ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО «Классический урок как средство гармоничного развития учащегося» с учащейся 3 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ « ФОРТЕ"
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
















ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
«Классический урок как средство гармоничного развития учащегося»
с учащейся 3 класса
Воробьевой Полиной.
.









Урок проводит:
Маликова Ирина Владиславна-
преподаватель по классу фортепиано.




г.о. Тольятти
2011г.





Открытый урок по классу фортепиано

Отделение: музыкальное
Специальность: фортепиано
Преподаватель: Маликова Ирина Владиславна.
Учащийся: Воробьева Полина. 3 класс.
Тема: «Классический урок как средство гармоничного развития учащегося»
Цель: Создать условия для овладения учащимся навыками фортепианной игры в процессе обычного. классического урока.

Задачи урока:

Обучающие:- Развитие зрительно-слуховых, ритмических навыков, аппликатурной техники, естественной координации, интуиции и творческого воображения учащихся


Воспитательные: - Воспитание у ученицы осмысленного отношения к тексту, умение видеть все обозначения и слышать в них музыкальное содержание.

Развивающие:- развивать творческое воображение, фантазию, вариативность музыкального мышления.



Вид урока: практическая работа

Технологии методы обучения:
-здоровьесберегающая технология, игровая, объяснительно-иллюстративная.
- словесный, наглядно, практический, анализа и сравнения, поисковый, эмоциональной отзывчивости, обобщения.

Этапы урока:
I.Организационный: сообщение темы урока, обоснование ее значимости,
Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.
II.Основной:(организация и проведение практических работ)
1.Работа над гаммой D-dur.
2.Т.Лак Тарантелла.
3.Ю.Мынов. «Затерянное озеро».
III.Итоговый:
1. Подведение итогов урока;
2. Запись домашнего задания.





Оборудование:
-2 фортепиано для учащегося и преподавателя.
-дневник учащегося.
-таблица гамм, аккордов и арпеджио.
-нотный текст изучаемых произведений.


Характеристика учащегося:
Полина занимается музыкой третий год. Обладает хорошими музыкальными данными: неплохой слух, память, ритмически устойчива. Игровой аппарат не очень хороший: слабые пальцы, не гибкая кисть, маленькая рука.
По характеру очень подвижна, эмоциональна, немного тщеславна.
Хороший психоэиоциональный комплекс: желание работать, воля, усидчивость. Умная, начитанная, сама сочиняет стихи, подбирает понравившуюся музыку. Постоянно принимает участие в конкурсах, концертах.

Рекомендованная литература:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1985.
3. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М., 2002.
4. Сборник (Грохотов С.) Как научить играть на рояле. – М., 2008.
5. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Аллегро. Методические рекомендации. – М., 1992.
6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989.
7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1971.




Ход урока:

I этап.

Организация начала урока, сообщении темы урока и обоснование ее значимости ,постановка образовательных, воспитательных и развивающих задач.




II этап.
Организация и проведение практических работ.

1.Приглашение учащегося на урок .Посадка за инструмент. Знакомство с предстоящей работой, настраивание на работу.
Учитель: Вспомни, пожалуйста ,над какой гаммой мы начали работать на прошлом уроке?
Ученица: ре мажор.
Учитель: Открой свою таблицу гамм и вспомни ,какая аппликатура в этой гамме? Назови вслух аппликатуру в одной октаве в правой руке.
Ученица 123 1234пальцы.
Учитель: теперь исполним одну октаву в медленном темпе, не забудь, что при ключе есть знак. Какой?
Ученица: Там два знака-фа диез и до диез.
Учитель: Молодец! Теперь играем ровно и плавно одну октаву.
Такую же работу проведем с левой рукой.
Как только ученица уверенно исполняет без ошибок одну октаву гаммы, переходим к игре гаммы в две октавы. Каждой рукой отдельно. Необходимо напомнить об аппликатуре в начале второй октавы.
Учитель:не забудь, когда будешь работать дома об аппликатуре, знаках альтерации, о плавном и ровном голосоведении.

2.Теперь перейдем к твоей любимой пьесе. Что это за пьеса?
Ученица: Тарантелла.
Учитель: У тебя было задание, поискать в литературе и в Интернете информацию об этом танце. Расскажи мне. что ты узнала?
Ученица: Рассказывает об этом итальянском танце, показывает свой рисунок.
Учитель:А теперь послушай две пьесы-Тарантелла С.Прокофьева и М.Глинки.
Что общего у них?

Правильно:размер,ритмический рисунок,характер,настроение.
А теперь исполни свою Тарантеллу. Только повтори ее в медленно.

А теперь в темпе, и не забывай про динамические оттенки.

3.Это была очень энергичная, яркая, динамичная пьеса.
А я тебе приготовила новое произведение ,которое очень отличается от предыдущего.Мы так и называем такие пьесы-разнохарактерные.
Послушай произведение композитора Мынова « Затерянное озеро».


Понравилось тебе это произведение? Попробуй рассказать о характере, настроении. Может быть ты можешь представить какие-нибудь образы?
III этап.(итоговый).
Подведение итогов урока, запись домашнего задания.


Учитель: мы сегодня с тобой провели большую работу.
Поработали над новой гаммой, попробовали играть две октавы.
Получше узнали, что такое Тарантелла Мне кажется. что ты уже созрела .чтобы выучить ее наизусть. Только обязательно повторить отдельными руками.
Познакомились с новым, таинственным произведением «Затерянное озеро».
Давай вместе подумаем, какое домашнее задание нам следует записать в твой дневник?
Ученица:1.Гамма Ре мажор каждой рукой отдельно, две октавы.
2.Тарантелла-выучить наизусть.
3. «Затерянное озеро» -разобрать отдельными руками, со счетом
вслух.
Учитель: все правильно. Ты сегодня молодец, хорошо поработала.



Самоанализ урока.

Проведенный урок показал, что цель достигнута.
Поставленные задачи способствовали ее достижению. Структура урока выдержана, согласно плана работы.
Каждое из заданий помогло переключиться с одного вида деятельности на другой, чтобы не вызывать утомления ребенка и поддержанию активного настроя.
Распределение времени было логичным.
На уроке использовались технологии и методы: -здоровьесберегающие, игровые, объяснительно-иллюстративные.
- словесный, наглядно- практический метод, а также метод анализа и сравнения, поисковый, эмоциональной отзывчивости, обобщения.

Хороший контакт преподавателя с учеником способствовал творческой атмосфере на уроке.