Конспект урока физики 8 класс Электризация тел. Два рода зарядов
Технологическая карта изучения темы
«Электризация тел. Два рода зарядов»
Учебный предмет: физика
Класс: 8а
Дата: 30.11.2016
Учитель: Ульманова А. Х. МБОУ Акбулакская СОШ №2
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:изучить явление электризации, выяснить как взаимодействуют заряженные тела, узнать какие существуют заряды.
Задачи урока:
Образовательные:
1)изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
2)усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
3)формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
4)формирование представлений о электризации, продолжить развитие теоретических знаний учащихся о электрических явлениях, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
Воспитательные:
1)способствование формированию научного мировоззрения;
2)пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
3)развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллектив
4) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
Развивающие:
1)способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
2)способствование развитию логического мышления;
3)развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
способствовать формированию научного мировоззрения;
4) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, шарики- 3 шт, эбонитовые палочки -3шт,стеклянные палочки -1 шт, мелкая бумажка, султанчики, кусок меха и шелка, гильза из фольги, проектор, экран.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий
1. Организационный момент.(1мин)
Орг.момент. Приветствие учащихся Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Целеполагание Умение настраиваться на занятие
2. Постановка цели и задач урока(2мин)
Ребята, а вы читали книги про Гарри Поттера. Сегодня мы с вами побываем на одном из уроков физики в школе, в которой учился Гарри Поттер. (слайд 1)В этой школе 3 факультета. Поэтому:
на первый ряд поставим табличку “Гриффиндор” это будет 1 факультетна второй ряд – “Пуффендуй” - 2 факультетна третий ряд – “Слизерин” - 3 факультет (слайд 2)
На столе 3 шарика. Проводя вокруг них волшебной палочкой, учитель заставляет шарики кружится.
Оказывается, все мы немного волшебники и тоже можем колдовать.
В чём же мой секрет?
Давайте сформулируем тему урока.(слайд 3)Откройте пожалуйста свои тетради и запишите дату и тему урока: “Электризация тел. Два рода зарядов”.
Давайте попробуем сформулировать с вами задачи сегодняшнего урока. Чему бы вы хотели научиться в школе волшебников в Хогвартсе?
1. Научиться работать с приборами.2. Изучить электризацию тел.3. Познакомиться с двумя видами зарядов.
Так как мы будем в школе волшебников, то должны придерживаться некоторых норм поведения на уроке. (слайд 4)
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса Отвечают на вопросы учителя.
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
3. Этап получения новых знаний.(20 мин)
5 слайд. Историческая справка
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.
Так как вы еще не волшебники работать будете в группах, чтобы смогли подстраховать друг друга.
6 слайд.
Задание первое: Волшебная палочка.
Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш, пластмассовую линейку).
Натрите её шерстью, волосом или бумагой.
Проверьте действие ручки на перышко, кружечки конфетти.
Запишите, как они взаимодействуют.
Учащиеся дают отчет о полученных результатах.
7 слайд Уильям Гильберт (1600 г.) – врач английской королевы Елизаветы издал первую работу об электричестве.
Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Использовал термин “Электричество” (от греческого слова “электро”, что означает янтарь).
8 слайд. Задание второе: прическа для Почти-Безголового-Ника.
1. Возьмите голову.2. Оденьте на нее волосы из листков тонкой бумаги.3. Потрите свою волшебную палочку и поднесите к голове Ника.
Учитель: Как вы думаете, почему изменилась прическа у Ника?
Зарисуем
9 слайд. Отто фон Герике (1602–1686 гг. Германия)
Построил первую электростатическую машину, основанную на трении.Обнаружил, что кроме притяжения, существует и отталкивание.
10 Слайд
Шарль Дюфэ в1730 году установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. Один род он назвал “стеклянным” электричеством, другой – “смоляным”. Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное.
А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.
1. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать положительным,2. Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать отрицательным.
11 слайд Объясните поведение Ника.
Во времена Франклина существовал натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порою трудно отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
12 слайд Задание третье. Полиэтилен и бумага.
Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку.Сильно прижмите полоски рукой.Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.Сделайте вывод:
Полоски__________________Тела можно наэлектризовать _________________(трением)В электризации участвуют всегда_______(два)___телаЭлектризуются после разделения______(оба)_______тела.
13 слайд Вы сделали очень важный вывод:Один из видов электризации – это трение тел.При этом участвуют всегда два тела.Электризуются оба тела.
14 слайд Электризация может происходить несколькими способами:
Соприкосновением (1675г. Ньютон наблюдал электрическую пляску кусочков бумаги, помещенных под стеклом, положенным на металлическое кольцо. При натирании стекла бумажки притягивались к нему, затем отскакивали)Ударом (резиновый шланг резко ударить о массивный предмет и поднести к электроскопу)
Трением
15 слайд Задание четвертое: Заколдованная гильзочка.
Поднесите гильзочке, поочередно, свои волшебные палочки (из стекла, эбонита, пластмассы) и пронаблюдайте за её поведением.
Сделайте вывод:
Как ведет себя гильзочка при поднесении к ней наэлектризованной палочки?
16 слайд Сделайте выводы.
17 слайд Выводы.
Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся.
Даёт задание для работы в группах.
Формулирует задания, проводит инструктаж по его выполнению ,делает вместе учащимися выводы.
Для закрепления проводит демонстрации:
1.Опыт по взаимодействию наэлектризованных эбонитовой и стеклянной палочек.
2.Опыт с султанчиками.
3.Опыт с гильзой и наэлектризованными палочками.
Вывод: Заряд может передаваться от одного тела другому.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Выполняют задание 1, 2, 3, 4, 5
Работают в группах, затем обсуждают, формулируют выводы.
Мы сделали очень важный вывод:
1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел.
2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.
3) Электризуются оба тела.
Показывают и рассказывают двое учащихся презентацию.
Задание2.
(в конверте)
Вывод:
1) существуют заряды двух видов;
2) заряды одного знака отталкиваются, разного – притягиваются.
3) при электризации оба тела заряжаются противоположными зарядами.
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.
Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других Контроль правильности ответов обучающихся.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
4. Первичная проверка понимания (10мин)
Ответить на вопросы со слайда.(слайды 18-22)
Тест для высоко мотивированных учащихся
Даёт учащимся задания ответить на вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов. Отвечают на вопросы.
Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий. Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Первичное закрепление(8мин)
Работа с кейсами в группах по плану:
I. Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
II. Ответьте на вопросы после кейса. (слайды 23-26) Формулировка условий заданий.
Слушает и проверяет правильность выполнения Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку.
Отвечают на вопросы.
Закрепляют знания, полученные на уроке.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля.
6. Итоги урока и рефлексия (3мин)
27 слайд Подводит итог:
Что нового вы узнали?
Выполнили мы поставленные на уроке задачи?
Чему вы научились и можете научить других?
У вас на столах лежат кружочки.
Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.
Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд.
Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда.
Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд
Поставьте себе оценку и поднимите его. С обратной стороны подпишите фамилию и имя и сдайте мне в конце урока.
Я, думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас бесследно. Вы хорошо работали. Многому научились. Поэтому сейчас лучшие из вас получат дипломы школы волшебников. Формулирует вопрос .Проводит рефлексию, анализирует. Отвечают на вопросы. Рефлексируют. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
Умение делать выводы. Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.
Взаимодействуют с учителем Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь формулировать собственное мнение
Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль.
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Саморегуляция.
7. Домашнее задание. (1мин)
28, 29 слайд Домашнее задание: 1)Изучить П. 25, 26 3)
2) А кто хочет стать настоящим волшебником: найдите и приготовьте сообщения на одну из тем: «Северное сияние», «Огни святого Эльма», «Молния».
3) Попробуйте свое волшебство в действии:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Выдуй несколько мыльных пузырей и посади их на сухую шерстяную материю.Не бойся, они не лопнут!Сухой лист плотной бумаги натри щеткой, чтобы наэлектризовать.Если поднести наэлектризованный лист к пузырю, он вытягивается и превращается в яйцо!Если поднести шар еще ближе, пузырь оторвется от стола и подлетит вверх!Действуя листом бумаги, можно заставить пузыри танцевать смешной электрический танец. Давайте назовем тех, кто работал на уроке особенно ативно, и оценим их работу. Выставляются оценки учащимся.
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Развитие регуляции учебной деятельности. Регуляция учебной деятельности