Рабочая програма по биологии В.В. Пасечник


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МОУ СОШ №5 И.Н. Лопатина
Приказ №43/02 от01.09.2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Биология 8 а,б,в классы
Составлено на основе курса Биология» под редакцией В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов. Серия «Линия жизни» Москва Просвещение 2014год. рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации
Составитель:
учитель биологии: Нижальская Оксана Валерьевна.

Егорьевск 2014г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, А.А Каменский, Г.Г.Швецов //Программы общеобразовательных учреждений. Биология 6-9 классы/ М.: Просвещение, 2014 « Линия жизни»., полностью соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
   Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году по системе триместров.. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.
   Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
   Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
   Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
   Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по сложности и с дополнительными заданиями.
   Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
   Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
  
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
• признаки сходства и отличия человека и животных;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; • особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха; • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего.

Тематический план 8 класс
Название тем Количество часов
1. Введение. Наука о человеке 3
2. Общий обзор организма человека 3
3 Опора и движение 7
4 Внутренняя среда организма и её функция 4
5 Кровообращение и лимфообращение4
6 Дыхание 4
7 Питание 5
8 Обмен веществ и превращение энергии 4
9 Выделение продуктов обмена 3
10 Покровы тела 3
11 Нейрогуморальная регуляция и процессы жизнедеятельности 7
12 Органы чувств 4
13 Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 5
14 Размножение и развитие человека 4
15 Человек и окружающая среда 4
16 резерв 4
17 итого 68
Календарно-тематическое планирование
№ урока в теме Тема урока Проверочные работы Дата проведен. урока
планируемая фактическая
а б в а б в
1 Введение. Наука о человеке (3 ч)
1 Науки о человеке и их методы 2 Биологическая природа человека. Расы человека 3 Происхождение и эволюция чело-
века. Антропогенез 2. Общий обзор организма человека (3 ч)
1-2 Строениеорганизмачеловека Л\ р№1 «Изуче-
ние микроск стро ения тканей организма человека 3 Регуляция процессов жизнедея-
тельности. Гомеостаз Самонаблюд«Выявление плоскостопия(BЫПолн яется дома)
3. Опора и движение 7 часов 1 Опорно- двигательнаясистема.
Состав, строение и рост кости Л\№2р «изучение микроск строения кости»,«Изучение
внешнего вида отдельных костей
скелета человека»
2 Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. 3 Скелет туловища. Позвоночниккак основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов
4 Строение и функции скелетныхмышц. Основные группы скелет-
ных мышц 5 Работа мышц и её регуляция.
л\р№3 Изучение
влияния стати ческой и динами че-ской работы на утомление мышц Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в дви жениях рук»
6 Нарушения опорно- двигательнойсистемы.Травматизм. Самонаблюдение
«Выявление плоскостопия Самонаблюдение
«Выявление плоскостопия 7 1помощь при травмах опорно-двигатель ной системы Профилактика нарушений
Практич. работа № 1 4 Внутренняя среда организма (4 ч)
1 Внутренняя среда организма и ее функции
2 Састав крови. Л р№4«Изучение
микраскопич страения крови
3 Свёртывание крави. Переливание
крави. Группы крави4 Иммунитет, фактары,влияющие на иммуни тет. Нарушения иммуннай системы челавека5 Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
1 Органы кровообращения Строение и рабата сердца 2 Сосудистая система ЛимфообращениеЛ/ р№5 «Измерение кровяного давления». 3 Сердечна-сасудистыезабалева-
ния4 . Первая памащь при краватеченииПр.раб№2 6 Дыхание (4 ч)
1 Дыхание и его значение. Органы дыхания. 2 Механизм дыхания. Жизненная
ёмкость лёгких Л\р№6«Измерение
обхвата грудной клетки в состоя-
нии вдоха и вьщоха3 Регуляция дыхания. Охрана воздущной среды. Лр№7«Определение частоты дыхания»
4 Заболевания органов дыхания и их профилактика
7 Питание 5 ч 1 Питание и его значение. Органы
пищеварения и их функции
2 Пищеварение в ротовой Полости.глотка и пищевод «Действие слюны на крахмал Л.р.№8 «Определение положения слюннывх желез~ « 3 Пищеварение в желудке и кишеч-
нике. 4 Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник
5 Регуляция пищеварения. Гигиена питания

8 Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) 1 Пластический и энергетический обмен 2 Ферменты !и их роль в организме
человека 3 Витамины и их роль в организме.Объяснять
человека 4 Нормы и режим питания. Нарушения
обмена веществ. 9 выделениеe продуктов обмена (3 ч 1 Вьщеление и его значение 2 Органы нымочевыделения3 Заболевания органов мочевыделения 10 Покровы тела (3 ч)
1 Наружные покровы тела. Строение и Выделять существенные признаки покровов
функции кожи Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверх ности кисти 2 Болезни и травмы кожи
3 Гигиена кожных покровов 11 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 7ч
1 Железы внутренней секреции и их функции
2 Работа эндокринной системы и её нарушения 3 Строение нервной системы и её значение 4 Спинной мозг 5 Головной мозг 6 Вегетативная нервная система, её строение. тест 7 Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение 12 Органы чувств. Анализаторы 4ч 1 Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор 2 Слуховой анализатор, его строение
3 Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание
4 Вкусовой и обонятельный анализаторы 13 Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 6ч.(6 ч)
1 Высшаянервнаядеятельность. Рефлексы 2 Память и обучение. Виды памяти тест 3 Врожденое и приобретенное поведение 4 Сон и болрствование5 Особенности высшей нервной деятельности человекаинтеллектуаятельностичеловека 6 Сознание и мышление человека Размножение и развитие человека (4 ч)
1 Органы размножения 2 Половые клетки.Оплодотворение3 Беременность и роды 4 Рост и развитие ребенка после рождения Человек и окружающая среда (4 ч)
1 Сопиальная среда человека 2 Окружающая среда и здоровье человека 3 Природная среда человека 4 Анализ и опенка влияния факто-
ров окружающей среды, на здоровье человека Резерв 4 часа