Конспект урока по литературе на тему Трудное детство (4 класс)


Библиотечный урок «Трудное детство в рассказе А.П. Чехова «Ванька»
Цель:
Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”.
Формировать навык осознанного и выразительного чтения. 
Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. 
Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией. 
Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Оборудование: проектор, презентация, выставка книг А.П. Чехова, толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент. 
2. Произведение Чехова “Ванька”.
1. Вступление.
(Слайд 1) Музыка
– Его я часто вспоминаю.Вот и теперь передо мнойСтоит он, точно как живой,Такой, каким его люблю и знаю:Сухие, тонкие черты,Волос седеющие пряди.И эта грусть в глубоком взгляде,Сосредоточенном и полном доброты.Больной и бесконечно милый,Он был похож на первоцвет,Сквозь снег, пробившийся на свет.
(Александр Федоров)
– О каком писателе эти строки?
(Слайд 2) 29 января исполняется 155 лет со дня рождения донского писателя А.П.Чехова. Город Таганрог гордится тем, что именно здесь родился этот замечательный человек. В Таганроге все напоминает о Чехове: домик Чехова, лавка Чеховых, улица Чехова, гимназия им.Чехова, театр им. Чехова, библиотека им. Чехова, парк, скульптурные и архитектурные памятники …
Сегодня мы затронем тему детства в произведениях А.П.Чехова, познакомимся с произведениями, в которых главными героями являются дети. Многие произведения А.П.Чехова автобиографичны. В своих произведениях он часто описывал свою жизнь, свои чувства и эмоции. Поэтому в рассказах о детях мы можем найти и описание детства самого писателя.
Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению.
У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Давайте вспомним, какие произведения великого писателя вы уже знаете?
(Слайды 3)
2. Подготовка к восприятию текста.
- Что вы можете сказать о жизни детей?
- Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли счастливое детство?
Зная и другое детство, тяжелое, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в своем произведении “Ванька”.
(Слайд 4)
Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.
(Слайд 5) И вот Москва XIX века. Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет…
(Видеозапись «Фрагмент письма Ваньки Жукова»)
3. Первичное восприятие услышанного фрагмента. 
Скажите, какое впечатление произвёл на вас отрывок? (Высказывания детей)
- Что тронуло вас этого письма?
4. Словарная работа.
- В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления.
Постарайтесь объяснить их значение. Для этого вы можете использовать словарь.
Каждая группа ищет значения слов в толковых словарях.
(Слайд 6)
1 группа - заутреня, колодка, шпандырь;
2 группа - клирос, выволочка, тулуп;
3 группа - образ, ледник, горничная;
4 группа - подпасок, кучер, ямщик.
(Слайды 7-8)
Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут. 
Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; выволочка – наказание; тулуп – долгополая меховая шуба.
Образ – икона; ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов; горничная – работница, прислуживающая в богатом доме, убирающая комнаты.Подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер).5. Работа над содержанием 
- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо.
(Слайд 9)
- В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).
- Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”).
- Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество.
- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).
- Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма?
(Слайд 10) Как он называет дедушку? Прочитайте про себя описание Константина Макаровича и составьте устное сообщение о нем, используя нужные слова:
“высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”.- Какие из этих слов подходят к словесному портрету дедушки? (Слайд 11)
(Слайд 12)
- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему?
- Найдите и прочитайте описание ночной деревни.
- Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой.
- Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника?
(Слайд 13)
- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой?
- Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку.
- Какое настроение передает этот отрывок?
- Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне?
- Похожа она на городских хозяев Ваньки?
- Осуждает ли Чехов барышню Ольгу Игнатьевну?
(“…от нечего делать выучила …”)
- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?
- Что такое людская кухня? (кухня, где готовили пищу для прислуги)
- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?
- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”?
(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.
Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание.
(Слайд 14) Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки.
- За что была выволочка Ваньке?
- Как кормят Ваньку?
- Спит ли Ванька ночью?
(Слайд 15)
- Как к нему относятся подмастерья?
(Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)
- Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.
- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)
- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
(Слайд 16)
- Как Ванька рассказывает о Москве? Что его поразило?
- Интересны ли его наблюдения относительно Москвы? Прочитайте. О Москве Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.
7. Характеристика главного персонажа.
(Слайд 17)
- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.
(высказывания детей)
- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.
Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.
- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.
- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.
- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.
- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им.
- А как вы относитесь к Ваньке?
- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?
- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
- Как вы думаете, получит дедушка это письмо?
- Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.
(Слайд 18) Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)
(Слайд 19) Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только собственной участи, это движение души нравственно чистой и доброй.
3. Рефлексия.
(Слайд 20) Вопросы самому внимательному.
- Сколько лет было Ваньке? (9 лет)
- Сколько месяцев он жил у сапожника? (3 месяца)
- Какое письмо пишет деду? (поздравительное)
- Как звали собак деда? (Каштанка и Вьюн)
- До скольки умел считать Ванька? (до 100)
Какой танец умел танцевать? (кадриль)
4. Подведение итогов.
(Слайд 21-22) Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.
Так «детская» тема рассказов оборачивается совсем не детской проблемой - о судьбе личности в обществе, основанном на социальной несправедливости.