Проект по направлению «Социально – личностного развития» в старшей группе.
Проект по направлению «Социально – личностного развития» в старшей группе.
Главная цель по социально – личностному воспитанию детей, определенная ООП дошкольного образования – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально – развитой творческой личности.
Проблема личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на современном этапе. Поэтому сегодня все чаще обращаются к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Данный факт нашёл своё отражение в основных федеральных документах. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Таким образом, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.
Одним из эффективных средств, влияющих на успешность реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении, в нашем ДОУ является проектная деятельность – активизирующая самостоятельную деятельность ребенка и обеспечивающая интеграции разных видов деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Тема: Активизация жизненной позиции семей воспитанников, через продуктивные виды деятельности.
Подготовила: воспитатель Бабинец И.Н. ДОУ «Радуга» г. Абакан
Актуальность проекта. На современном этапе, когда дошкольное обучение переходит на новую модель образования детей, необходимо создать условия для личностного роста, чтобы дети были социально адаптированы, умели общаться со взрослыми и сверстниками. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь. В своей работе считаю необходимым выстроить эффективное взаимодействие с родителями, наладить доверительные, партнёрские отношения с семьями воспитанников, перейти к желанию сотрудничать.
Цель: Построение нового типа взаимоотношений с семьями воспитанников; активизация позиции родителей через совместную, творческую деятельность родителей с детьми.
Задачи:
- привлечение родителей к активному сотрудничеству;
- взаимодействие с семьями по принципу партнёрства для обеспечения полноценного развития ребёнка;
- разработать форму взаимодействия взрослого и ребёнка;
- сплачивать семью ребёнка общими интересами к одному делу;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество;
- формировать у воспитанников потребности к двигательной активности и физическом самосовершенствовании.
Тип проекта: долгосрочный, продуктивный.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Продукт проекта: выставки совместных работ родителей с детьми, выставки коллективных, индивидуальных работ детей, совместные праздники с родителями.
Материально – технические ресурсы: фотографии, изобразительные материалы, литература, музыкальное сопровождение.
Этапы проведения проекта.
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Определение темы проекта. Поиск и анализ проекта. Формулировка проблемы. На основе изучения проблемы определить цель, задачи проекта. Поиск информации: подбор литературы, иллюстраций, фотографий, материала для трудовой деятельности, организация выставок в группе, ДОУ. сентябрь
Аналитический Анализ имеющейся информации. Составление плана работы. Проведено родительское собрание, одним из пунктов родительского собрания стало «Участие родителей в жизни группы», где была предложена родителям анкета. Изучение запросов и возможностей родителей. Практический Разработка методов и приемов при организации совместной деятельности. Размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на праздники и утренники, изготовленные детьми совместно с воспитателями; информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах; к участию в подготовке праздников и утренников; рекомендации к посещению родителей с детьми театров, городской площади, музея в г. Абакане. Привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах на детских праздниках, оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле группы; награждение участников совместных мероприятий грамотами, благодарственными письмами, призами; обогащение развивающей среды педагогами и родителями воспитанников. В течение учебного года
Презентационный Подготовка материала совместной деятельности к презентации. Организация презентации. План работы по подготовке проекта.
На основе изученной проблемы определилась тема проекта.
Разработан план движения к цели.
Привлечь специалистов к осуществлению проекта.
Подготовка материала.
Проект реализуется по двум направлениям:
Совместная деятельность с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми Взаимодействие с родителями
Изготовление пригласительных для родителей на мероприятия в ДОУ.
Выставка семейных фотографий «Моя семья»
Презентация «Я и моё имя» (изготовление эмблемы своего имени).
Изготовление коллективных поделок к осенней выставке. Дети изготовили игру-лото «Овощи».
Изготовили игру «Я знаю правила дорожного движения».
Выставка детских работ «Портрет мамы» в холе группы, участие детей в городском конкурсе рисунков выполненных в разной технике.
Проведено открытое занятие «Наши пернатые друзья» (участие в краевом конкурсе ).
Дети представили театрализованное представление по сказке «Рукавичка», были приглашены родители.
Изготовили поздравительные открытки для родителей к Новому году.
Дети изготовили гирлянды, цепи для украшения группы.
Организована «Познавательная минутка», где дети рассказывали познавательный материал показывали картинки, презентации подготовленный с родителями дома.
Презентация рисунка «Мы вместе видели с ребёнком», выставка работ.
Знакомства с семейными коллекциями.
Вручение приглашений родителям.
Подготовка фотографий о семье, беседа родителей с ребёнком дома «О вашем собственном детстве».
Беседа с детьми о происхождении имени ребёнка.
По просьбе воспитателя родители подготовили материал для трудовой деятельности (ракушки, шишки, семена, листочки), подобрали информацию по изготовлению поделок.
Закрепить с детьми правила дорожного движение, изготовить знак для дидактической игры «Я знаю правила дорожного движения» (конкурс на лучший дорожный знак).
Игра среди мам по угадыванию своего портрета нарисованного руками детей.
Родители изготовили кормушки для птиц. Подготовили корм (проведён конкурс среди семей на лучшую кормушку для птиц).
Семья Ярослава принесли настольный кукольный театр, Саши, Полины, Ангелины изготовили атрибуты (домик, деревья).
Организована выставка совместных работ с родителями «Новогодняя фантазия», «Новогодняя игрушка своими руками», «Ёлочка». Проведён конкурс на лучшую семейную поделку. Родители изготовили новогодние украшения для группы.
Вручены грамоты.
Были подобраны и приобретены энциклопедии для познавательной деятельности детей.
Конкурс взросло–детских рисунков «Мы вместе видели с ребёнком»
Совместно детско-родительский досуг «Наша коллекция».
Результаты проекта: совместная работа педагогов с детьми и родителями воспитанников, реализуемая, через разнообразные формы, в процессе которых, родители имеют возможность взаимодействовать со своими детьми, чувствовать детей своими партнёрами, воспитывать их на личном примере, видеть возможности своих детей, помогла создать в нашей группе атмосферу творческого общения, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия. Большинство родителей стали проявлять повышенный интерес к жизни ребёнка в детском саду, к содержанию образовательной деятельности в дошкольном учреждении; у них активизировалось желание включиться в образовательный процесс и сотрудничать с ДОУ, что особо ценно для обеспечения целостного развития личности ребенка. В перспективе и дальше планирую продолжать и совершенствовать работу по активизации жизненной позиции семей воспитанников, через продуктивные виды деятельности.
Список используемой литературы.
Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет: познавательно-игровые занятия. Методическое пособие. – В.: Учитель, 2012 г.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2005 г. (Серия вместе с детьми)
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А., Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007г.