Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей 6-8 лет


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «МОУ СОШ № 200»г. Волгограда


Программа
психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Программа дополнительного образования детей 6 – 8 лет
Срок реализации — 1 года
составитель:Корсакова Анна Геннадьевна,педагог-психолог


Волгоград – 2015
Направленность программы «психолого-педагогического сопровождения одаренных детей »по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению  — специальной; по форме организации — групповой; по времени реализации — годичной.
Программа разработана на основе методических разработок Падусев А.В.
Глухова А.А.Тинюкова А.П.
требования взяты за основу при разработке программы: формы занятий в основном носят игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта  для развития личности учащегося. Занятия предназначены для индивидуальной и групповой работы.
Новизна программы состоит в том, что она предназначена для учащихся начальных классов без ЗПР, обучающихся в общеобразовательных школах, классах, в отличие от существующего аналога по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Актуальность обусловленатем, что в современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. На сегодняшний день одной из функций школы становится функция - выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Работа с одаренными детьми ведется давно (это и проведение школьного этапа предметных олимпиад, и конференции проектно-исследовательских работ для учащихся начальной и основной школы, участие учащихся в муниципальном этапе предметных олимпиад и районной конференции проектно - исследовательских работ, подготовка детей к участию в республиканских конкурсах, интеллектуальных играх), однако нет единых подходов, нет системы работы. Одним из направлений работы способствующих повышению мотивации – является работа с одаренными детьми.
Педагогическая целесообразность программы объясняется:
эффективным для психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является организация занятий способствующих стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности; профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфорта.
Цели программы:
выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей.
Задачи:
разработать механизм выявления одаренных детей
создание условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей
расширять возможности для участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня.
обеспечить повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми
разработать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и развитии одаренного ребенка
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
• диагностического;
• консультационного ; • развивающего ; • коррекционного .Программа включает следующие блоки:I. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей:- диагностика способностей детей;- формирование банка данных об одаренных учащихся;- осуществление мониторинга личностного развития учащихся, создание портфолио;- оказание необходимой и оперативной помощи психолога.
Деятельность психолого-педагогической службы должна способствовать формированию стойкой положительной мотивации обучающихся к достижению успеха в каком-либо виде деятельности.
Формы работы:- развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, психологические тесты, анкетирование, тренинги личностного роста, деловые игры, групповые и индивидуальные консультации, оказание помощи по профессиональному самоопределению.Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 6 до8 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год, разделенный на четыре этапа. Продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются наличием сформированных навыков и мотивации детей к достижению успеха
Формы занятий:
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания и инструкции Практическая часть включает в себя упражнения и игры.
Режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю, в основном групповые, но по мере необходимости проводятся и индивидуальные занятия.
Предполагаемый результат:
Разработка и реализация программы «Психолого-педагогического сопровождения одаренных детей”.
совершенствование системы работы с одаренными детьми
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями
стимулирование мотивации развития способностей школьников
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью
увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми

Формы подведения итогов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме графического диктанта, поделок детей и в повторной диагностике.
Реализация программы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
      При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает  проблема чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их   оптимальному развитию. Программы   для   одаренных   должны   отличаться   от   обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.  Одаренные      дети      обладают некоторыми общими  особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К  таким особенностям относятся следующие:
способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений.  Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Выбор форм и методов работы
Направления работы психолога с одаренными детьми
1. Первичная диагностика одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения.
2. Психодиагностика по стандартизированным тестовым заданиям и с помощью игровых и тренинговых методов.
3. Глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка.
4. Создание школьного банка данных одаренных детей.
Учебно-тематический план
№пп Раздел, тема Количество часов
Всего Теоретич. занятия Практич. занятия
1 Диагностика 4 1 3
2 Начальный 4 2 2
3 Основной 48 12 36
4 Заключительный 8 2 6
ИТОГО 64 17 47