Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)
Составитель:
педагог-психолог
Малышева О.В.Старый Оскол
2016
Пояснительная записка
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет их образовательных потребностей».
Цель программы: развитие у детей со статусом ОВЗ высших психических функций, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, произвольности психических процессов, познавательно-личностное развитие, на котором формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность обучающихся, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение.
Задачи программы:
Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие мелкой и крупной моторики.
Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.
Развитие рефлексии.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:
принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени;
принцип системности развивающих, профилактических заданий;
деятельностный принцип;
принцип комплексности методов психологического воздействия;
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
Системность и последовательность.
Индивидуально-дифференцированный подход.
Максимальное использование игровых методов обучения.
Психологическая безопасность.
Возраст участников программы – 7, 8 лет.
Программа рассчитана на один год.
Год обучения Количество часов в году Количество часов в неделю Периодичность занятий
Первый 32 1 1 раз в неделю
Структура занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
3. Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
4. Рефлексия занятия – оценка занятия. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия
Диагностические процедуры в программе.
Важным аспектом реализации программы сопровождения является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума. Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами.
№ Цель Методики Форма проведения
1 Исследование кратковременной речевой памяти «Кратковременная речевая память» индивидуально
2 Исследование кратковременной зрительной памяти «Кратковременная зрительная память» индивидуально
3 Исследование внимательности Тест Тулуз-Пьерона (V) групповая
4 Исследование мышления «Зачеркни лишнее» групповая
5 Исследование восприятия и воображения Рисунок об окружающем мире ребенка групповая
6 Исследование зрительно-моторной координации Творческая работа («Узор из пуговиц», «Ниткография» и пр.) групповая
7 Исследование развития мелкой моторики Творческая работа («Узор из пуговиц», «Ниткография» и пр.) групповая
Учебно-тематический план:
№ Тема (развиваемые психологические процессы) Содержание (методики и задания) Кол-во часов Формы работы Примечание
1 Словесные обозначения предметов Назови предметы 1 Игровая Слуховые ощущения Послушай тишину
Узнай по звуку Внимательность Тест Тулуз-ПьеронаДиагностическая 2 Внимание (сосредоточенность) Выполни команду 1 Игровая
Арт-терапевтическая Зрительные ощущения Какого цвета? Цветные полоски Мышление Зачеркни лишнее Диагностическая 3 Артикуляция Произнеси чисто 1 Игровая
Арт-терапевтическая Пространственные представления Раскрась правильно Восприятие и воображение Рисунок об окружающем мире ребенка Диагностическая 4 Фонетико-фонематическое восприятие Найди ошибку 1 Игровая
Арт-терапевтическая Пространственные представления Определи фигуру Понятийное мышление Назови одним словом. Конкретизация понятий 5 Выполнение словесных поручений Учись слушать и выполнять 1 Игровая
Арт-терапевтическая Самоконтроль Учитель-ученик, ученик-учитель Слуховые ощущения Послушай звуки Слуховое восприятие Назови и проверь постукиванием 6 Внимание (объем) Кто точнее нарисует? 1 Игровая
Арт-терапевтическая Осязательные ощущения Шершавые дощечки 7 Память (непосредственная вербальная) Магнитофон 1 Игровая
Арт-терапевтическая Пространственные предоставления Переверни рисунок
Что? Где? 8 Внимание (сосредоточенность) Слушай звуки улицы
Поиграем в «Индейцев»
Угадай, кто говорит 1 Игровая
Арт-терапевтическая Память непосредственная (вербальная) У кого ряд длиннее? 9 Память (двигательная) Телеграфисты 1 Игровая
Арт-терапевтическая Пространственные представления Куда указывают стрелки? Понятийное мышление Подбери картинки 10 Анализ образца Найди одинаковыеГде ошибся Буратино?
Одинаковы ли бусы?
Найди образец 1 Игровая
Арт-терапевтическая Память (непосредственная зрительная) Найди картинку Внимание (устойчивость) Перепутанные линии 11 Образное мышление Цветная сказка 1 Игровая
Арт-терапевтическая Зрительно-двигательные координации Штриховка Память (непосредственная зрительная) Запомни точно 12 Память (непосредственная зрительная) Нарисуй по памяти 1 Игровая
Арт-терапевтическая Пространственные представления Выполни правильно Понятийное мышление Вордбол13 Пространственные представления Где этот домик? 1 Игровая
Арт-терапевтическая Выполнение словесных поручений Чей узор лучше? Зрительные ощущения Найди предметы одного цвета
Цветовая угадайка14 Анализ образца Раскрась правильно
1 Игровая
Арт-терапевтическая
Слуховые ощущения Шумящие коробочки 15 Осязательные ощущения Шершавые дощечки 1 Игровая
Арт-терапевтическая Внимание (переключение) Расставь слова
Зашифруй слова
Зашифруй цифры Точность движений (макродвижения) Точные движения
Как звонкие тарелки и ложки 16 Анализ образца Срисуй фигуры точно 1 Игровая
Арт-терапевтическая Зрительное восприятие формы Путаница
Найди одинаковыеНазови фигуры Осязательные ощущения Тяжелые коробочки 17 Мышление (абстрагирование) Найди одинаковые1 Игровая
Арт-терапевтическая Память (непосредственная зрительная) Запомни и найди
Запомни и нарисуй 18 Зрительный анализ Кто наблюдательнее 1 Игровая
Арт-терапевтическая Словестный синтез Магнитофон Понятийное мышление Назови одним словом
Конкретизация понятий
Вордбол19 Осязательные ощущения Тяжелые коробочки 1 Игровая
Арт-терапевтическая Внимание (устойчивость) Крестики, точки
Пишущая машинка 20 Зрительный анализ Сгруппируй буквы 1 Игровая
Арт-терапевтическая Внимание (переключение) Синхронный счет Пространственные представления Цветной ксилофон
Живые цепочки 21 Мышление (анализ) Найди отличия
Дорисуй недостающие детали 1 Игровая
Арт-терапевтическая Анализ образца Нарисуй точно
такие же
Бусинки Зрительно-двигательные координации Проведи, не касаясь
Спящий дракон 22 Мышление (гибкость) Способы применения предмета 1 Игровая
Арт-терапевтическая Внимание (распределение) Соблюдай правило Мышление Сравнение слов
Учимся сравнивать 23 Пространственные представления Поставь значки 1 Игровая
Арт-терапевтическая Анализ и синтез (анаграммы) Отгадай слова Внимание (переключение, устойчивость) Называй и считай
Алфавит 24 Звуковой синтез Подбери слова 1 Игровая
Арт-терапевтическая Внимание (объем) Найди слоги Пространственные представления Говори правильно 25 Понятийное мышление Вордбол1 Игровая
Арт-терапевтическая Память (двигательная) Телеграфисты Пространственные представления Где спрятались игрушки 26 Мышление (синтез) Составление предложений 1 Игровая
Арт-терапевтическая Мышление (установление закономерностей) Найди девятый Наблюдательность Все ли ты увидел? 27 Мышление (сравнение) Найди одинаковые и отличающиеся 1 Игровая
Арт-терапевтическая Зрительное восприятие формы Составь фигуру Память (непосредственная зрительная) Запомни картинки
Запомни порядок 28 Мышление (сравнение) Найди одинаковые 1 Игровая
Арт-терапевтическая Мышление (синтез) Назови предмет Зрительно-двигательные координации Молния
Речка 29 Мышление (сравнение) Сравни предметы 1 Игровая
Арт-терапевтическая Саморегуляция Образец и правило Зрительное восприятие формы Загадочные контуры 30 Внимание (в условиях коллективной деятельности) Делаем вместе 1 Игровая
Арт-терапевтическая Зрительное восприятие Найди фото Анализ образца Нарисуй так же Мышление (абстрагированное) Покажи одинаковые 31 Внимательность Тест Тулуз-Пьерона1 Диагностическая Мышление «Зачеркни лишнее» Восприятие и воображение Рисунок об окружающем мире 32 Зрительно-моторная координация Творческая работа («Узор из пуговиц», «Ниткография» и пр.) 1 Диагностическая Мелкая моторика
Использованная литература:
1000 веселых загадок для детей / авт. текста О. Дружкова. – М.: АСТ, 2001. – 383 с.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
Кикоин Е.Л. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. М., 1993.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. –– Москва: Генезис, 1998.
Холодова О.А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочая тетрадь. М.: Издательство РОСТ, 2011.