Внеклассное мероприятие Край мой! Мой мир! Моя Родина!
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центр Образования «Возрождение»
Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию
«Край любимый! Моя Родина! Мой мир!»
Подготовила и провела
учитель специального
(коррекционного) класса
Яковлева Светлана Анатольевна
Куйтун, 2015
Классный час «Край любимый! Моя Родина! Мой мир!»
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Ход занятия:
1 Ребята, отгадайте загадку:
В нем живет моя семья:
Папа, мама, брат и я.
В нем четыре стенки, крыша
И труба еще повыше.
-Правильно, это дом. У каждого человека есть свой дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Выберите нужное название этого дома из записанных на доске ( Марс, Луна, Земля, Юпитер, Венера)
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ведущий 2:
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Учитель: Планета Земля является домом не только человека, но и растений и животных. Мы дышим воздухом, окружающим Землю. Пьем воду, которую дает нам матушка-Земля. Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточки и начинает погибать все остальное. И чаще такое разрушение происходит по вине человека.
В последние годы люди все больше вмешиваются в природу и разрушают ее. Экологи всего мира бьют тревогу. Они призывают беречь нашу Землю. Кому и чему нужно помогать человеку на Земле, мы сегодня и узнаем на уроке.
Вот такой волшебный цветок расцвел у нас на доске.
( Пронумерованные лепестки от 1до 6 с рисунком шара Земли посередине. На обратной стороне надписи: воздух, вода, почва, растения, животные, человек.)_ Вы догадались, что за необычная сердцевинка у нашего цветка?
Таким шаром голубовато-зеленого цвета Земля выглядит из космоса. Пока мы не знаем, есть ли еще где-то такая уникальная планета.
-Соберите буквы и прочитайте, благодаря чему возможна жизнь на земле
ОДВУЗХ (Перевернуть лепесток №1)
-как думаете из –за чего может загрязняться воздух?
(Автомобили, завод)
Взрослые стараются изобрести безвредные виды топлива и ставят на трубы заводов системы очистки воздуха.
-Сорвем второй лепесток, угадаем, что это?
Бывает твердой и жидкой. Может бежать, может стоять. Весной шумит, зимой молчит.
(Лепесток №2 Вода)
Инсценировка «На берегу реки»
Действующие лица:
Девочка и мальчик с корзинками, Лесная речка.
1мальчик: Сестрица, мы так долго по лесу ходим, я устал и пить хочу.
Девочка: Сейчас отдохнем, вон, впереди лесная речка, умоемся, выпьем чистой водицы.
Мальчик: сестрица, как мы ее пить будем, вода вся грязная, черная!
( Появляется Лесная речка)
-ОЙ, плохо мне, ой, тяжко мне!
Девочка:
-Кто ты и почему так стонешь?
Речка :Речка я лесная, а плачу, что залиты мои воды нефтью, берега забросаны мусором.
Мальчик: давай поможем речке, уберем с берегов мусор.
(Собирают мусор в пакеты)
Речка: Спасибо вам за помощь, мне стало немного легче.
ДЕВОЧКА: Здравствуйте, а кто вы такой?ВОДЯНОЙ: Я - Водяной. (Вздыхает.)ДЕВОЧКА: А почему вы такой печальный?(Звучит фонограмма «Песенки Водяного». Водяной напевает, а Девочка ему подыгрывает.)ВОДЯНОЙ:Я одинокий Водяной,Никто не водится со мной.Друзья мои — лягушки Болеют, как старушки. На дне моей квартиры —Бутылки, тряпки, вилы. Не озеро — помойка.(Девочка отходит от него.)Не уходи, постой-ка! Кругом лежат жестянки, Запчасти, склянки, банки, А мне так жить, А мне так жить, А мне так жить охота?Девочка, помоги! Девочка, ведь люди всё знают и могут, помоги!ДЕВОЧКА: Да, Водяной, нелёгкая у тебя жизнь! Как же помочь тебе? (В зал.) Ребята, как помочь Водяному?(Ребята отвечают.)Правильно, ребята, нужно очистить пруд от мусора, тогда в него возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки! Давайте пообещаем друг другу — беречь водоёмы!
Учитель: загрязняется не только вода, но и (Лепесток №3) ПОЧВА
Очень часто мы выбрасываем очень опасные отходы в мусор. Например, использованные батарейки и не задумываясь о том, что все это вывозится на общественные свалки. В городе и подъезде каждого дома установлен специальный ящик для утилизации любых использованных батареек. Это сделано для того, чтобы они не попадали в общественный мусор, ведь даже одна маленькая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около двух квадратных кубометров земли.
Так же стеклянные градусники, в них содержится очень опасный металл- ртуть. Их обязаны принимать к утилизации организации и аптеки, там их собирают в специальные контейнеры.
Учитель: Что это, угадайте.
Много ног и много рук
Оглянись стоят вокруг.
Летом в платьицах зеленых,
Зимой в шубах мороженных. (Деревья)
2.летом зеленый ковер всю землю укрывает. (Трава)
3. что выше травы, но ниже деревьев? (Кустарники)
-Как одним словом назвать отгадки? (Лепесток №4 РАСТЕНИЯ)
А теперь, давайте повторим, как нужно вести себя в лесу. Вспомним правила поведения в лесу (Дети по очереди зачитывают правила)
ПРАВИЛО 1: Не ломай ветви деревьев и кустарников!
ПРАВИЛО 2: Не рви цветов в лесу и на лугу. Именно давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению многих растений.
ПРАВИЛО 3: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 4:Не разводите костер в лесу. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет.
ПРАВИЛО 5: Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Учитель: Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой.
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи.
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин!
А сейчас игра «ДА-НЕТ»
-На правильное утверждение хором «да», на неправильное – «Нет»
Чем больше растений на Земле, тем чище воздух (Да)
-Ядовитые растения надо уничтожать (Нет)
-Необходимо весной высаживать саженцы растений (Да)
- Когда берешь весной от березы сок, надо замазать ранку. (Да)
- С прогулки всегда надо приносить домой букет полевых цветов(Нет)
_ После пикника на полянке нужно собрать за собой весь мусор (Да)
Молодцы, я думаю вы хорошо соблюдаете все правила в лесу.
-Отгадайте, что написано:
4 6 2 7 1 5 3 8
о н и ы ж т в е
Давайте сейчас посмотрим инсценировку
Действующие лица: автор, айболит, жучок, бармалей, паучок, синички, лисички.(звучит отрывок из песни « В гостях у сказки»)Автор: Добрый доктор айболитОн под деревом сидитВсех излечит, исцелитДобрый доктор айболитПрилетел к нему жучок(звучит отрывок припева песни «Больно мне больно»)Жучок:У меня болит бочокБыл вчера я на лужайкеТам летал среди кустовВоздух был темнее ночи Сделать вздох, но нету мочиАвтор: Взял микстуру и таблеткиСтал лечить бочок жучкаАйболит: Не грусти, дружок мой милый И не будь таким унылымГде ж лужок тот страшный, страшный?Где дышать очень опасно?Жучок:Через речку и лесокТы увидишь тот лужокБерегись, ведь там опасностьАйболит: Для меня преграды нетВсех спасу от разных бед!(звучит подвижная музыка)Автор: И встал айболитПобежал айболитПо полям, по лесам он спешитВот встречает бармалеяБармалей: Ха – Ха – Ха Айболит: Это твой стоит завод?Из трубы идёт дымок?Бармалей: Ну подумаешь немножкоЗатуманилась дорожкаАйболит:Как ты смеешь, бармалей!Ты ведь губишь всех зверейИ жучков и паучковИ синичек и лисичек( все проходят задыхаясь) Очень много чудных птичек Всё погибнет и ты вскоре!Бармалей: Страшно мне, я задыхаюсьВсё, завод свой закрываю!Нет, гибнуть доктор не хочуЯ природу сохраню!Законы природы главнее всегоИ сейчас всем скажу я:Птицам – воздух!Рыбам – воду!Береги свою природу!
Конечно, это сказка. Но все мы должны твердо помнить о том, что все животные, птицы нуждаются в нашей защите. Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.
За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу.Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей)
Учитель: И последний лепесток цветка (Лепесток №6 ЧЕЛОВЕК)
Жить не можем без воды, без растений и животных,
Без лесов, полей и рек. Жить не может человек.
Именно человек отвечает за сохранность всего того, что написано на лепестках. Никогда не нужно забывать, что если мы берем у природы что-то для своих нужд, то по возможности, это нужно восстановить. И мы, дети, тоже можем внести свой посильный вклад в дело охраны нашей Земли.
Стихотворение (читают дети по две строчки)
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя-Российские края
Будем мы всегда беречь тебя
Здесь растут и елка, и сосна,
И березка белая моя,
Дуб, осина, клен в се деревья в нем
Край Российский- я в тебя влюблен!
Лес, лес-зеленый наш дом
Где птицы летают, и звери кругом
Чтоб всем здесь дышалось легко
Мы будем беречь лес- богатство свое!
Будем мы природу охранять
И леса ее преумножать,
чтоб Земля жила, долгие века
И потомкам счастье принесла.
Рефлексия:
-Скажите, ребята, нужное ли для нас это мероприятие?
- Что важного вы взяли для себя?
_Понравилось ли вам оно?
-О чем вы расскажите сегодня своим родителям?