Использование игротренингов в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.


Использование игротренингов в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
При работе с детьми любой педагог сталкивается с рядом проблем. Одна из них – как добиться максимальной эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Для учителя-логопеда эта проблема в настоящее время наиболее актуальна, так как увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми патологиями, в том числе с общим недоразвитием речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. При осуществлении коррекции грамматические стереотипы усваиваются медленно и неравномерно. Просодическая сторона речи также характеризуется скудностью. У таких детей вызывает значительные трудности самостоятельное эмоциональное оформление высказывания, речь маловыразительна, зачастую монотонна. Дети с аномальным речевым развитием, как правило, тревожные, неуверенные, отстающие в формировании познавательных процессов и испытывающие коммуникативные трудности. Наряду с речевыми и психологическими нарушениями у детей с общим недоразвитием речи страдает и моторный праксис. Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной, коммуникативной и двигательной сферы в целях оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям и требованиям социума. При этом прочный эффект в коррекционной работе возможен лишь тогда, когда задействованы все адаптационные механизмы ребенка. Основная задача профессиональной деятельности учителя-логопеда, на мой взгляд, сделать обучение детей с девиантным речевым развитием не мукой, а удовольствием при максимальной его эффективности.
В центре психолого-медико-социального сопровождения на протяжении нескольких лет успешно функционируют группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Практика работы в данном направлении доказывает важность поиска новых форм и приемов работы с детьми и их родителями. Поэтому в рамках изучения лексических тем были разработаны игротренинги, представляющие собой блоки коррекционных упражнений в стихах, направленных на упорядочение и развитие лексико-грамматического строя речи, коррекцию общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, развитие просодической организации речи. Структура организации непосредственно образовательной деятельности включает в себя следующие моменты:
- в ритуал приветствия и прощания включаются просодические упражнения, психогимнастические этюды,
- используется прием полного погружения в тему в процессе выполнения различных упражнений;
- усвоение грамматических стереотипов происходит на рифмованном лексическом материале с использованием элементов арттерапиии и сказкотерапии.
Учитывая структуру речевого дефекта детей, рекомендации для родителей разрабатываются таким образом, что закрепление отработанного с логопедом материала происходит опосредованно, в интересной форме.
Разработанные блоки упражнений используются и с профилактической целью, выдаются в качестве рекомендаций родителям детей, находящимся на дистанционном сопровождении в ЦПМСС.
Эмоциональная насыщенность упражнений, рифмованная основа лексического содержания способствует снятию речевого зажима у детей, способствует созданию ситуации успеха в процессе выполнения заданий. У детей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационное оформление. Сочетание грамматических форм и конструкций с движениями ребенка создает благоприятные условия для их усвоения.
Блок коррекционных упражнений по лексической теме «Дикие животные».
Общая моторика
Среди елочек тропинка. В лес она ребят ведет.
Там в домишке, под осинкой, ежик маленький живет.
Только солнышко встает, на зарядку еж идет.
Лапки кверху поднимает, кулачки он напрягает,
Держит крепко – раз, два, три… Все сначала повтори.
Артикуляционная моторика
Мышка к ежику пришла, угощенье принесла.
Еж конфету проглотил и водичкой все запил.
Выдох – вдох… Попил еще. Отдыхает язычок.
Отдохнул, развеселился, плавно в чашку превратился.
Мышке надо чашку дать, чтобы чаем угощать.
Мышка, мышка, не скучай, пей клубничный сладкий чай.
Мимическая моторика, расширение словаря по теме «Животные»
В лесу у ежика соседи: зайцы, лисы и медведи,
Лось рогатый, волк и рысь. Ты со всеми подружись.
Зайчик всех в лесу боится: и медведя, и лисицу.
Волк все время скалит пасть, хочет на него напасть.
Шустрый зайчик убежал. Волк сердитым очень стал.
А лисица то хитра, улыбается с утра.
Заяц, ты лисе не верь, будь внимательным теперь.
А медведь полез в дупло, думал, меду там полно.
Укусила пчелка мишку, сразу грустным стал воришка.
Ежик наш дружил со всеми. Он веселый, озорной.
Улыбался нам с тобой.
Грамматический строй речи. Игра «Доскажи словечко»
Слышен топот шустрых ножек. Так бежит колючий ежик.
Голосочек очень тонок, тихо фыркает ежонок.
Спешат с ежихою куда-то ее детеныши – ежата.
Наступили холода, не укрыться никуда.
Бежит мороз по кожице. Бедный ежик ежится.
У сосны растет кустище, а под ним сидит ежище.
Применение игротренингов в коррекционной логопедической работе обеспечивает стабильную положительную мотивацию у детей, помогает добиться максимальной коррекции речевых нарушений и сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и др.). Ситуация погружения в сказку порождает желание работать, расширяет интерес к познавательной деятельности. Ведь чем комфортнее чувствует себя ребенок в процессе коррекции, тем успешнее он будет использовать полученные навыки.
Руководствуясь правилом: «Изучать ребенка, а не только его анамнез», даешь ребенку возможность полноценно развиваться как личности.