Основные причины нарушения звукопроизношения и способы их устранения у детей дошкольного возраста
Доклад на тему: Основные причины нарушения звукопроизношения и способы их устранения у детей дошкольного возраста.
Учитель-логопед ГУ СШ№8 г .КостанаяБерикбаева Гульмира АсетовнаОвладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно ,не сами по себе,а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и фраз.
В чем же кроются основные причины, мешающие ребенку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи?
Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении,то таких причин три: 1) Трудности различения некоторых сходных звуков на слух( при отсутствии снижения слуха) 2) Выраженные дефекты в строении речевых органов
( губ,зубов,челюстей,языка,мягкого и твердого неба) 3) Недостаточная подвижность губ и языка. Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно. Рассмотрим каждую из причин в отдельности, чтобы помочь их устранить. Одной из причин перехода так называемого « возрастного косноязычия» в более поздний возраст являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи ( т.е. в различении их на слух) Эти затруднения выражаются в том ,что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков( С-З, С-Ш, З–Ж,Р-Л и др) По этой причине слова типа ЗАЙКА- САЙКА, РАК- ЛАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком ,воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. Эта форма нарушения звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начнут отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет СУБА вместо ШУБА, ЗУК вместо ЖУК , ЛЫБА вместо РЫБА , то есть возникает так называемое косноязычие в письме» Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены и родителями, замены (свистящих –шипящими, сонорные звуки- Р,Л,Й, а также звонкие- глухими, твердые- мягкими)
Сначала создается доброжелательная игровая обстановка,при которой ребенок заинтересован в правильном выполнении заданий и проявляет активность. С целью преодоления этой формы нарушений звукопроизношения необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Например ,в стихотворении
«Свист и шум» по принципу противопоставления «обыгрываются» звуки С и Ш
Свист и шум
В словах на «С» - повсюду свист
Он слышен здесь прекрасно
«Собака», «сумка», «сахар», «лист»
Теперь тебе все ясно?
Так ветер осенью свистит
Стучась в стекло с разбегу
И свистом словно говорит:
«Насыплю скоро снегу!»
В словах на «Ш»- совсем не то
Тут шум сплошной мы слышим:
«Шалаш», « подушка», « решето»
«шуршим», « решаем» , « пишем»
Так на ветру шумит камыш
Шипит наш кот со звуком « Ш»
И если мышку уследишь
То вслед услышишь «Ш-Ш-Ш»
Чтоб « С» услышать в слове «лист»
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке «С» -один лишь свист
А в «Ш»- шипенье,шорох,шум!
Свист и цокот
Звук « С» - это просто свист,
Он плавно,спокойно звучит:
« Собака», «сосулька», «лист»,
А «Ц»-как цокот копыт.
Тревожен цокот копыт,
И звук их отрывист и строг.
Подкова о камень стучит,
Старайся ухом поймать
То свист,то цокот копыт.
Теперь попробуй понять
И правильный дать ответ
Где цокот,где свист прозвучат
В словах «сок-цок» и «свет»
Дифференциация звуков С-Ш в словах
Суп-зуб,суд-зуд,слой-злой,сайка-зайка, ,слить –злить,сок-шок,срам-шрам,сор-шор,сутки-шутки,сырок-широк,солить-шалить.
Крыса-крыша,басня-башня,каска-кашка,миска-мишка,росы-розы
Дифференциация звуков Ш-Ж в словах
Шаль-жаль,шест-жест,шесть-жесть,шар-жар,шарить-жарить,шить-жить,
Саша-сажа,шутка-жутко,шалость-жалость,шесток-жесток
Зашить-зажить,вышить-выжить,нашивка-наживка,прошить-прожить
Дифференциация звуков Л- Р в словах
Лаки- раки, луки -руки, лот – рот, лом – ром, ложь – рожь, лампа –рампа,лама – рама, лов – ров, лад – рад, лаз – раз, лай- рай,лис – рис
Жил- жир, пил- пир, бал- бар, плут – прут,жалко- жарко, игла- игра.
Тише, тише, жуки, жужжите,
Не тревожьте теперь камыши!
Тише,тише над полем кружите
Не будите жужжанием в тиши!
Зажжжали жуки в тишине,
Зажжуужали жуки в вышине.
От жужжания жуков в вышине
Не бывать уж теперь тишине!
Шумят и шумят камыши,
Шумят о прошедшем тепле
Пожелтели,пожухли в тиши
Камышинки на желтом стебле.
Звук «Л» словно плавно плывет в волнах
Так плавно плывет лишь челнок
А «Р» грохочет,как гром в горах
Как бурный горный поток
Звук «Р» -это грохот грома
Звук «Л» - это плеск волны
На «Р» вдруг каркнет ворона
А где звуки «Л» слышны?
Звук «Л» -он словно ласкает слух
Послушайте: « голос» и «мел»
А «Р» так громко прорвется вдруг
Как грозный гром прогремел!
При нарушении звукопроизношения, связанных с дефектами в строении речевых органов ребенка, нужно прежде всего попытаться устранить данные дефекты. Но только сделать это нужно именно своевременно, пока ребенок еще не успел усвоить неправильный способ артикуляции звука. Так, например, короткую уздечку языка важно подрезать до шести лет. При невозможности полного устранения дефекта в строении речевых органов приходится воспитывать у ребенка так называемую компенсаторную артикуляцию. Суть ее сводится к тому , что нормальное звучание звука достигается за счет необычного (компенсаторного) расположения языка или губ . Например, межзубного произношения свистящих звуков при переднем открытом прикусе можно избежать путем закрытия щели между верхними и нижними резцами несколько необычно выгнутой спинкой языка. Этим исключается просовывание между зубами кончика языка, приводящее к шепелявости .
Если же дефекты в произношении звуков вызваны недостаточной подвижностью у ребенка губ и языка , то единственным средством преодоления этих дефектов является развитие подвижности названных органов. Например, правильным произношением звука Р ребенок не овладеет до тех пор, пока у него не появится возможность поднимать кончик языка к верхним альвеолам,и делать вибрацию. А при произношении свистящих звуков нужно научить ребенка удерживать язык во рту распластанным, прижатым к коренным зубам. Только так можно предотвратить утечку воздуха между коренными зубами и боковыми краями языка.
После того,как поставлен звук,необходимо вводить его в речь, т.е.начинается процесс автоматизации звуков в словах. Многократно повторяя их ради автоматизации ,ребенок приучится и к правильному употреблению грамматических форм. Особое внимание уделять однокоренным словам ,что научит ребенка чувствовать «родство» слов. Это необходимое условие для практического овладения правилом правописания безударных гласных – одним из основных правил русской грамматики. Например: масло в масленке, соль в солонке, настил настилают, маслом маслят , соль соленая и т.д.
Литература
Логопедическая работа с дошкольниками Т.Б. Филичева
Говори и пиши правильно Л.Г.ПарамоноваФормирование речи у дошкольников Л.И.Ефименкова