РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


Гиниятова Г.К.
Россия, г. Казань
РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
THE ROLE OF SECONDARY SCHOOL IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES BRINGING UP CHILDREN WITH DISABILITIES
Семья – ячейка общества. В семье закладываются самые важные основы здоровья и нравственные принципы. Дети приобретают от родителей первый социальный опыт. Именно от родителей дети получают первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, взаимоотношениях в обществе.
Одна из главных задач семьи – воспитание детей, а это процесс сложный. Особенно трудно приходится семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Не все методы воспитания, применяемые в отношении здоровых детей, годятся для таковых. Но при этом дети с ОВЗ не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников. Общаясь со здоровыми детьми, ребенок с особыми потребностями социально адаптируется, чувствует свою значимость в этом мире и не ощущает себя ущербным. Здоровым детям данное общение, несомненно, приносит пользу. У них вырабатывается чувство доброты, милосердия, сопереживания, появляется желание помочь нуждающемуся.
Каждый будущий родитель надеется на рождение здорового ребенка. И появление на свет больного ребенка для большинства становится не просто неожиданностью, а настоящим шоком и испытанием как для папы, так и для мамы. Как реагируют родители на диагноз ребенка? Это можно представить в такой последовательности:
Стадия шока;
Стадия отрицания;
Стадия глубокой печали;
Стадия принятия.
И зачастую папы с этой проблемой не справляются, уходят из семьи, оставляя маму одну с трудностями. Как показывает статистика, после рождения ребенка с ОВЗ от 35% до 85% семей распадается. И это очень печально.
Исходя из этого, задача специалистов в отношении родителей заключается в том, чтобы постепенно включить семью в процесс коррекционно – адаптивной работы. Родители должны стать активными участниками этого процесса. Но им нужна квалифицированная помощь.
По теории Э. Кюблера-Росса существует пять стадий горя:
Отрицание;
Сделка;
Гнев;
Депрессия;
Принятие.
Специалисты должны научить родителей выработать правильный стиль внутрисемейного воспитания. Это не должно быть ни гиперопекой, ни «холодным» отношением, ни авторитаризмом. Самым лучшим, конечно, является стиль сотрудничества, который дает ребенку с ОВЗ чувство защищенности, уверенности в себе, потребности в активной позиции.
Система деятельности психологов, педагогов, специалистов – дефектологов должна быть направлена на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состояния соматического и нервно – психического здоровья.
За годы работы в школе педагоги получают большой опыт работы с детьми разных категорий, в том числе и с детьми с ОВЗ. Отрадно отметить что современное общество постепенно понимает важность инклюзивной системы образования. В связи с этим ребенок, который имеет особые потребности, может учиться не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных.
Какая задача стоит перед педагогом, если в его классе будет обучаться ребенок с ОВЗ? Во – первых, настроить себя, детей в классе и их родителей. Во – вторых, вся работа должна вестись в тесном контакте с семьей ребенка с ОВЗ.
Обычный педагог общеобразовательной школы превращается в педагога – фасилитатора. Фасилитатор должен помогать семье, облегчать адаптацию, вести коррекционную работу в правильном направлении, т.е. всячески способствовать развитию личностных и потребительских качеств ребенка, которые будут ему необходимы в жизни.
Как вести работу в данной семье? Педагог-фасилитатор проводит первичную диагностику ребенка и его семьи. На основе индивидуальных консультаций с родителями и близким окружением ребенка, изучения карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для ребенка с ОВЗ и его семьи. Исходя из этого, определяются задачи психокоррекционной работы:
1) помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;
2) раскрыть собственные творческие возможности;
3) изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;
4) вооружить родителей различными способами коммуникации;
5) научить конструктивно помогать и поддерживать друг друга;
6) помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;
7) помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
8) снятие тревоги и страха отвержения;
9) формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;
10) помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.
11) мотивировать членов семьи на поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими ситуациями.
МБОУ «Школа №32» Кировского района г. Казани имеет опыт работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Во – первых, данные семьи района стоят на внутришкольном учете. Во – вторых, каждая семья закреплена за определенным классом. Учащиеся поздравляют детей и их родителей с праздниками, навещают их на дому с подарками, оказывают посильную помощь. В декабре 2015 года в школе с успехом прошел благотворительный праздник «Не уставайте делать добро». Были оповещены и приглашены все семьи с детьми с ОВЗ. В то время как дети играли, рисовали, лепили с учащимися школы, их родители в это время посетили парикмахерский салон. В конце праздника детей пригласили на концерт, поставленный силами учащихся школы, и чаепитие. Им были вручены подарки от школы и новогодние подарки от спонсоров. Были довольны и дети, и их родители.
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оптимально же организованные условия жизни в семье создадут больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации. Современная образовательная система стала уделять должное внимание детям с особыми потребностями, государство старается создавать необходимые условия для успешной социализации детей с ОВЗ, готовит специалистов для работы в данном направление. А мы, педагоги, готовы принять таких детей и оказать посильную помощь им и их родителям.
Литература:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
Стребелева,Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева , А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005.- №1. - С. 3 - 10.