Педагогические условия формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста


Педагогические условия формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте, – произвольность. Произвольность – решающее условие готовности ребёнка к школьному обучению. Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а в том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекаются, очевидно, что учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Но формирование произвольного поведения необходимо не только для подготовки ребёнка к школе, произвольность поведения проявляется в самых разных аспектах его жизни: и в выполнении указаний взрослого, и в умении планировать свои действия, и в соблюдении моральных норм и правил поведения, и в способности сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, и в общей дисциплинированности, организованности поведения.Л.С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребёнка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребёнок, в какие бы замечательные и комфортабельные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимости в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Всё это он может научиться делать только со взрослым: в общении, в совместной деятельности. Именно в отношениях ребёнка и взрослого, в их общей жизни следует искать истоки произвольного поведения. Поэтому, говоря о развитии произвольности и осознанности поведения дошкольников в детском саду, мы должны, прежде всего, подумать о том, как может воспитатель помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения.
В психологии принято положение о том, что основное средство формирования сознания и произвольности – это речь. Именно благодаря речи ребёнок способен посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривает себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить, преобразовать. Речь помогает ребёнку овладеть собой через планирование своего поведения. Только благодаря речи возможно связывание действий во времени – из ряда разрозненных, бессвязных эпизодов жизнь постепенно превращается в единый, связный процесс, в котором сиюминутные, текущие действия существуют не сами по себе, а в их связи с прошлым и будущим. Столь важными и богатыми возможностями речь обладает по той причине, что она, преодолевая давление воспринимаемой ситуации, выходит в сознании за пределы того, что ты в данный момент видишь или делаешь.
Но если речь такое универсальное средство для овладения своим поведением, для осознания себя, почему же мы тогда имеем столько проблем с произвольностью и самосознанием у некоторых дошкольников? Ведь большинство из них в четыре – шесть лет хорошо владеют речью в общении со взрослыми и со сверстниками, прекрасно понимают речь других, легко разговаривают сами, успешно занимаются на занятиях по развитию речи. Но при этом дети совершенно не могут планировать своё поведение, часто отвлекаются; слабо развито сознание, весьма поверхностное и приблизительное представление. Дело в том, что речь, даже если она достаточно хорошо развита, может долго оставаться ситуативной. Все высказывания включаются в сиюминутные действия; речь при этом как бы вплетается в конкретную ситуацию и потому не может служить средством её преодоления, а значит, и осознания себя. Это приводит к выводу: далеко не всякое речевое общение помогает ребёнку осознать себя, овладеть собой. Для этого нужно внеситуативное общение, которое может оторвать его от конкретно воспринимаемых предметов, позволит осознать свои действия.
В то же время, речевое общение, оторванное от практических действий и жизненных интересов, может иметь отрицательные последствия для детского развития. В современной практике дошкольного воспитания нередко возникают ситуации, когда речевое общение воспитателя с детьми существует как бы отдельно от реальной жизни и деятельности. Например, дети заучивают не слишком понятные им стихи и песни, усваивают на словах абстрактные для них этические оценки и нормы поведения, запоминают идеологические нормы и пр. При этом собственная деятельность их протекает без участия педагога, а потому остаётся ситуативной и неосознанной. Здесь-то и может возникнуть разрыв между речевой и практической деятельностью: достаточно хорошо общаясь со взрослым на внеситуативные темы, дети могут использовать в основном его стереотипные речевые обороты, не осмысляя их и не соотнося со своей реальной жизнью. В то же время практическая деятельность и поведение детей проходят без участия речи и не отражаются в осознании. Очевидно: речевое общение, носящее формальный, абстрактный характер и совершенно не связанное с практической деятельностью детей, не может быть средством формирования произвольного, осознанного поведения. Таким средством становится только речевое общение, которое включено в деятельность, соответствует интересам детей и в то же время не совпадает с сиюминутными действиями и даёт определённую точку опоры для их осознания и управления.
Первым шагом на этом пути может стать дидактическая игра, которую можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми. Педагог одновременно является и организатором, и участником. Каждая даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия. Эти правила определённым образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения. Правило игры, которое вводит взрослый, как раз и становится той точкой опоры, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Согласно правилам, играющие действуют произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по их доброй воли, поскольку в игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро убеждаются в том, что нарушение правил идёт им во вред, поэтому постепенно привыкают следить за своим поведением, управлять своими движениями.
Особенно важна роль дидактической игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьёзные внеситуативно-личностные разговоры ещё недоступны детям, когда они ещё не могут сами поставить перед собой конкретные цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, постоянно декларируемые взрослым, обычно плохо усваиваются детьми и не отражаются на их поведении, то правила игры, которые становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в их жизнь, становятся регулятором деятельности. Кроме того, дидактические игры, направленные на развитие произвольного поведения, содержат ряд условий, облегчающих выполнение правил. Во-первых, они обычно связаны с движениями, т.е. имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения (или невыполнения) становятся очевидными, наглядными. Наглядность правил, их простота (например, бежать по сигналу, не переступать нарисованную на земле черту и пр.) позволяет даже трёхлетнему ребёнку контролировать их выполнение – сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребёнок сам начинает предъявлять себе определённые требования, причём добровольно, без нажима.
Естественному усвоению правил способствует также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность одного играющего другим играющим и воспитателю помогает ему быстро освоить требования. К тому же, чувствуя поддержку сверстников, ребёнок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что, конечно же, облегчает его усилия, делает их осмысленными и нужными для всех. И, наконец, третье условие, облегчающее играющим управление своим поведением: многие из этих игр имеют сюжетно-образный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли. Активность воображения дошкольников помогает им, облегчает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.
Дидактическая игра как средство формирования произвольного поведения не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного возраста. Понятно, что с возрастом правила игр всё более усложняются, предъявляют всё более серьёзные требования к внешней и внутренней деятельности детей. Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к выполнению этих правил и требований, идти от простых игр ко всё более сложным.
Если в младшем дошкольном возрасте дидактическая игра – основное и главное средство формирования произвольного поведения, то позже, в пять – семь лет, не менее эффективно специально организованное внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое развивает сознание, осознанное отношение к своему поведению. Это отношение может возникнуть только в таком общении, которое отражает деятельность и интересы детей, но всё же не совпадает с ними, позволяет посмотреть на них со стороны.
Важным направлением в преодолении ситуативности и непроизвольности может стать организация жизни детей. Напоминая им события недавнего прошлого и приоткрывая будущее, взрослый как бы растягивает их жизнь во времени, выводит за пределы воспринимаемой ситуации, даёт те точки опоры, с которых можно посмотреть на свои сиюминутные действия. В ходе разговора с детьми следует обращать их внимание на то, что было вчера, сегодня утром, что будет вечером или завтра, т.е. подводить к мысли: жизнь в детском саду – не случайный выбор разрозненных эпизодов, а связный процесс взаимообусловленных событий, которые они сами планируют. Именно через речевую формулировку этих событий, которую может дать только педагог, ребёнок начинает осознавать свою жизнь во времени, преодолевать в своём сознании границы настоящего момента. А это необходимое условие для самостоятельного планирования собственных действий и овладения своим поведением.
Данные пути формирования произвольного поведения дошкольников, помогающие воспитателям преодолевать детям внутренние препятствия – серьёзный шаг в развитии произвольного поведения. И что особенно ценно – это преодоление происходит не по приказу и принуждению старшего, а добровольно, по желанию самого ребёнка. Именно поэтому эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит всего-навсего как выполнение правил, приносит детям так много радости и удовлетворения.
Таким образом, задача воспитателя состоит в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия детей, придать им произвольный, осознанный характер. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективными средствами развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста выступают: эвристические беседы, игровая деятельность, соблюдение режима дня, свободное общение, стимулирование интересов детей, формирование общественно значимых мотивов и т.п.