«Коррекция и компенсация недостатков развития учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и чтения»
Зеленодольская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 2 VIII вида
Школьное методическое объединение учителей
естественно-гуманитарного цикла
Тема заседания: «Коррекция и компенсация недостатков развития у учащихся с ОВЗ
на уроках естественно-гуманитарного цикла»
Доклад: «Коррекция и компенсация недостатков развития учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и чтения»
Выполнила: Дмитриева Е.С.
Ноябрь – 2014 год
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности. Коррекционная направленность обучения языку заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекции имеющихся у всех у них психофизических недостатков (речь, слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, общая моторика и моторика мелких мышц руки), что относится к общей коррекции развития учащихся. Кроме того, осуществляется специальная коррекция психофизических функций у детей, имеющих те или другие, более выраженные нарушения. При этом главное место в системе обучения русскому языку занимает исправление дефектов речевого развития учащихся.
Работая с данной категорией детей можно увидеть, что во время уроков русского языка появляются паузы, когда дети не работают. Так, читая впервые текст на уроке чтения, учитель обнаруживает, что с ним читают всего 3-4 ученика, а остальные только делают вид. На уроках русского языка во время объяснения упражнения, интерес к работе присутствует у 1-2. Поэтому на уроках чтения мы читаем по предложениям (небольшие по объему тексты), по абзацам (средние), отрывки.
Рассмотрев различные рекомендации по оптимизации обучения в коррекционной школе можно прийти к выводу: делая ставку на развитие компенсаторных механизмов ребёнка через систему специально разработанных учебных заданий, предлагается увеличить интенсивность его учебного поведения путём одновременного комплексного реагирования различных анализаторов с последующей сменой доминантного.
Используя принципы коррекционно-развивающего обучения (динамичность восприятия; продуктивная переработка информации; коррекция и развитие высших психических функций; формирование и развитие учебной мотивации) разработаны различные учебные задания, подобраны пословицы, поговорки, загадки, направленные как на развитие высших психических функций, так и на усвоение учебной программы. По 1-2 заданию вводилось на каждом уроке и учащиеся научились мыслить, что сразу после объяснения, анализа и т.д. они будут сами выполнять похожее задание, но у каждого будет своё.
После использования коррекционно-развивающих упражнений, малых фольклорных жанров на уроках русского языка, у учащихся активизируется интерес к учению, пропадают «неработающие паузы», возникает потребность внимательно слушать объяснения учителя, появился спортивный азарт в выполнении заданий.
Как известно, современная социокультурная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации, имеющими долгосрочный характер.
Наше учебное заведение идёт в ногу со временем, педагоги применяют компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе. Компьютер становится неотъемлемой частью урока. Дети имеют возможность получить навыки работы на компьютере.
Коррекционно-развивающие упражнения на развития внимания.
Цели:
· Воспитывать целенаправленность внимания.
· Развивать быструю переключаемость внимания.
· Развивать умение распределять внимание.
· Развивать концентрацию внимания.
· Увеличивать объём внимания.
· Формировать навык самоконтроля.
Например, минутка чистописания: дан ряд слов, найти букву, которая встречается во всех этих словах, или прописать определённую букву, а ниже 3-4 слова с этой буквой (вначале, средине или в конце слова)
Коррекционно-развивающие упражнения на развития памяти.
Цели:
· Работать над усвоением ЗУН при помощи произвольного сознательного запоминания.
· Совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения.
· Работать над формированием личностных мотивов запоминания, умением учащихся создать установку на длительное и прочное запоминание.
· Развивать точность, прочность, скорость запоминания.
· Развивать словесно-логическую память.
· Тренировать образную память.
· Работать над увеличением объема памяти.
· Развивать зрительную память.
Стихи по памяти.
Коррекционно-развивающие упражнения на развития мышления.
Цели:
· Развивать умение делать словесно-логические обобщения.
· Учить выделять главное, существенное.
· Развивать умение группировать предметы.
· Учить применять правила при выполнении упражнений.
· Развивать умение сравнивать, анализировать.
· Учить делать выводы.
· Работать над пониманием смысла нового правила или понятия.
· Учить выделять сходства и различия понятий.
· Развивать целенаправленность в работе.
«Четвертый» лишний, или запиши только существительные и т.д.