ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.
Доклад педагога-психолога Гапоновой С.В. на семинаре по одаренным детям. 22.01.2016 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.
Что такое детская одаренность?
2 слайд
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
3 слайд
В учительской среде особенно распространен стереотип, что- Все одарённые учатся легко и быстро! Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).
Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда сообщается) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
4 слайд
Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей
Неровно успевающий.
Выбивающийся из общего темпа.
Странный в поведении, непонятный.
Занятый своими делами (индивидуалист).
Не умеющий общаться, конфликтный.
Иногда тугодум, не может понять очевидного.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая
одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.
5 слайд
Работа педагога- психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
психодиагностика,
психопрофилактика,
психокоррекция,
развитие,
психологическое консультирование,
психологическое просвещение.
Важным этапом работы с одаренными детьми является выявление одаренных детей и изучение особенностей их развития, эта работа должна проводиться совместно с администрацией школы, учителями, психологами, родителями и конечно детьми. Только тогда результат будет плодотворным. Функция педагога-психолога начинается с-
6 слайд
1.Формирование школьной базы данных ШРР:
Диагностика памяти, мышления, внимания (май, июнь);
Проведения анализа и оценки имеющегося потенциала совместно с учителями и родителями.
7 слайд
2. Диагностический блок:
- для родителей и учителей: экспресс-анкета «Определение интенсивности познавательной потребности ребенка» B.C. Юркевич, сроки проведения – начало учебного года; опросник «Шкала Вильямса» - конец учебного года.
- для детей: Методика «Как я вижу себя» А.И. Савенков - сроки проведения- начало учебного года; тест креативности Торренса- конец учебного года.
8 слайд
3.Использование данных плановой диагностики:
1-4 ые классы:
-диагностика ФГОС;
-индивидуальная работа.
5-7 ые классы:
-диагностика ФГОС;
-индивидуальная работа
9 слайд
2. Развивающий блок:
Школьники в первом полугодии занимаются по программе развивающих занятий;
Во втором полугодии ребятам предлагается участие в создании проектов.
Отличительной особенностью программы психологического сопровождения одарённых детей в условиях образовательного учреждения является совместная практическая творческая деятельность детей и родителей.
10 слайд
В развивающий блок включена большая работа внеурочной деятельности. В нашей школе это 7 направлений:
-художественно-эстетическое;
-физкультурно-спортивное;
-эколого-биологическое;
-научно-техническое;
-социально-педагогическое;
-информационно-техническое.
Широкий простор проявить свои способности предоставлен каждому учащемуся. Ребята с удовольствием посещают эти занятия и с каждым годом эта активность растет с каждым годом, что доказывает статистика. В нашей школе насчитывается 889 учащихся, среди них посещаемость внеурочной деятельности составляет 434%, т.е. каждый учащийся посещает по 4-5 направлений внеурочной деятельности.
11 слайд
Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
- активные формы обучения
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность обучающихся;
- научно-исследовательская деятельность обучающихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
Результаты этой работы: полученный грамоты, благодарственные письма, сертификаты.
12 слайд
При работе с одаренными детьми часто могут возникать проблемы:
Такие как:
Неприязнь к школе.
Игровые интересы.
Конформность (отрицание стандартных требований
Погружение в философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
13 слайд
В решении таких проблем нам помогает Программа психологического сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении.
Развивающий Блок «Умники и умницы» для учащихся, которые проводятся в группах и занятия в родительском клубе «Лесенка успеха», позволяющие родителям учиться мыслить более креативно и лучше понимать своего ребенка.
14 слайд
Проведение этой совместной работы помогает нам
К любому ребёнку относиться с надеждой и ожиданием...” Ведь одарённые дети это будущее нашей страны!
15 слайд
Спасибо за внимание.
Виды одарённости: В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Признаки одарённости Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Принципы выявления одарённых детей: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Методы диагностики одарённости Особенности личности одарённого ребёнка перфекционизм, самооценка, ответственность за поступки и их последствия, повышенная впечатлительность, независимость (автономность)лидерство, соревновательность, особенность эмоционального развития Взаимодействие педагога с одарённым учеником Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагирования на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя Одарённые мальчики - это личности, имеющие выраженное стремление к доминированию, разнообразные интересы, гибкость и критичность мышления, высокий контроль поведения, отсутствие фрустрированности. Они эмоционально чувствительны, у них ярко выражено художественное восприятие мира. Одарённые девочки богатство внутреннего мира, внутреннее напряжение, неординарное мировоззрение, творческая одарённость, активность, низкий уровень фрустрированности. Они чаще подвержены депрессиям. Проблемы одарённых детей Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций. Наиболее часто встречаются проблемы: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Причины уязвимости одаренных детей: Стремление к совершенству. Ощущение неуязвимости. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.
Программа сопровождения одарённых детей состоит из следующих блоков:
Диагностический блок.
Развивающий блок.
Работа с родителями
1. Диагностический блок:
- для родителей и учителей: экспресс-анкета «Определение интенсивности познавательной потребности ребенка» B.C. Юркевич, сроки проведения – начало учебного года; опросник «Шкала Вильямса» - конец учебного года.
- для детей: Методика «Как я вижу себя» А.И. Савенков - сроки проведения-начало учебного года; тест креативности Торренса- конец учебного года.
2. Развивающий блок - программа развивающих занятий для школьников. Школьники занимаются первое полугодие, во втором полугодии участвуют в проектной деятельности.
Школьники в первом полугодии занимаются по программе развивающих занятий, во втором полугодии ребятам предлагается участие в создании проектов.
Отличительной особенностью программы психологического сопровождения одарённых детей в условиях образовательного учреждения является совместная практическая творческая деятельность детей и родителей.
3. Блок. Работа с родителями по программе занятий родительского клуба «Лесенка успеха»
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.