Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина Уроки французского.
МБОУ «Большевистская СШ имени А.А.Зуева»
Открытый урок литературы в 6 классе
Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина
«Уроки французского»
Работа учителя русского языка и литературы
Старовойтовой Светланы Ивановны
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· г.
Цели урока: образовательные:
познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского».
проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
развивающие:
формировать умение анализировать текст художественного произведения.
учить сжато излагать повествовательный текст
развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,
записи на доске, карточки с заданиями.
Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, музыка, история),
с применением компьютерных технологий.
Форма урока: урок – размышление
Методы урока:1) словесный (слово учителя, сообщения детей).
2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)
3)наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, просмотр фрагмента из фильма, художественное чтение детей).
4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).
5) исследовательский (творческие работы – сочинения учащихся).
6) практический (чтение текста, работа со словарём, заданиям на карточках).
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
В. Г. Распутин
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Все готовы к уроку?
2. Речевая разминка.
Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.
Итак, обратите внимание на доску и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко .
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
(С. Бондаренко).
О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Знакомство с темой и целями урока.
Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказах В. Г. Распутина (слайд 1), (запись даты и темы урока). И посвящён наш урок литературному наследию российского драматурга, публициста и общественного деятеля Валентину Григорьевичу Распутину, которому 15 марта исполнилось бы 80 лет.
-Так о чём же мы будем говорить? ( О творчестве В.Распутина, о его книгах).
-А что должны знать? Уметь? (Знать текст произведения, уметь его анализировать, правильно отвечать на поставленные вопросы).
Мы должны не только познакомиться с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.
Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя.
4. Реализация домашнего задания.
1). Слово учителя по теме урока.
Творчество В.Г.Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.
2). Индивидуальная работа учащихся. Знакомство с творчеством писателя.
Аня выполняла индивидуальную работу и сейчас познакомит нас с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина (краткие сообщения о жизни и творчестве В. Распутина) (слайд 2,3,4).
1). Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя. Оно совпало с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал журналистом в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки» написан в альманахе «Ангара» в 1961 году.
2). В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием «Человек с этого света». Первый большой успех писателю принесла повесть «Деньги для Марии» (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матерой» (1976). За повесть «Живи и помни» В. Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).
3). Слово учителя.
«За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени. Указ о награждении подписан Президентом России В. Путиным 7 марта 2007 года.
4).Индивидуальная работа учащихся. О чём же главные произведения В. Распутина?
- «Живи и помни» (слайд 5).
- «Прощание с Матёрой» (слайд 6).
- «Последний срок» (слайд 7).
5. Творческая история рассказа Уроки французского».
Слово учителя (слайд 8).
В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». « Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришло
·сь. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Индивидуальное задание. «Уроки французского».
Беседа по тексту рассказа.
Что заставило Распутина написать рассказ?
2) Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне? Кто такая Анастасия Прокопьевна?
(Посвящается матери талантливого драматурга Александра Вампилова А.П. Копыловой. В юности Распутин и Вампилов дружили).
3)Давайте просмотрим отрывок из фильма по рассказу, о котором будем
говорить сегодня. Обратите внимание на имя героя, название игры и прощальные слова учительницы (просмотр фрагмента из фильма, слайд 9).
6. Беседа по рассказу «Уроки французского»(слайд 10).
- Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма. Но это очень важный отрывок. Вы увидели героя, каким сделал его режиссёр.
- Он похож на то, каким вы его представляли? Почему он такой худой и так бедно одет? (Дети вспоминают текст, время действия рассказа 1948 год, послевоенный голод).
- Как его зовут? (Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идёт от 1-го лица. Это автобиографический рассказ).
- А в какую игру и с кем он играл? (Пристенок, с Лидией Михайловной).
- Разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги? Может прав директор, который выгоняет учительницу с работы? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику. Она знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика. Игра на деньги считалась безнравственным поступком, за такое поведение беспощадно увольняли из школы. Она не могла этого не знать. Но у неё не было выбора, она не могла не играть, потому что поставила цель-помочь ученику, и добивается намеченного любыми средствами. Учительница играет на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман. А Василий Андреевич, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах. Да и понять он её бы не смог – не такой он человек. Он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой, не способен понять и сопереживать, для него важна лишь видимость честности и справедливости).
- Итак, нам предстоит выяснить: поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? (Слайд 11). Каковы нравственные законы, духовные ценности, по которым живут Лидия Михайловна и главный герой рассказа? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним эпизод с дракой. (Читаем отрывок со слов «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха). Отмечаем главные слова: «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня».
- За что избили рассказчика? (За честность).
- Почему не убежал? ( Гордость).
- А какого цвета была крапива на поляне? Какое отношение это имеет к событиям? ( Игра на деньги – чёрное дело; на душе у героя черно).
- Почему мальчик стал играть в «чику»? ( Голод, молоко).
- Что сделала Лидия Михайловна, когда узнала, что ученик голодает? (Прислала макароны).
- Почему не наказала за игру на деньги и участие в драке? ( Пожалела, поняла, посочувствовала).
-А почему герой не взял макароны и как догадался, что посылка не из деревни? ( Гордость, чувство собственного достоинства, в деревне не было макарон).
- Какие же качества души есть у мальчика, героя рассказа? ( Слайд 12).
(Записываем в тетрадь).
- Мы увидели, Лидия Михайловна – добрый человек. Она любит детей, старается помочь, но так, чтобы не обидеть человека, пригласила мальчика на дополнительные занятия, пыталась накормить, потом прислала макароны, а когда история с посылкой не удалась, стала играть с ним в «пристенок».
- Какие же качества души свойственны Лидии Михайловне? ( Слайд 13).
(Записываем в тетрадь).
Физкультминутка:
- Вам нравятся эти качества? Тогда сделайте хлопок руками над головой на каждое хорошее качество после его названия.
- Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прошёл серьёзную школу испытаний. Давайте перечислим их (называют учащиеся):
(Слайд 14).
1.Разлука с близкими и одиночество.
2.Голод, воровство продуктов.
3.Нечестная драка.
4.Трудности с французским языком.
5.Расставание с учительницей, которая стала другом.
- Но через все испытания мальчик с честью прошёл. Вспомним, хотя бы уроки французского, которые вначале были как пытка, а затем превратились в удовольствие.
- А как бы вы оценили поступок Лидии Михайловны? (Ответы учащихся).
7. Обобщение изученного.
- Какой главный урок преподала учительница?
Вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. ( Слайд 15).
-Те качества, о которых мы сегодня говорили, (перечислите их, слайд 16).
Составляют духовные ценности человечества. А те, у кого они есть, люди с духовной красотой.
- Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь заполнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.
Только духовная память делает человека внутренне красивым.
8. Подведение итогов.
- Спасибо учащимся, которые подготовили индивидуальные выступления. За работу им «отлично». Оценки за работу на уроке
9.Домашнее задание.
Подготовить рассказ о человеке, который делает бескорыстное добро.
10. Заключительное слово.
- И мне бы хотелось закончить урок словами – будьте добрыми, терпимыми друг к другу. Учитесь урокам жизни на рассказах Валентина Григорьевича Распутина.
Ученик читает стихотворение « Не будь равнодушным».
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
И.Фомина
15