СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Актуальность. Система социально-педагогического проектирования личностного развития одаренности учащихся общеобразовательных учебных заведений создана на базе двух институтов: ИОД НАПН Украины и ИПАГ НАМН Украины. Автором идеи и руководителем проекта является, зав. отделом проектирования развития одаренности Института одаренного ребенка НАПН Украины, к.п.н., доцент кафедры психологии управления Университета менеджмента образования Киричук Валерий Александрович.
Данная система разрабатывалась на основе фундаментальных психолого-медико-педагогических исследований отечественных и зарубежных ученых, на основе современных методов исследования состояния здоровья личности с использованием технологий проектного менеджмента та модульных информационных систем в online режиме.
Основной смысл применения данной образовательной системы в практике работы общеобразовательных учебных заведений - это внесение социально целесообразных, конструктивных изменений в направлении развития личностности учащихся, в том числе одаренных.
Инновационная образовательная система социально-педагогического проектирования личностного развития одаренности учащихся создана с целью поиска, и создания условий для развития каждого ребенка и предусматривает обединение сотрудничества педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, учащихся, родителей, государственных и общественных организаций в их взаимодействии.
Основным заданием данной системы является внесение социально целесообразных, конструктивных изменений в направления личностного развития одаренности учащихся общеобразовательных учебных заведений в зависимости от поставленных целей системы образования страны, региона, стратегических заданий конкретного учебного заведения и задач личностного развития.
Система проектирования личностного развития ученика создана из восьми взаимосвязанных психолого-медико-педагогических авторских технологий, которые обеспечивают последовательность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях.
Технологии системы проектирования личностного развития одаренности учащихся реализованы в технологических модулях диагностико-проектировочном комплексе (ДПК) «Универсал 4 online», который создан с широкой вариативностью современных операционных систем в online режиме.
Это позволяет педагогическим коллективам вместе с родителями учеников и общественными организациями осуществлять социально-педагогическое влияние на развитие одаренности личности ученика на уровне субъект-субъектного взаимодействия всех его участников, а также оказывать практичускую помощь со строны методических и управленческих служб системы образования.
Использование ДПК позволяет ввести в практику работы общеобразовательных учебных учреждений современные психолого-медико-педагогические технологии социально-педагогического проектирования личностного развития учащихся с целью взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
ДПК «Универсал 4 online», создан на основе уже апробированого в течение десяти лет аналогического компютерного комплекса «Универсал 3» (локальная версия) который используется и в настоящее время практике работы больше как в 500 общеобразовательных учебных заведениях Украины и России.
ДПК «Универсал 4 online» не имеет аналогов в мировой практике, его повсемеместное широкое внедрение в систему образования любой страны позволит участникам учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учебных заведений в корне изменить подходы к личностному развитию всех учащихся включая одаренных.
При условии его масового внедрения в общеобразовательные учебные заведения перед педагогами и методическими службами всех уровней открываются новые большые возможности для организации и проведения целенаправленного, системного учебно-воспитательного процесса.
Пользователями ДПК являются все участники УВП общеобразовательного учебного заведения, а также методические и управленческие службы системы образования страны.
Технологические возможности ДПК «Универсал 4 online» дают возможность в первую очередь обеспечивать адекватное взаимодействие всех клиетов комплекса, а именно: педагогов, психологов, медицинских работников, управленцев и методических структурных подразделений систем образования и медицины на всех уровнях (район, город, регион, страна).
В основу технологических модулей ДПК «Универсал 4 online» заложена проектная деятельность, которая дает возможность клиетам комплекса:
- осуществлять комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику в online режиме;
- проводить анализ проблем и потенциальных возможностей всех участников УВП;
- конструировать стратегические задания учебного заведения и конкретные тактические задачи личностного развития учащихся;
- формировать банки учебных, учебно-воспитательных программ и демонстрационных проектов на сервере ДПК;
- создавать учебные и учебно-воспитательные проекты учебных заведений, классных колективов, психологической службы, управлений образования;
- проводить планирование работы учебного заведения и всех участников УВП на основе проектного менеджмента;
- создавать сценарии уроков и воспитательных мероприятий с личностно-развивающим содержанием с использованием этапов мини-модульности та психолого-педагогических тренингов;
- осуществлять мониторинг эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.
Также, по результатам психолого-медико-педагогической диагностики и анализа в автоматическом режиме комплекса проводить прогнозирование личностного развития учащихся (факторный анализ за 74 кретериями), создавать в автоматическом режиме психолого-медико-педагогические характеристики на конкретного ученика (8 страниц), классные коллективы, группы учеников (10 страниц), по основных сферах развития личности физическому, психическому, социальному, духовному и надавать конкретные рекомендации практическим психологам, медицинским работникам, педагогам, учащимся и их родителям (по 7 страниц текста).
Данная многоуровневая иерархическая образовательная система включает в себя следующие взаимодополняющие наукоемкие технологические модули, которые образуют в целесной системе три условные части:
I. Диагностико-аналитическая (подготовительная):
- комплексная психолого-педагогическая диагностики участников УВП в системе мониторинга;
- системно-корреляционный анализ и прогнозирования личностного развития учащихся;
- конструирование стратегических задач учебного заведения и психолого-педагогических тактических задач личностного развития учащихся.
II. Проектно-планирующая (основная):
- программирование предметно-ориентированного учебно-воспитательного содержания в учебно-воспитательных программах;
- моделирование проблемно-целевого содержания в учебно-воспитательных проектах;
- планирование личностно-ориентированного содержания в планах работы.
III. Коррекционно-развивающуя (завершающуя):
- создание личностно-развивающего содержания в учебно-воспитательных сценариях;
- реализация личностно-ориентированного и личностно-развивающего содержания в учебно-воспитательном процессе.
Практическими преимуществами данной инновационной образовательной системы с использованием ДПК «Универсал 4 online» для конкретных участников УВП общеобразовательных учебных заведений есть:
1. Для администрации:
- системно-комплексный анализ личностного развития учащихся в классных коллективах (физическое, психическое, социальное, духовное) - сводные аналитические данные учебного заведения: таблицы, графики, диаграммы, матрицы, характеристики, рекомендации).
- прогнозирование личностного развития ученика и групп учащихся в классных коллективах (конструктивный, деструктивный);
- определение и деференциация проблем и потенциальных возможностей всех участников УВП учебного заведения (учащихся, педагогов, родителей), (индивидуальные, групповые, коллективные, масовые);
- четкое, конкретное целеполагание на основе автоматического конструирования заданий учебного заведения на учебный год;
- создание учебно-воспитательных проектов за конкретными проблемами и целями для планирования работы учебного заведения (целевых, проблемных и т.д.);
- планирование реализации проектов учебного заведения (проектно-модульные, системно-комплексные, графические, календарные, индивидуальные планы, планы по подразделениям учебного заведения, по конкретных видах работ);
- создание сценариев воспитательных мероприятий учебного заведения с лично-ориентированным содержанием (конструктор сценариев);
- контроль за реализацией учебных и учебно-воспитательных программ и проектов (протоколы эффективности работы);
- мониторинг личностного развития учащихся в классных коллективах (по 74 критериям - физическому, психическому, социальному и духовному развитию);
- предоставление рекомендаций по проблемам развития учащихся, (родителям, педагогам, ученикам в online режиме).
- консультации с педагогическими работниками, родителями и учениками в online режиме;
- создание списков по направлениях одаренности, социальных состояний, медицинских диагнозов в автоматическом online режиме (1-2 минуты);
- дополнение и создание новых электронных банков на сервере ДПК а именно: учебных и учебно-воспитательных программ и проектов, сценариев уроков, коррекционно-воспитательных мероприятий.
2. Для психологической службы (практичиских психологов, социальных педагогов):
- организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики всех участников учебно-воспитательного процесса (два среза-за учебный год, все классные коллективы в online режиме);
- проведение системно-корреляционного анализа по результатам диагностики учащихся, родителей, педагогов (матрицы, таблицы, графики, диаграммы, характеристики, рекомендации - автоматически в online режиме);
- прогнозирование личностного развития учащихся, оказание психолого-педагогических рекомендаций родителям, педагогам, ученикам;
- помощь администрации и классным руководителям при конструировании стратегических и тактических заданий учебного заведения и задач личностного развития учащихся на основе результатов комплексной диагностики и анализа;
- создание проектов работы психологической службы и коррекционно-развивающих программ, проектов индивидуального развития личности ученика;
- проведение проектно-модульного планирования работы психологической службы (практического психолога, социального педагога);
- организация и осуществление скриненгов и мониторинга личностного развития учащихся классных и педагогического коллективов;
- проведение индивидуальных консультаций и оказание конкретной помощи родителям, педагогам, ученикам (психолого-педагогических рекомендации, тренинги, часы общения и т.п.).
3. Для классных руководителей и воспитателей:
- проведение анализа и прогнозирования развития учащихся классного коллектива (характеристики и рекомендации на учеников классного коллектива);
- конструирование задач личностного развития учащихся в классном коллективе, группе учащихся (индивидуальные, групповые, коллективные);
- определение эффективности воспитательных и коррекционных программ и проектов в online режиме ;
- проектно-модульное планирование работы (системно-комплексные и графический план на семестр);
- создание сценариев воспитательных часов и часов общения с личностно-развивающим содержанием (элементами тренинга);
- самоконтроль эффективности воспитательного процесса в классном коллективе (протоколы эффективности);
- анализ результатов мониторинга личностного развития учащихся в классном коллективе (таблицы, графики, матрицы, рекомендации).
4. Для учителей-предметников:
- проведение анализа и прогнозирования личностного развития учащихся классных коллективов (визитные карточки с конкретными проблемами и потенциальными возможностями учащихся, задачи личностного развития учащихся классного коллектива);
- поиск из банков ДПК эфективных учебных программ для конкретных классных коллективов;
- создание учебных проектов проблемно-целевым содержанием;
- календарное планирование реализации учебных проектов с личностно-ориентированным содержанием (в автоматическом online режиме);
- создание сценариев уроков с личностно-развивающим содержанием (конструктор сценариев уроков online режиме);
- самоанализ эффективности учебного процесса в конкретном классном коллективе (протоколы эффективности, мониторинг эффективности и т.д.).
5. Для медицинской службы:
- регистрация, проведение анализа и систематизация результатов диагностики физического развития, физического здоровья и адаптационных возможностей учащихся в классных коллективах и учебного заведения (по девяти критериям);
- оценка состояния артериального давления детей с учетом возрастных и половых особенностей;
- оценка структуры состояния заболеваемости, групп физкультуры и групп здоровья в автоматическом режиме;
- предоставление конкретных рекомендаций по проблемам физического развития учащихся медицинским работникам, родителям, педагогам, ученикам;
- проведение планирования индивидуальных и коллективных диспансерных мероприятий для медицинских работников с учетом психолого-педагогических проблем развития ребенка для учебного заведения, а также - района, города, региона, страны;
- внедрение критериев качества функционирования системы медицинского обслуживания и системы контроля качества медицинской службы в условиях ОУЗ;
- динамику показателей состояния здоровья детей за время обучения в учебном заведении.
6. Для членов семей учащихся:
- проведение диагностики и анализа взаимоотношений в семье с детьми в online режиме;
- анализ результатов диагностики развития детей в системе мониторинга личностного развития в online режиме;
- ознакомление с результатами диагностики и получения психолого-медико-педагогических рекомендаций от педагогов, практических психологов, медиков в on-line режиме.
7. Для учеников:
- проведение диагностики личностного развития на персональных компьютерах, планшетах и мобильных телефонах (по месту жительства и учебы);
- получение психолого-медико-педагогических рекомендаций по личностному развитию в системе мониторинга личностного развития (от педагогов, практических психологов и медицинских работников в online режиме).
Также в системе ДПК предусмотрена передача в on-line режиме базы данных на учащихся в общеобразовательные, профессионально-технические и внешкольные учебные заведения, зарегистрированные на сервере ДПК «Универсал 4 online».
Создание автоматически по запросу пользователей списков учащихся по конкретным социальным состояниям (110 социальных состояний) и диагнозам физического развития (452 ​​диагнозы МКБ-10 и МКХ- 9) как для конкретного учебного заведения, так и по административным регионам (район, город, область, страна) в индивидуальном и коллективном режиме.
Технологически есть возможность с помощю коплекса, методистам и медицинским работникам, предоставлять дистанционно в online режиме методическую и медицинскую консультативную помощь всем участникам УВП общеобразовательных учебных заведений (характеристику состояния здоровья и результаты психо-социального развития учеников, учебные программы, проекты, методические рекомендации, сценарии уроков и воспитательных мероприятий, электронные пособия, презентации, инструкции и т.д.).
Широкое внедрение данной системы и ДПК «Универсал 4 online» позволяет Министерству образования и науки, областным, городским, районным управлениям и отделам образования дистанционно проводить мониторинг эффективности и результативности работы конкретного педагогического работника системы образования а также работников управлений и отделов образования в online режиме (а также появляется возможность организовать деференциацию оплаты труда педагогическим работникам - в автоматическом режиме без человеческого фактора).
Центры практической психологии и социальной работы при получении доступа к информации на сервере ДПК «Универсал 4 online» имеют возможность дистанционно анализировать информацию о проблемах и потенциальных возможностей учащихся на всех уровнях системы образования (по международных стандартах).
Структурные подразделения (Институты) могут на сервере ДПК создавать банки учебных программ и учебно-воспитательных демонстрационных проектов, уроков и воспитательных мероприятий для педагогических работников всех типов учебных заведений.
Внедрение ДПК «Универсал 4 online» также позволит усовершенствовать организацию проведения конкурсов, защиты ученических работ и проектов и т.д., используя проведения научной экспертизы ученических работ в online режиме.
Выводы. Качественными характеристиками разработанной образовательной системы социально-педагогического проектирования развития одаренности и составляющей части ДПК "Универсал 4 online" есть: економичность времени и финансовых ресурсов, высокая технологичность, многокомпонентность, системность, функциональность, доступность, екологичность педагогического явления, ориентация на конечный результат.
Как свидетельствуют анализ результатов мониторинга личностного развития учащихся, работающих в системе социально-педагогического проектирования личностного развития одаренности учащихся общеобразовательных учебных заведений, использование диагностическо-проектирующего коплекса "Универсал 4 online" значительно улучшает состояния физического здоровья и положительно влияет на динамику психолого-социального и духовного развития большинства учащихся.

Валерий Киричук kyrichuk@ukr.net