Конспект урока «Возникновение древнерусской литературы. «Сказание о том, как Владимир принял христианскую веру»
«Возникновение древнерусской литературы. «Сказание о том, как Владимир принял христианскую веру»
(урок по литературе в 6 классе)
урок разработала
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ Мурзицкой ООШ
Малинкина Е.В.
2014 год
Тема урока: Возникновение древнерусской литературы. «Сказание о том, как Владимир принял христианскую веру»
Цели урока:
Образовательная: дать представление о древнерусской литературе, о условиях ее возникновения, о крещении Руси как об одном из условий её возникновения; познакомить со «Сказанием о том, как Владимир принял христианскую веру»
Развивающая:
развивать навыки монологической речи; учить анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развивать навыки самостоятельной работы, творческие способности.
Воспитательная:
воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, бережное, уважительное отношение к книге.
Эпиграф: Древняя русская литература наполняет нас гордостью
за наших далеких предшественников, учит нас
с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам
о благе родины.
Д.С. Лихачёв.
Ход урока.
Оргмомент.
Слово учителя.
- Ребята, мы сегодня вновь обращаемся к древнерусской литературе и познакомимся с новым сказанием из «Повести временных лет» - «Крещение Руси». Литература Древней Руси повествует о событиях, далёких от нас, но мы продолжаем читать произведения литературы. Как вы думаете, почему мы это делаем?(слайд 2)
( ответы учащихся)
- Правильно, ребята. Читая произведения древнерусской литературы, мы знакомимся с историей родной страны, учимся любви к Родине, к ближнему. Обратимся к эпиграфу. Д. С.Лихачёв, учёный, литературовед, писал: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». (слайд3 )
-Послушайте небольшую лекцию о возникновении древнерусской литературы и составьте сложный план .
-Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси . (слайд4 )
Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Важной причиной возникновения литературы явилось и принятие христианства на Руси 988 г. (слайд5 )
Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы. (слайд6 )
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор.
В древнерусской литературе центральное место занимали летописи.. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).. (слайд7 )
В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Нам она известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям . Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. «Се повести времяньных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуда Русская земля стала есть», - читаем мы в летописи. Свод был два раза доработан и дополнен: в 1116 году Сильвестром, в 1118 году неизвестным автором. (слайд 8 )
Летописцы записывали не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») отсюда и название летопись.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития( описания жизни святых), поучения. (слайд 9 )
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
- Посмотрим, что у вас получилось (учащиеся зачитывают план, затем проверка со слайда).
План. (слайд 10 )
Условия возникновения древнерусской литературы.
а)Укрепление Киевской Руси;
б) Крещение Руси;
в)Создание письменности;
г)Влияние фольклора.
2. Летописи.
а) Летописец – монах;
б) «Повесть временных лет»- летописный свод.
в)Погодные записи;
г)Жанры летописи.
- Молодцы. Вы все отметили , что на возникновение древнерусской литературы повлияло одно из значительнейших событий Древней Руси – крещение в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича.
Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Именно он выбрал для своего народа Православную веру– воплощение истинной красоты и благодати. В этом году исполняется 1000 лет со дня смерти князя Владимира. (слайд 11 )
-Кто же он, какой же он князь Владимир?
( Мини – проект о князе Владимире – сообщение ученицы и презентация)
Князь Владимир – солнце Руси.
Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. (слайд 12 )
Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней. Именно они влияли на характер русского князя Владимира. Они были очень разные. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе - главном городе восточной Византии (слайд 13 )
Княгиня Ольга любила внука , учила его вере христианской. Он слушал бабушку, но авторитетом для него, конечно, прежде всего был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах. Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Таковы были нравы в дохристианской Руси.
Впоследствии великий князь Владимир- язычник, становится христианином. ,
Помогли в этом превращении и детские воспоминания о бабушке Ольге. К тому же он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире. И нашёл её и принял. (слайд 14 )
Русская Церковь почитает князя Владимира святым и равноапостольным, приравнивая его деяния к апостольским. Тем самым отмечены не только его заслуги в принятии христианства, но и внутреннее духовно-нравственное преображение . Киевский князь смог уверовать в Того, Кто добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человечества и мира. Сумел уверовать искренно, сильно и увлек за собой целый народ.
Его княжение отмечено не только выбором христианской веры для россиян, но и появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти: князь Владимир содействовал устройству больниц и богоделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. (слайд 15 )
Умер он в 1014 году .До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою. В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость и тело князя, завернувши в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие. Плач и рыдание послышались во всей Русской земле.
Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям. (слайд 15 )
Честь тебе, Владимир славный,
Русь крестивший в свете дней,
Красным Солнышком прозванный
За любовь к земле своей!
Это ты в родных сторонах
Христианства поднял стяг,
И Руси теперь крещеной
Никакой не страшен враг.
И по сей день память равноапостольного князя Владимира совершается 28 июля по новому стилю, а в городе Владимире ему установлен памятник.)
- Давайте попробуем представить, как князь Владимир принимал христианскую веру и как он Русь крестил.
( видео «Князь Владимир и крещение Руси») . (слайд 16 )
- В «Повести временных лет» имеется «Сказание о том, как Владимир принял христианскую веру» . Прочитаем его.
(читает учитель или подготовленный ученик).
( текст из «Повести временных лет», распечатанный раздаётся ученикам.)
«Сказание о том, как Владимир принял христианскую веру»
И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же».
( слайд 17)
И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят в Василеве, а другие и по-иному скажут.
Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: «Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, творца неба и земли» и до конца этот символ веры. И еще: «Верую во единого Бога Отца нерожденного и во единого Сына рожденного, в единый Дух Святой
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. ( слайд18)
Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.( Слйд19)
И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
- Какие слова вам не понятны?
Запишите в тетрадь6
Вено - выкуп за невесту.
Треба - жертвенное приношение
Беседа по прочитанному.
- Как князь Владимир взял город Корсунь?
- Почему цари византийские не хотели отдавать за князя Владимира сестру свою Анну?
- Почему князь Владимир решил креститься. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ, и зачитайте их.
- Какие слова произнёс Владимир после крещения?
- Как он поступил с языческими идолами?
- Что ставил князь Владимир на месте идолов?
- В каком году происходило крещение Руси?
- Почему люди пришли креститься?
- О чём просил князь Владимир Бога?
- Выполнил ли Бог его просьбу?
Да, выполнил. До сих пор хранит Русь веру православную. Строятся на земле храмы, звонят колокола, призывая нас творить добро, любить и прощать, свято чтить традиции и почитать святых, и всегда помнить о своих корнях, знать свое прошлое и гордиться замечательными русскими людьми. А научиться всему этому мы можем, читая замечательные произведения древнерусской литературы.
(видео «Русь православная»)(слайд20)
Домашнее задание: Прочитать «Сказание о белгородском киселе», ответить на вопросы.
~ђЗаголовок 1—ђЗаголовок 2Заголовок 315