Презентация по литературе Химия в произведениях художественной литературы
«Химия в произведениях художественной литературы»Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ Мисовская сош Кулиева Наталья Викторовна. Тверская область,Торжокский район,Посёлок Зелёный
Межпредметные связи химии с математикой, физикой и другими естественно-математическими дисциплинами стали привычными на уроках химии. Но я решила установить связь между химией и литературой. На примере художественных произведений проследить как описание химических явлений позволяет автору более полно и ярко изобразить героев, события, явления.
Среди блистательных имен поэтов серебряного века выделяется имя Анны АхматовойПервое исследование я проведу на примере отрывка из произведения поэтессы
…На рукомойнике моёмПозеленела медь.Но так играет луч на нём,Что весело глядеть… Из сборника «Вечер»В сюжете отображается явление коррозии металлов. Здесь допущена неточность: медь сама по себе не может зеленеть, такой цвет дают соединения меди. Медь взаимодействует с кислородом, с образованием оксида (2Cu+ O2= 2CuO), а затем с углекислым газом и водой, превращаясь в основной карбонат меди – малахит! (2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3 ) МедьМалахит
Многие, в том числе и я, не раз перечитывали роман Жюля Верна «Таинственный остров». Но читатель и не догадывается, что в этом произведении писателем описано несколько химических процессов, например получение нитроглицерина: «...Добыв азотную кислоту, Сайрес Смит подлил к ней глицерина, предварительно сгустив его выпариванием в водяной бане, и получил несколько пинт желтоватой маслянистой жидкости». C3H5(OH)3 + 3HNO3 = C3H5(NO2)3 + 3H2O
В том же произведении Жюль Верн рассматривает воду как эффективное топливо будущего. Проводя электролиз воды, получают водород и кислород:«…Какое топливо заменит уголь?-Вода, - ответил инженер.-Вода? – переспросил Пенкроф.Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….». 2H2O = 2H2 + O2
Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей».«…Да! Это была собака, огромная черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырвалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте - Фосфор, - сказал я»
…собака выскочила из тумана, в темноте, из пасти вырывалось пламя, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Этого не может быть, так как фосфор самовоспламеняется.Свечение белого фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха. Это один из примеров реакций, при которых химическая энергия превращается в световую (фосфоресценция). 4Р + 5О2 = 2Р2О5 В этом произведении допущена существенная химическая ошибка. Фосфор – вещество ядовитое. Использование его на животном невозможно, поэтому собака была покрыта не фосфором!
При изучении окислительно–восстановительных реакций можно привести строчки Ю. Кузнецова «Тайны Чёрного моря»:Трясся Крым двадцать восьмого года,И восстало море на дыбы.Испуская к ужасу народа,Огненные серные столбы.Всё прошло. Опять гуляет пена,Но с тех пор всё выше и плотнейСумрачная серная гееннаПодступила к днищам кораблей…Речь идёт о окислительно–восстановительных процессах:2Н2S + O2 → 2Н2O + 2S2Н2S + 3O2 → 2Н2O + 2SО2 Юрий Кузнецов
Союз науки и искусства слова поражает нас своей изобретательностью и неожиданностью. Химия, ее сложность, логика, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, лирической поэзией и фантастической прозой!Мир художественной литературы открывает широкие возможности познания природы во всем ее многообразии. Литература не только эмоционально воздействует на людей, но и помогает нам реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью.
Список используемых источников1.Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 2.Коровина В.Я. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. – 12-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 2006.3. Ахматова А. А. Лирика Всемирная библиотека поэзии. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000 – 544 с.4. Верн Ж. Таинственный остров: Роман./ [Пер. с фр. М. Салье; Худож. Ю. К. Зайцев]. – Мн.: Юнацтва, 1984. – 543 с., ил.5. Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе. Пер. с англ. Вступ. Ст. К. И. Чуковского ; Ил. Л. М. Непомнящего. – М.: Правда, 1983. – 608 с., ил.6. https://ru.wikipedia.org7. http://sibac.info