Диагностический инструментарий социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Приложение 12.
Диагностический инструментарий
социально-психолого-педагогического сопровождения
предпрофильной и профильной подготовки обучающихся Изучение индивидуальных психологических особенностей учащегося
1.
1.1
1.2
1.3 Тип темперамента: Методика изучения темперамента Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва, Владос. 1995.
Тест «Изучение темперамента» Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Опросник АйзенкаСавченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).2.
2.1
2.2 Уровень самооценки: Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина) Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272с. (Практическая психология).
Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение) Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).2.3 Самоопределение личности Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006 – 176 с.
3.
3.1
3.2 Диагностика учебных мотивов: Методика изучения мотивации обучения Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие Москва, Владос. 1995.
Анализ мотивов учебной деятельности учащихся Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс. – Волгоград :Издательство «Панорама», 2006. – 96 с.
4.
4.1 Диагностика уровня школьной тревожности: Методика диагностики уровня школьной тревожности ФиллипсаРайгородскийД.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «бахрах - М», 2001. – 672с.
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5 Диагностика особенностей личности: Характерологический опросник К.ЛеонгардаСавченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление). Тест ЛюшераСавченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Тест «Профессиональный тип личности» Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Тест «Личность» Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Тест «Несуществующее животное» Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).6.
6.1 Изучение коммуникативных и организаторских способностей: Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности) ПетрушинВ.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160с.
Диагностика межличностных отношений
1 Социометрия Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.:»Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с.
2 Тест «Стили взаимодействия с окружающими» Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Изучение направленности личности учащегося
1.
1.1
1.2
1.3
1.4 Изучение интересов и склонностей: Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климова) Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Карта интересов Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Направленность личности (ориентационная анкета) Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).Оценка профессиональных склонностей школьников (авторская модификация опросника Йовайши) Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха / авт.-сост. Р.Р.Кашанов. – М.:»АСТ-Пресс», Ижевск: Удмурдский университет, 2011г.
2.
2.1
2.2 Изучение способностей: Диагностический тест «Способности школьника» ПетрушинВ.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя/М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 160с.
Методика изучения способностей учащихся Р.В.Овчарова. Справочная книга школьного психолога М., Просвещение, 1996.
Диагностика интеллектуальных способностей и особенностей мышления
1. Тест возрастающей трудности (методика Равена) Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005, 240с. – (Педагогика. Психология. Управление).2.
3. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. (Педагогическое мастерство).
Тест структуры интеллекта АмтхауэраЛукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. (Педагогическое мастерство).
Диагностика готовности учащихся к профильному самоопределению
1.
2. Опросник профессиональной готовности Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160с.
Характеристика учащегося (в целях определения профиля обучения) Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006 – 176 с.
Анкетирование учащихся и родителей с целью изучения профессиональных намерений учащихся, мотивов выбора спецкурсов, степени удовлетворенности учебным процессом
1.
2. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью Андреев А.А. «Воспитательная система школы: аспект моделирования». Учебно-методическое пособие. Псков, 2013.
Анкета жизненного и профессионального самоопределения Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс. – Волгоград :Издательство «Панорама», 2012. – 96 с.
Социально – психолого-педагогический инструментарий по работе с младшими школьниками
Диагностируемые
параметры Рекомендуемые методики диагностические методы
Социальная ситуация развития. Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье Социометрия;
Проективная беседа «Мой круг общения»;
Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.
CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации»
Методика «Рисунок семьи»;
«Кинестетический рисунок семьи»;
Методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Антони и Е. Бине.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО);
Тест-анализ семейного воспитания (АСВ)
Матрица определения социального благополучия ребенка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)
Социальная карта личности
Социальный паспорт класса (группы)
Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка
Паспорт семьи
Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних: анализ условий воспитания и социального развития подростка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)
Ведущая деятельность.
Сформированность компонентов структуры учебной деятельности Предпосылки формирования учебной деятельности Произвольность поведения и познавательных процессов Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности;
Проективная проба «Урок в моем классе»;
Проективная проба «Рисунок школы».
Методика «Лесенка побуждений»;
Методика «Составь расписание»;
Методика «Конверты»;
Методика Н.Г. Лускановой по мотивации
Особенности мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения младшего школьника Методика *10 слов» А.Р. Лурия;
Тест С.Д. Забрамной,
Исследовани словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене);
Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени);
Матрицы Равена,
Социально-педагогическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе Программа школьной готовности А.Л. Венгера;
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
Методика «Пьедестал»
Методики: «Уровень удовлетворенности детей жизнью класса, «Классный руководитель глазами воспитанников», анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе, методика «Уровень удовлетворенностью подростка образовательным учреждением классом»,
Диагностический тест «Способности школьника».
Адаптация обучающихся 10 класса Опросник «Шкала социально-психологической адаптированности» (авторы К Роджерс, Р. Раймонд)
(модифицированный вариант Т.В.Снегирёвой)
Опросник «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности»
Социально – психолого-педагогический инструментарий по работе с подростками
Диагностируемые
параметры Рекомендуемые методики
Социальная ситуация развития , особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми Социометрия (Дж. Морено) ;
«Несуществующее животное;
«Моя семья»;
«Дом, дерево, человек»;
проективная беседа «Мой круг общения »;
тест-опросник «Подростки о родителях».
CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Цветовой тест отношений (ЦТО);
Тест-анализ семейного воспитания (АСВ),
Шкала взаимоотношений Ф.Фендлера (адапт. Ханиным);Опросник Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации»;
ДМО Лири;
Изучение проявлений индивидуальных характеристик подростка в контексте ведущей деятельности и тенденций становления возрастных новообразований Метод незавершенных предложений;
Адаптированный модифицированный детского личностного вопросника Р. Кеттелла;
Тест школьной тревожности Филлипса,
Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга;
Опросник Басса-Дарки (агрессия);
Методика изучения основных свойств личности (ОТКЛЭ);
Тест-опросник Леонгарда (акцентуации черт характера);
Опросник структуры темперамента (ОСТ);
Методика ценностных ориентаций Рокича;
Тест-опросник X. Шмишека (детский вариант);
Патохарактерологический диагностический опросник для подрост ков (ПДО); Диагностика аддиктивного поведения
)
Учебная деятельность и особенности развития познавательных, коммуникативных процессов подростка Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности;
Диагностика эмоцио нального отношения к учению; Методика «Составь расписание».
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра;
Школьный тест умственного развития (ШТУР); Диагностика интеллекта методом рисуночного теста (Гудинаф);
тест Айзенка (IQ)
Выявление коммуникативных склонностей учащихся
(методика составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой