тройка забежит за среднюю линию, в игру вступает вторая тройка, и т.д. Обратно игроки возвращаются шагом, проходя за боковыми линиями площадки. Когда приходит время следующей попытки, упражнение повторяют, предварительно поменяв нападающего.
Побеждает тот игрок, который при равном количестве попыток наберет больше очков.
Вариант 2. Аналогичен варианту 1, отличие в том, что нападающий выполняет ведение мяча.
22. День и ночь баскетболистов
Игроки располагаются в две шеренги вдоль средней линии поля на расстоянии 3-4 м друг от друга (без мяча). Одна шеренга называется «День», другая – «Ночь». По команде «День!» игроки команды «Ночь» убегают, игроки команды «День» их догоняют и стараются осалить касанием руки. При этом команда «Ночь» должна убежать в штрафную зону, а не лицевую линию, как в обычной игре «День и ночь». По команде «Ночь!» происходит все наоборот. В конце игры подводят итог, кто больше осалил игроков-соперников.
Вариант 1. Салить можно любого игрока.
Вариант 2. Все игрок разделены на пары. Салить можно только игрока своей пары. Очки также подсчитывают относительно пар.
23. «День и ночь» с ведением
Игра аналогична игре «День и ночь баскетболистов», но в исходном положении у каждого игрока в руках мяч. Убегать и догонять можно только с ведением мяча. Если убегающий игрок потерял мяч или допустил ошибку при ведении, то он считается осаленным. Если мяч потерял догоняющий игрок, то осаливание не засчитывают. В зависимости от количества игроков и уровня их подготовки возможны варианты: убегать в штрафную зону или за лицевую линию. Это условие заранее определяет тренер.
24. Зеркало
Вариант 1. Два игрока с мячами в руках стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м. Первый игрок выполняет разнообразные варианты ведения мяча на месте, второй – как можно точнее и быстрее повторяет их (как отражение в зеркале). По команде тренера меняются ролями.
Вариант 2. Те же самые действия, но в движении по площадке (ходьба или медленный бег).
Вариант 3. Первый игрок выполняет разнообразные упражнения с мячом на месте, второй – как можно точнее и быстрее повторяет их (как отражение в зеркале). Примеры упражнений: вращение мяча вокруг, броски мяча над головой, ОРУ с мячом и т.п.
25. Охота на волка
Вариант 1. Участники делятся на группы по три – четыре человека, которые играют одновременно на всей площадке. Каждая группа имеет два - три мяча. Один игрок в группе выполняет роль «волка» («волк» играет без мяча), другие игроки (с мячами) – «охотники». «Волк» свободно бегает по площадке в течение 1 мин, не выходя за ее пределы. «Охотники» с ведением мяча стараются догнать «волка» и осалить его. При осаливании «волк» не выходит из игры, а лишь получает штрафные очки, По истечении минуты «волк» и один из «охотников» меняются ролями. Такая смена игроков происходит поочередно до тех пор, пока каждый не побывает в роли «волка». Выигрывает игрок, набравший меньшее число штрафных очков. В зависимости от уровня подготовки игроков правила игры можно варьировать, например салить свободной рукой или мячом в руках. С мячом в руках можно сделать не более двух шагов, а мяч при осаливании и после него должен остаться в руках игрока. Кроме того, пребывание одного игрока в роли «волка» может длиться от 30 с до 1 мин.
Вариант 2. Аналогичен варианту 1. Отличие состоит в том, что на троих «охотников» полагается один мяч, кроме того, « охотникам» запрещено ведение мяча. Осалить «волка» можно только мячом, удерживая его в двух руках.
26. Выбей мяч
Все игроки выполняют ведение мяча. Каждый старается свой мяч не терять, а у другого выбить. Если игрок выбил мяч, а свой при этом не потерял, то он получает 2 очка. Игрок, у которого выбили мяч, получает минус одно очко. Игрок, который не дает выбить мяч у себя, но и не пытается выбить его у других, получает минус 10 (20) очков в конце игры. Игру проводят в течение определенного времени.
27. Отними мяч
Вариант 1. Все играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по площадке. Один игрок без мяча – водящий (может два или три водящих, в зависимости от количества играющих и их технических возможностей). Водящий должен отобрать мяч у любого игрока, но при этом касаться игрока нельзя. Если водящему это удается, то дальше игру он продолжает с мячом, а игрок, потерявший мяч, ищет себе другой. Отнимать мяч у отобравшего его игрока нельзя. Если игрок, которого преследовал водящий, теряет мяч или допускает ошибку при ведении, то он должен отдать мяч и искать себе другой, Если водящий коснулся игрока, то должен оставить его и переключить свое внимание на других игроков.
Вариант 2. Аналогичен 1, отличие состоит в том, что играют в парах (один убегает, а другой отнимает мяч).
28. Мастер ведения
Вариант 1. Играют в паре. Первый игрок выполняет ведение, не сходя с места и не делая поворотов. Второй игрок старается осалить мяч, при этом любое касание игрока с мячом является ошибкой. Салить можно только рукой. Если водящий осалить мяч, то получает 1 очко в плюс, если коснется игрока, то получает штрафное очко (минус 1 очко). Когда водящий совершит три (или пять) касания, игроки меняются ролями.
Вариант 2. Игра может проводиться на время, со сменой ролей через 30 с или 1 мин. Побеждает тот, кто будет больше очков после равного количества смен.
Вариант 3. Аналогичен 1, но проводится в движении. Игрок с мячом может выполнять ведение на месте или свободно перемещаться по площадке. Плюсовые очки дают только за осаливание мяча.
29. Не зевай
Вариант 1. Два игрока стоят рядом друг с другом, лицом в одном направлении за боковой линией баскетбольной площадки. Первый игрок (он заранее определен) должен выполнить ускорение к противоположной боковой линии и оторваться от другого игрока как можно дальше. Момент старта игрок выбирает сам. В завершение ускорения игрок должен остановиться и коснуться рукой боковой линии. Второй игрок старается все время находиться рядом с первым или отстать как можно меньше. При этом второй должен осалить первого игрока рядом с боковой линией.
Вариант 2. Аналогичен варианту 1, но с ведением мяча не от боковой, а от центральной до лицевой линии баскетбольной площадки. Время и направление движения игрок выбирает сам. Разрешается выполнять обманное действие, показать движение в одну сторону, а выполнить ускорение в другую.
Вариант 3. Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии 1-1,5 м. Первый выполняет разнообразные упражнения, второй как можно быстрее повторяет их. Первый игрок, выбрав удобной момент, делает ускорение, второй старается догнать его и осалить.
Вариант 4. Аналогичен 1 и 2, в исходном положении выполняется ходьба или медленный бег. Упражнение лучше выполнять, двигаясь от одной лицевой линии до другой.
Вариант 5. Два игрока идут (бегут) вдоль средней линии зала. Один из них касается другого, что является сигналом обоим к началу ускорения, которое они выполняют в разные стороны. Каждый бежит к лицевой линии, расположенной с его стороны, и касается ее рукой. Кто коснется линии первым, тот и побеждает.
Вариант 6. Аналогичен варианту 5, но с ведением мяча.
Вариант 7. Два игрока стартуют по сигналу и бегут вдоль средней линии зала, стараясь как можно быстрее добежать до противоположной боковой линии. Во время бега можно подавать сигнал, по которому игроки выполняют остановку и бегут каждый в свою сторону. Сигнал может быть подан в любом месте дистанции (в начале, в середине, в конце) или не подан вообще.
Вариант 8. Аналогичен варианту 8, но с ведением мяча.
30. Бег по дугам
Вариант 1. Играют парами. Условно обозначим играющих в паре символами «крестик» и «нолик». «Крестик», как и «нолик» располагается за трехсекундной зоной, но ближе к первому кругу штрафной линии, т.е примерно в трех метрах друг от друга. По сигналу оба одновременно стартуют и выполняют бег вокруг кругов баскетбольной площадки, последовательно переходя с одного круга на другой. « крестик» старается убежать, а «нолик» должен его догнать. Если «нолик» осалит «крестика» - он получает одно очко, если нет – 1 очко получает «крестик». На линии наступать нельзя: наступивший на линию считается проигравшим. Бег прекращается за противоположной лицевой линией или после осаливания одного игрока другим. Игроки возвращаются назад вдоль боковых линий, меняются ролями и упражнение повторяется, но круги теперь обегают не справа, а слева. Побеждает игрок, набравший больше очков.
Вариант 2. Старт выполняется так же, как и в игре «Не зевай», т.е «крестик» выбирает момент начала бега, а «нолик» стартует за ним.
Вариант 3. Играющие двигаются в парах друг за другом, стараясь оторавться от преследователя, и не быть осаленным в момент пересечения лицевой линии. В данном варианте игрока можно осалить только на последнем участке бега, между штрафной и лицевой линиями.
31. Бег по дугам с ведением
Игра аналогична игре «Бег по дугам», отличие состоит в том, что оба игрока выполняют ведение мяча. Кроме того, игрок, потерявший мяч, считается проигравшим.
32. Гонка с упражнениями
Вариант 1. Игроки делятся на тройки. Условно обозначим игроков в тройке символами «крестик», «нолик» и «кружок». Тройки располагаются на одном краю площадки или на разных краях площадки. Далее «крестик» бежит, «нолик» выполняет упражнение, «кружок» - в роли судьи. Все тройки начинают выполнять задания по общему сигналу. «Крестик» бежит до противоположной линии и возвращается обратно. Когда «крестик» касается финишной линии, упражнение считается оконченным. Вариант: «крестик» может бежать только в одну сторону, тогда он располагается с противоположной стороны площадки. В данном упражнении можно использовать различные варианты бега: грудью, спиной или боком вперед.
«Нолик» выполняет упражнение максимальное количество раз до того момента, когда «крестик» коснется линии. Примеры упражнений: прыжки со скакалкой, выпрыгивание из глубокого приседа, отжимание от пола, поднимание туловища из положения лежа на спине, вращение мяча вокруг туловища, броски в кольцо, ведение мяча вокруг ноги (от себя), передачи в стену и т.п. «Нолик» получает столько очков, сколько раз выполнит упражнение. «Кружок» считает, столько раз «нолик» выполнил упражнение, и следит за правильностью выполнения. Затем игроки меняются ролями: «кружок» бежит, «крестик» выполняет упражнение, а «нолик» судит. Потом меняются ролями еще раз. Побеждает тот, кто заработал больше очков.
Вариант 2. «Крестик» бежит с ведением мяча. Если он потерял мяч, то должен продолжит упражнение с того места, где потерял. За каждую ошибку при ведении мяча дается по 2 штрафных очка, которые добавляют «нолику».
33. Облава
Вариант 1. Игру проводят по всей площадке (по всему залу) двумя командами. Одна команда – «бегуны», вторая – «скакуны».
В начале игры «бегуны» располагаются на площадке и могут по ней свободно перемещаться. «Скакуны» выстраиваются в одну шеренгу у боковой стены спортивного зала. По сигналу все «скакуны» одновременно начинают ловить (салить) «бегунов». При этом они могут перемещаться, только прыгая на одной ноге. Во время игры «скакуну» можно поменять ногу, но для этого он должен остановиться. Осаливание не засчитывают, если «скакун» во время осаливания поменяет ногу (прыгнет с ноги на ногу). Осаленные «бегуны» выбывают из игры. Игру прекращают в тот момент, когда выбывает последний «бегун». Команды меняются ролями, и проводят игру еще раз. Побеждает команда, которая затратила меньше времени на ловлю игроков соперника.
Вариант 2. Аналогичен 1, но все «бегуны» выполняют ведение мяча. «Бегуны», допустившие ошибку при ведении или осаленные, выбывают из игры.
Вариант 3. Аналогичен варианту 2, но играют тремя командами. Одна команда – «скакуны», располагается за пределами площадки. Другие две команды – «бегуны», они временно объединяются в одну команду и располагаются на площадке. Игру прекращают после того, как каждая команда побывает в роли «скакунов». Побеждает команда, которая затратила меньше времени на ловлю игроков соперника.
Игры для обучения и совершенствования ловли и передачи мяча:
34. Скоростные передачи
Вариант 1. Передачи на местах в парах. Все учащиеся располагаются в две шеренги на расстоянии 4-5 м друг от друга. Игроки разделены на пары, которые должны соревноваться друг с другом. Игроки одной пары находятся в разных шеренгах. Все мячи у игроков одной шеренги. По сигналу (звуковому или зрительному) учащиеся выполняют задания, примеры которых представлены ниже.
Выполнить передачу. Партнер ловит мяч и поднимает его двумя руками вверх (или опускает к животу). По поднятым мячам определяют лучших игроков. Затем по сигналу – обратная передача.
Выполнить передачу, но перед этим выполнить два вращения мяча вокруг туловища (головы, ног или одной ноги).
Выполнить передачу, но перед этим двумя руками сзади ударить мяч в пол между стопами. Когда мяч вылетит впереди игрока, поймать его и сделать передачу.
Первый выполняет передачу, а второй сразу возвращает мяч первому, который и поднимает его вверх. Выполнив передачу два-три раза, передают мяч второму игроку, теперь его очередь начинать упражнение.
В исходном положении мячи лежат на полу. Взять мяч и передать партнеру, тот, поймав мяч, кладет его на пол (в исходное положение). По числу мячей в исходном положении определяют лучших.
То же, но в исходном положении, положив мяч, отойти на 2-3 м назад. По сигналу подбежать к мячу, взять его и передать.
Вариант 2. Выполняют не одну, а несколько передач подряд. Например, кто быстрее выполнит 10 (20) передач. Либо кто за 10 (15-30) с выполнит, как можно больше передач. В данном варианте игры можно назначать судей из числа участников, которые будут поочередно сменять друг друга в этой роли.
Вариант 3. Передачи выполняют в тройках. Тройка игроков выстраивается в одну линию. Первый и третий – на противоположных боковых линиях, второй – между ними. Все передачи делаются только через второго игрока, который каждый раз, поймав мяч, делает поворот и передачу. Периодически игроки тройки меняются местами.
35. Передачи по номерам
Вариант 1. Игру можно проводить в одной или двух самостоятельных группах. Учащиеся образуют круг, стоя на расстоянии 1-2 м друг от друга. У одного игрока в руках мяч. Все игроки рассчитываются по порядку, каждый запоминает свой номер. Тренер называет номер (число). Игрок, получивший этот номер, поднимает руку вверх, и ему тут же делают передачу. Во время передачи называют следующий номер и т.д. Игрок допустивший задержку передачи или подъема руки, либо тот, кто поднял руку, когда ему не следовало этого делать, а также совершивший ошибку при передаче или приеме мяча, получает штрафное очко. Побеждает игрок, у которого меньше штрафных очков или их нет совсем. Для того чтобы, называя номера игроков, случайно не пропускать некоторые из них, можно написать номера в строчку и вычеркивать по одному. Либо следует использовать фишки номерами.
Вариант 2. Игроки, предварительно рассчитавшись по номерам, встают в круг, но не друг за другом, а вперемешку. Мяч в руках любого игрока. В данном варианте игроки самостоятельно поднимают руки и громко называют свои номера, но делают это в строго определенной последовательности. Например: по порядку номеров; в обратном порядке номеров; вначале четные числа, затем нечетные, и т.д. Если игроки выполняют задание легко, то свой номер называет только игрок, с которого начинают, все остальные играют молча.
36. Мяч свободному
Вариант 1. Игра подобна варианту 2 игры «Передачи по номерам», но все здесь игроки с мячами в руках, кроме игрока № 1. По сигналу о начале игры игрок № 2 передает мяч игроку № 1. Как только игрок № 2 освободился от мяча, ему передает мяч игрок № 3, и т.д. Игру можно проводить без остановки несколько кругов. Игроки, допустившие ошибки, получают штрафные очки.
Вариант 2. Аналогичен 1, отличие состоит в том, что все игроки выполняют ведение мяча на месте.
Вариант 3. Подобен варианту 2, но все игроки, выполняя ведение мяча, свободно перемещаются по все площадке. При этом каждый обязан все время видеть того игрока, которому должен сделать передачу, и игрока, от которого должен получить мяч.
37. Гонка с передачами
Вариант 1. Играющие делятся в группы по четверо. Условно обозначим игроков в четверках символами «крестик», «нолик», «кружок», и «полосатик». Четверки располагаются на одном краю площадки за боковой линией баскетбольной площадки. «Крестик» бежит, «нолик» и «кружок» выполняет передачи, «полосатик» - в роли судьи. Все четверки начинают выполнение заданий по общему сигналу. «Крестик» бежит до противоположной линии и возвращается обратно. Касание «крестиком» финишной линии считается окончанием упражнения. Вариант: «крестик» может бежать не один раз, а два-три раза подряд. «Нолик» и «кружок» начинают выполнять передачи на максимальное количество раз до момента касания линии «крестиком». «Нолик» и «кружок» получают столько очков, сколько раз выполняют упражнение. «Полосатик» считает количество передач до момента окончания бега и следит за правильностью выполнения заданий. Затем игроки меняются ролями: «кружок» бежит, «крестик» судит, а «нолик» и «полосатик» выполняют передачи. Потом меняются ролями еще два раза. Побеждает тот, кто заработал больше очков.
Вариант 2. Аналогичен варианту 1, но игрок бежит с ведением мяча.
Вариант 3. Игроки разделяются в группы по трое. «Нолик» выполняет передачи в стену. Учитывают количество пойманных мячей. Передачи можно выполнять параллельно полу или с отскоком мяча от пола.
Вариант 4. Аналогичен 1, но «крестик» прыгает со скакалкой. «Нолик» и «кружок» выполняют передачи и громко их считают. «Полосатик» считает количество прыжков за 10 (20) передач. «Крестик» получает столько очков, сколько прыжков он успел выполнить за 10 передач. Затем игроки меняются ролями.
38. Займи свободный кружок
На площадке в разных местах кладутся обручи на расстоянии 1,5-2 м один от другого. Играющие располагаются в этих обручах, за исключением водящего. По сигналу играющие начинают перебрасывать мяч друг другу, не сходя с места. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то дается сигнал. По сигналу игроки, находящиеся в обручах меняются местами, а водящий старается занять любой из обручей. Кто не успел, тот становится водящим. Победители те играющие, которые ни разу не были водящими.
39. Точный удар
Две команды по 8-10 человек выстраиваются в колонну по одному, одна против другой. Между ними кладут на пол обруч. По сигналу первый игрок одной команды выполняет передачу с отскоком от пола в центр обруча так, чтобы он отскочил по направлению к игроку другой команды, и уходит в конец своей колонны. Учитывается количество передач, которое играющие выполнят за 2 мин. Можно выполнять со сменой мест в колоннах. После командам предоставляется еще одна попытка улучшить результат.
40. Передал - садись
Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному, одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который становится напротив своей команды на расстоянии 58 шагов с мячом в руках. По сигналу капитан передает мяч (указанным способом) первому игроку колонны, который ловит его и возвращает обратно капитану и сразу же принимает упор присев. Таким образом, мяч передается другим игрокам в колонне. Как только мяч доходит до последнего игрока, он становится на место капитана, а первый капитан становится в начало колонны и передачи возобновляются сначала. Побеждает команда, выполнившая все передачи и первый капитан станет на свое место.
41. Передал – беги
В отличие от игры «Передал – садись», здесь надо выполнять перемещение, это существенно приближает данную игру к баскетболу.
Вариант 1. Все участники игры делятся на группы (команды) по 4-6 человек, которые выполняют одно и то же задание. Располагаются следующим образом, команда встает в колонну, напротив них в метрах трех чертится квадратная разметка. Размер квадрата 1 на 1 метр, число квадратов в зависимости от количества человек в команде, которые располагаются друг за другом в колонну. Все квадраты номеруются по количеству участников. Первый игрок команды встает напротив колонны, согласно своему номеру. По сигналу 1-й игрок передает мяч 2-му, который его тут же возвращает назад, а сам перебегает на противоположную сторону и встает за 1-м на свой квадрат согласно номеру; 1-й, получив мяч, передает его 3-му, и так далее. Все игроки колонны до выполнения передачи остаются на своих местах, что позволяет 1-му игроку передавать мяч с каждым разом на более дальнее расстояние. Когда мяч получает 5-й игрок, то он поднимает его вверх. По поднятым вверх мячам определяют, какая группа первой закончила упражнение, какая – второй, и т.д. В том же порядке распределяют места, которые занимают группы по завершении данного этапа. Затем мяч начинают передавать 5-е игроки, а перемещение выполняют в другую сторону, т.е участники возвращаются на свои места в обратном порядке. После того как все участники группы побывали в роли передающего игрока, по наименьшей сумме мест определяют команду – победителя.
Вариант 2. Первый игрок выполняет следующую передачу только после того, как его коснется перебегающий игрок.
Вариант 3. Перемещение выполняет прыжками на одной ноге.
Вариант 4. Перемещение выполняет в конец своей колонны, а колонна смещается вперед, к первому номеру (квадрату). Когда снова подходит очередь второго игрока, он поднимает мяч вверх
Вариант 5. Аналогичен варианту 4, но 2-ой игрок должен оббежать 1-го, который находится на противоположной стороне.
42. Гонка мяча
Вариант 1. Все участники игры разделены на пары. Условно обозначим игроков в парах символами «крестик» и «нолик». Первые три-четыре пары располагаются за лицевой линией волейбольной площадки. В руках у одного из игроков («нолика») мяч. По сигналу «крестик» («крестики) выбегают на 3 метра вперед и останавливается, повернувшись лицом к «нолику». «Нолик» передает мяч «крестику», бежит вперед и останавливается на расстоянии 3 метров от «крестика» (на трехметровой линии волейбольной площадки). «Крестик» передает ему мяч, и так далее. Гонку заканчивают, когда «нолик», оказавшись на лицевой линии волейбольной площадки, поднимает мяч вверх (либо касается им лицевой линии). По тому в каком порядке поднимают вверх мячи, определяют места, занятые каждой из пар на данном этапе. Затем в игру вступают следующие пары. После того как в игре побывают все пары, создают новые группы из пар, занявших одинаковые места, Первыми в дальнейшую борьбу вступают группы пар, занявших четвертые места. Затем те, кто занял третьи места, вторые места и наконец первые места. Таким образом, все пары распределяют по местам с 1-го по 16-е (или иное). В данной игре важно четко обозначить места остановки игроков.
43. Кто первый
Игроки расположены по кругу. В центре круга стоят двое водящих с мячами. По команде преподавателя водящие дают передачу любым игрокам, находящимся в кругу. Те должны поймать мяч, оббежать круг с ведением, двигаясь в одном направлении. Кто быстрее займет свое место и сделает передачу водящему в кругу, тот выигрывает. Игра проводится на время или до определенного количество очков.
44. Обгони мяч
Вариант 1. Игроки условно обозначены символами «крестик» и «нолик». «Нолики» их обычно четыре, располагаются следующим образом; первый игрок на лицевой линии баскетбольной площадки, второй на линии нападения волейбольной. Аналогично на противоположной стороне зала располагаются еще два игрока. «Крестики» их также четверо, поочередно выполняют ускорение, а «нолики» передают мяч друг другу. По сигналу первый «крестик» выполняет ускорение у противоположной лицевой линии с остановкой на линии и касается линии рукой. Поэтому же сигналу «нолики» начинают передавать мяч друг другу, и последний из них, получив, касается мячом лицевой линии. Если «крестик» коснется рукой лицевой линии раньше мяча, то он заработает 1 очко. Мяч возвращают в исходное положение, и ускорение выполняет следующий «крестики», «ноликов» заменяют. Игру заканчивают, когда каждый игрок побывает в роли «нолика». Побеждает игрок, который набрал больше очков по окончании игры.
В зависимости от количества играющих «крестики» располагаться в одну, две или три колонны, а соответственно и бежать одновременно могут один, два или три игрока. Если «нолики» всегда опережают «крестиков», то мяч в исходном положении может лежать на полу, кроме того, «нолик» может располагаться спиной к мячу. По сигналу он поворачивается, берет мяч и передает его. Либо «нолик» выполняет бросок мяча в щит, ловит его и после этого начинает передачи. Бросок мяча в щит может служить сигналом к началу ускорения.
Вариант 2. При большом количестве игроков колонный «крестиков» могут располагаться с разных сторон, но бег они выполняют с разных сторон поочередно. При этом «нолики» не возвращают мяч в исходное положение, а начинают передавать его с другой стороны.
Вариант 3. Игру проводят на половине площадки. «Крестики» бегут до трехметровой линии, касаются ее рукой и бегут обратно, т.е пробегают два раза по 6 метров. «Нолики» выполняют передачи до средней (центральной) линии баскетбольной площадки и обратно.
45. Наперегонки с мячом
Игроки разбиваются на две команды и строятся в шеренги у боковых границ площадки лицом к середине. Игроки рассчитываются по порядку в своих командах. Тренер бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером выбегают вперед и пытаются овладеть мячом. Тот, кому это удалось, выполняет передачу последнему игроку в своей команде. Игрок не сумевший овладеть мячом, обегает игроков своей шеренги с левой стороны, стараясь обогнать мяч, который передают игроки другой команды. Если бегущий игрок финиширует в конце шеренги раньше мяча, то очко начисляется его команде. Другая команда, получает очко за то, что игрок овладел мячом после броска. Если же к финишу пришел раньше мяч, то засчитывается два очка. Затем тренер называет другие номера, а игроки, принявшие участие в борьбе за мяч, становятся на свои места. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Игры для обучения и совершенствования бросков мяча в корзину:
46. Бросковая школа с классами
Игра включает в себя несколько школ (или уровней) – начальную, среднюю, старшую и высшую (школу мастеров), или иначе броски с ближней, средней и дальней дистанции. Программа каждой школы (уровня) разделена на три класса.
В начальной школе игрок сначала осваивает программу первого класса. Для этого он должен выполнить по одному броску с каждой из трех точек, так называемых «лучей» начальной школы (3 броска) и каждый раз попасть мячом в кольцо. Если игроку это удается, он переходит к программе следующего класса, если нет, то «остается на второй год» и начинает обучение сначала.
Осваивая программу второго класса, игрок должен выполнить по 2 броска с каждой из трех точек начальной школы (6 бросков) и каждый раз попасть мячом в кольцо. В третьем классе игрок выполняет по 3 броска с каждой точки (9 бросков). Выполнив программу третьего класса начальной школы, игрок завершает обучение в начальной школе и переводится в среднюю школу.
Следует отметить, что, осваивая программу каждого класса, игрок должен выполнить, все предписанное количество бросков независимо от количества попаданий в кольцо (первый класс – 3 броска, второй класс – 6 бросков, третий класс – 9 бросков). Только выполнения этого условия дает возможность каждому игроку полноценно тренироваться, успешно осваивать программу и постепенно улучшать свои результаты. Для этого чтобы перейти в следующий класс, необходимо при каждой броске попадать мячом в кольцо.
Занимаясь по программе средней школы (независимо от того, какой вариант школы выбран – малый или большой), игрок так же последовательно осваивает все упражнения трех классов, выполняя броски с точек средней школы. В данной игре для младших школьников броски выполняются только, максимум до среднего расстояния.
Программы старшей и высшей школы аналогичным образом разделены на классы, и игроки осваивают их так же последовательно.
47. Дуга
На определенной дистанции от щита проводится линия - полукруг. Вдоль этой линии на одинаковом расстоянии друг от друга становятся игроки для выполнения бросков мяча в корзину с места. Один игрок находится под щитом для подбора мяча и передачи его игрокам для бросков. Начинают выполнять броски с какого-либо края, соблюдая очередность. Игрок, забросивший мяч в корзину получает право еще на один бросок, пока не промахнется. Когда все игроки выполнят свои попытки, играющие смещаются на одно место по ходу часовой стрелки. Крайний игрок идет под щит, а подбиравший мяч, становится на освободившееся место для бросков мяча в корзину. Игра заканчивается в тот момент, когда первый, передающий мяч возвращается на свое место под щит, пройдя все позиции для бросков. Расстояние для бросков определяется в соответствии с уровнем подготовленности играющих. Правила:
за попадание мяча в корзину игроку начисляется очко;
победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков.
Варианты: 1. Игра заканчивается в тот момент, когда кто-либо из игроков наберет определенное количество очков. 2. За второе попадание подряд игроку дается 2 очка, за третье - 3 очка и т.д.
48. Пятачки
Вариант 1. Играют в паре, поочередно выполняя броски. Первый игрок выполняет бросок с любой точки. Если первый промахивается, то второй тоже выполняет бросок с любой точки. Но если первый (или любой из игроков) попадает в кольцо, то второй должен бросать мяч с той же точки, с которой забросил первый.
Далее возможны следующие продолжения:
- если второй промахивается, то получает штрафное очко, а первый игрок в этом случае выполняет бросок с любой точки;
- если второй попадает мячом в кольцо, то первый опять выполняет бросок с той же точки.
Но в случае промаха первый теперь имеет 2 штрафных очка, так как в кольцо уже попали два раза подряд. Таким образом, игроки бросают мяч с одной и той же точки до тех пор, пока кто-нибудь не промахнется. Промахнувшись игрок имеет столько штрафных очков, сколько мячей подряд было заброшено в кольцо. Проигравшим считают того, кто первым наберет 5 штрафных очков.
Вариант 2. Аналогичен варианту 1, но играют три и более игроков. Все игроки имеют номера и выполняют броски в строго определенной последовательности (1, 2, 3, 1, 2, и т.д.). Тот, кто наберет 5 штрафных очков, выбывает из игры. Игру проводят до тех пор, пока на площадке не останется других игроков, кроме одного. Его и считают победителем.
Вариант 3. Аналогичен варианту 2, но играют без выбывания игроков. Игру проводят в течение определенного времени. Побеждает тот, кто имеет меньше штрафных очков
49. Тридцать одно
Игрок бросает мяч в корзину с первой позиции до промаха. В случае промаха, второй игрок, произвольно располагающийся на площадке, подбирает мяч, отскочивший от щита или кольца, и с места овладения мячом выполняет бросок в корзину. Если бросок оказался результативным, то он идет на позицию № 1 и выполняет броски до промаха.
Если же мяч достиг цели при броске после подбора, то следующий по порядку игрок подбирает его и с места овладения бросает мяч в корзину и т.д. Правила:
при ловле мяча, отскочившего от щита или кольца, разрешается одно касание мячом пола (земли);
игрок, нарушивший правила при подборе мяча (не поймал или дал мячу коснуться пола более одного раза), лишается права на бросок и мяч передается следующему игроку для броска с позиции № 1;
за попадание с позиции № 1 начисляется 2 очка. Дальнейшие попадания оцениваются в одно очко;
игра продолжается пока кто-либо из игроков не наберет 31 очко. Нарушением правил считается бросок мяча в корзину, при котором
мяч не коснулся кольца. В этом случае мяч передается следующему игроку для броска с позиции № 1. Если мяч при броске не коснулся ни кольца, ни щита, то все очки игрока снимаются, и он начинает с нуля.
50. Муравейник
Вариант 1. Игру проводят на всей площадке с использованием двух игровых колец. Каждый игрок имеет мяч. По сигналу учителя игроки начинают выполнять броски в два игровых кольца. Бросив мяч в одно кольцо, игрок с ведением мяча перемещается к противоположному кольцу, и т.д. Два раза подряд в одно кольцо мяч бросать нельзя. Каждый игрок старается за 1 мин(или за 30 секунд) забросить как можно больше мячей. За каждый правильно заброшенный мяч (без ошибок) он получает 1 очко. Игрок сам подсчитывает очки и соревнуется сам с собой, стараясь раз за разом забросить все больше мячей.
Вариант 2. Аналогичен варианту 1, но игру проводят в парах. Первый – баскетболист, второй – судья. Второй отмечает ошибки первого и посчитывает очки. Ошибками являются: нарушение правил ведения, пробежки и т.д. Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто набарал больше очков.
Вариант 3. Аналогичен вариантам 1 и 2. Отличие состоит в том, что в случае промаха разрешено один раз добить мяч.
51. Муравейник в парах
Все игроки разбиты на пары. Каждая пара имеет мяч, это игроки одной команды. Игроки в парах сами подсчитывают очки и соревнуются сами с собой, стараясь раза за разом забросить больше мячей.
Вариант 1. Ведение с сопровождением. Первый игрок ведет мяч, второй сопровождает. Разрешено добить мяч, но только один раз. При движении в обратную сторону второй игрок ведет мяч, первый сопровождает.
Вариант 2. Без ведения мяча. Выполняя передачи с перемещением, пара атакует то одно кольцо, то другое.
52. Куда глаза глядят
Игра аналогична игре «Муравейник», но броски выполняют в любое кольцо из тех, что имеются в спортивном зале. Два раза подряд в одно и то-же кольцо бросать нельзя.
53. Прыгун и баскетболист
Вариант 1. Игроки разбиваются на четверки. В четверках первый – баскетболист, второй – прыгун, третий и четвертый – судьи.
По сигналу преподавателя первый начинает выполнять броски в кольцо, стараясь за 30 секунд забросить как можно больше мячей. Засчитывают только правильно заброшенные мячи (без ошибок). Второй выполняет прыжки со скалкой. Каждые 10 (20) прыжков приравнивают к одному попаданию в кольцо. Третий и четвертый игроки осуществляют контроль. Когда заканчивается время игры, по количеству заброшенных мячей и приравненных к ним прыжков определяют победителя среди первых двух участников. Победитель получает 1 очко, формируется новая пара и упражнение повторяют.
Игроки соревнуются между собой по круговой системе, выполняя при этом два круга. В одном из кругов каждый выступает в роли баскетболиста, в другом – в роли прыгуна. Побеждает игрок который имеет максимальное количество очков после двойных встреч со всеми игроками четверки.
Вариант 2 Аналогичен варианту 1. Отличие состоит в том , что баскетболист выполняет броски в течение всего того времени, пока прыгун совершает 100 прыжков. Очки здесь получает только баскетболист, количество очков равно количеству заброшенных мячей.
54. Муравейник по командам
Игроки разбиваются на две группы, каждая уходит к своему центральному кольцу. По сигналу преподавателя команды начинают выполнять броски (для младших школьников обычно броски с ближней дистанции), каждая в свое кольцо. Необязательно бросать поочередно, все выполняют на время. Команда, которая первая набирает 15 попаданий, получает 1 очко. По сигналу преподавателя команды меняются кольцами, и продолжают выполнять упражнение. Побеждает команда, которая первая набирает 3 очка.
Практические рекомендации
В ходе проделанной мною работой, я рекомендую в учебно-тренировочном процессе использовать подвижные игры специализированной направленности на раннем этапе обучения игры в баскетбол, так как они способствуют всестороннему развитию детей и большому приросту спортивных результатов, а также становлению технической и других видов подготовки спортсмена в процессе занятия спортом.
Список литературы
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Инфра-М, 2006. 287 с.
Лесгафта. - СПб.: Олимп, 2006. - 134с.
2. Баскетбол: научно-методический вестник: Выпуск №6 \ Сост. Б.Е.Лосин, Е.Р.Яхонтов: редкол.: С.Н.Елевич и др.- СПб.: Изд-во «олимп»,2009.- 94с.
3. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. – М.:Сов.спорт,2007.-100с.
4. Баскетбол: Примерная программа для ДЮСШ. – М.:Сов.спорт,2004.-100с
5. Васильков, А.А., Теория и методика спорта: учебник – Ростов н/Д: Феникс. 2008.
6. Луткова, Н.В., Минина, Л.Н. Подвижные игры как средство решения педагогических задач в различных звеньях ФВ. Учебно-методическое пособие/СПб.:СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта,2003г.- 83с.
7. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у школьников. – Спб., 2003.
8. Подвижные игры: Учебное пособие. – М.:ТВТ Дивизион,2005.-280с.
9. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / И.М. Прищепа. - Минск: Новое знание, 2006. - 416 с.
10. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте: учебно-метод. Пособие \ Быков В.А. и др.; отв. Ред. Губа, В.П. - М.: Олимпия Пресс, 2007. - 155с., ил.
11. Сапин, М.Р., Сивоглазов, В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр ?Академия?, 2002. - 448 с.
12. Семикоп, А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». - Гомель, 2002. - 149 с.
13. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека М.: Советский спорт, 2008.- 620 с.
14. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие / Е.Р. Яхонтов [Текст]. - 2-ое изд., перераб. и доп.; СПбГУФК им. П.Ф.
13PAGE 15
13PAGE 14515
рђЗаголовок 115