Педсовет на тему Качество знаний учащихся: из чего оно складывается?


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ТЕМЕ«Качество знаний учащихся: из чего оно складывается?»
Цели педагогического совета:1. Достичь согласованности, упорядоченности взаимных действий всех участников педагогического процесса с целью формирования у учащихся качеств знанийПредварительная подготовка к педагогическому совету:Анкетирование учащихся. Учащимся предлагается закончить предложения. Результаты представляются на плакате.
Закончите высказывания:
Если я получаю хорошую отметку, это значит…
Если я получаю плохую отметку, это значит…
Мне всегда приятно, когда взрослые…
Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что он…
Я чувствую себя уверенно, когда учитель…
Анкетирование учителей:Анкета для учителей.Уважаемый коллега! Просим вас ответить на вопросы анкеты, отметив выбранный ответ (ответы) «крестиком» или написать вариант собственный.
Что вы понимаете под качеством образования?□ Показатели качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников;□ Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся;□ Показатели Социально-личностного развития и воспитанности школьников;□ Показатели качества процесса образования□ Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость.□  Показатели (указать другие на ваш взгляд)
Какие задачи нужно решать школе в плане повышения качества образования?□ На первое место поставить уроки, не заваливать учащихся олимпиадами, конкурсами, зачетными работами. □ Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности□  Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний(устные зачеты и регулярное тестирование)□ (свой вариант)____________________________________________□ Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе□ Повысить требовательность администрации к отдельным учителям, а учителей к учащимся□ Каждый год не менять учителей в классах□ (свой вариант)____________________________________________□ Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку, □ укрепить дисциплину;□Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя;□ (свой вариант)____________________________________________□ Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям□ Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии□ (свой вариант)____________________________________________□ Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ □ Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся.□ (свой вариант)____________________________________________Спасибо за работу!Педагогов делим на пять групп по 6-7 чел, руководители групп получают карточки-задания. Карточки-задания для групп
ПРАКТИКИРассмотреть способы использования приемов и методов, способствующих повышению качества знаний на различных этапах урока ТЕОРЕТИКИИзложить теоретический подход к проблеме качества знаний учащихся
ПЕССИМИСТЫВыявить неоднозначность влияния новых образовательных технологий на учебную деятельность школьников ОПТИМИСТЫДоказать необходимость применения различных образовательных технологий для повышения качества знаний учащихся
Оформление аудитории.  Плакаты с результатами опроса учащихся; столы с табличками: «Теоретики», «Практики», «Пессимисты», Оптимисты», «Эксперты»Ход педагогического совета:1 этап. Вступительное слово директора школы. Объявляется тема педсовета, его цели.слайд 12 этап. Погружение в тему педсовета (прием по технологии французские демарши). Участникам педагогического совета предлагается обвести свою правую руку. На получившейся ладони написать слова, словосочетания, описывающие чувства, которые возникают у педагогов по данной теме педагогического совета. (2-3 минуты). На другой стороне листа педагогам предлагается из всех слов выбрать наиболее значимое на данный момент для педагога. Лист разделить на две части. На первой половине написать слова – синонимы вызывающие положительное отношение к выбранному слову, на второй половине - отрицательные (2-3 минуты). Напишите эссе, используя основное слово и 3 слова, взятые из каждой колонки. По желанию участники педагоги делятся своими мыслями. 3 этап. Стадия вызова. (Прием Фишбон). Заместитель директора по УВР, ведущий педагогический совет задает вопрос:
- «Как вы думаете, почему возникла необходимость проведения педагогического совета по такой теме?»
Слайд 2, 3
Вывод, к которому приходят после небольшого обсуждения в группах: …
Фleft0акты, подтверждающие существования данной проблемы.Затем заместитель директора по учебной работе знакомит участников педагогического совета с фактами, которые наглядно подтверждают вывод педагогов о необходимости проведения педагогического совета по данной теме.
 Таблица №1 Результаты успеваемости за 3 последние года:
Учебный год Успеваемость % Качество % второгодники справки медали
1-4 кл5-9 кл10-11 клПо школе 1-4 кл5-9 кл10-11 клПо школе 2009-10 98 99 94 98,7 62 37 36 44 3 1 1
2010-11 96,9 100 100 98,8 61 38,5 46,4 46,4 4 0 1
2011-12 98 100 100 99 43 39 35 45 3 0 3
2012-13 96 100 100 99 59 37 46 45 4 0 0
Успешность и качество знаний учащихся
выпускных классов за 3 года.
Учебный год 4 класс 9 класс 11 класс
% УУ % КУ % УУ % КУ % УУ % КУ
2010-11 100 60 100 10 100 37,5
2011-12 97 62 100 35 100 58
2012-13 97 61,3 100 37 100 10
4 этап. Стадия осмысления. Доклад (лекция) заместителя директора школы по УВР по теме педагогического совета (компьютерная презентация по теме педсовета). В процессе доклада учителя на верхних «отростках» отмечают причины возникновения проблемы или факты, подтверждающие существования данной проблемы. Выдержки из доклада:Качество образования…1. …В Концепции модернизации российского образования подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. Одним из главных направлений повышения качества образования является совершенствование структуры и содержания общего образования. В структурном отношении наибольшие изменения должны произойти в старшей ступени школы, где обучение будет строиться на основе дифференциации через индивидуальные образовательные программы. Определение профилей обучения должно осуществляться на основе учета познавательных интересов и способностей учащихся. Это, естественно, усилит мотивы получения среднего образования и, как следствие, повысит его качество. …Представления наших педагогов о качестве образования:
Что вы понимаете под качеством образования? %
Показатели интеллектуального развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся; 82 %
Показатели качества знаний, успеваемости, поступаемости в вузы выпускников; 73 %
Показатели Социально-личностного развития и воспитанности школьников; 27 %
Показатели состояния здоровья школьника и выпускника, его работоспособность и жизнестойкость. 17 %
Ответы учителей на анкеты показали, что представление о качестве в основном сводятся к интеллектуальному развития, мотивации образования и самообразования, способности к творчеству учащихся и недостаточно уделяется внимание качеству процесса образования (82 %).Никто ни написал, что характеристикой качества образовательного процесса в школе являются: показатели качества процесса образования, профессионализм учителей, современные технологии и современное обеспечение образовательного процесса, гуманизация образования, комфортность существования учителя и ученика в школе.
Слайд 4Качество учебного процесса. …Рассматривая систему управления качества образования по конечным результатам деятельности учебного заведения, то за основу мониторинга школьного образования следует брать в системе следующие показатели: уровень обученности учащихся, уровень воспитанности школьников, степень готовности выпускников школы к продолжению образования; уровень социальной адаптации учащихся и выпускников школы к жизни в обществе, степень сохранности здоровья детей, уровень выполнения стандартов образования……Слайд 5
При формировании мониторинга школьного образования учитываются не только конечные результаты, но и факторы, влияющие на качество конечных результатов, поэтому набор показателей расширяется: качество преподавания и уровня профессионального развития учителей; качество воспитательной работы и уровня профессионального развития педагогов-воспитателей; уровень организации эффективности педагогического труда; уровень физической культуры и медицинского обслуживания, степень учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования… Сегодня мы остановимся на факторах оказывающие влияние на качество знаний и на качество преподавания (схема №2, схема №3). Факторы, влияющие на качество преподавания. Схема №2129540248285
Факторы, влияющие на качество знаний
320675201930
Технологии и качество образования.…Было бы ошибкой предполагать, что применение технологий при обучении автоматически повышает качество образования. …Необходимые условия качества образования: современно оборудованные учебные классы, администраторы-профессионалы в образовательных учреждениях, высококвалифицированные преподаватели и обслуживающий персонал, свободный доступ школьников и преподавателей к учебникам и профессиональной литературе, а также к современным техническим средствам, обучающим материалам и дополнительной информации.Достаточные условия качества образования: способностью человека удовлетворять требованиям современного общества, способность человека преобразовать знания и навыки в образование; умение использовать эти знания и навыки в различных сферах интеллектуальной и практической деятельности… 
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
Закончите высказывания:
Если я получаю хорошую отметку, это значит… я очень рада, что я приготовился, я могу учиться очень хорошо, будет больше шансов получить хорошую профессию, поставив цель, я смогу всегда получать хорошие оценки, я что-то знаю, хорошо постарался
Если я получаю плохую отметку, это значит… мне обидно, не приготовился, мало чему научилась в школе, нужно начать заниматься лучше, я немного тупой, не слушала на уроке, я я неправильно списал
Мне всегда приятно, когда взрослые…помогает мне сделать д/работу, не ругаются и уважают, меня уважают, верят, уважают нас, хорошо объясняют темы урока, помогают и объясняют мне что-то, что мне не понятно, относятся ко мне как к взрослому, разговаривают со мной наравне, уделяют больше внимания, хвалят меня за что-то, меня хвалят, относятся с пониманием к подросткам, хвалят меня, ставят в пример другим, покупают мне сладкое
Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что он…хороший, хочет вызвать к доске, добрый, объясняет тему только тем ученикам, которые лучше понимают, и разговаривают они лишь на своем языке, обычный человек, умный, иногда не справедлив по отношению ко мне, очень хорошо объясняет урок, очень меня не любит
Я чувствую себя уверенно, когда учитель…ставит мне «5», вызывает другого ученика, вызывает меня к доске, верит в меня, может понятно объяснить и потом легче писать самостоятельные работы, справедлив ко всем ученикам, не пытается поставить себя выше меня, при объяснении темы смотрит на меня, относится ко всем ученикам одинаково и хорошо объясняет тему и я спокойно могу любую самостоятельную написать на «4», не орёт, не орёт, а нормально беседует, понимает, что я хочу сказать, понятно и доступно объясняет материал, задает вопросы на которые я легко могу ответить
Таблица №3
Каждый год не менять учителей в классах 81 %
Задачи укрепления гуманистической среды, среды общения, и уважения среди учителей, учителей и учащихся 73 %
Обеспечение техническими средствами, позволяющими применять новые педагогические технологии 64 %
Создание учебных кабинетов, отвечающих современным требованиям 54 %
Решать задачи совершенствования содержания образования, корректировки учебных и образовательных программ новые программы (ФГОС II) слишком сложные 54 %
Активизировать самообразование учителей, их творческое отношение к уроку,  36 %
Скорректировать учебные программы, объемы домашних заданий. Сроки проведения контрольных работ в одном классе 27 %
Повысить требовательность администрации к отдельным учителям, а учителей к учащимся 18 %
Обеспечить формирование у учащихся умений организации учебной деятельности, рационально организовывать свою работу, оценивать результат своей деятельности 10 %
На первое место поставить уроки, не заваливать учащихся олимпиадами, конкурсами, зачетными работами
 укрепить дисциплину;Обеспечить глубокий анализ всей деятельности учителя 9 %
Обеспечить контроль за посещаемостью занятий и качественный контроль знаний (устные зачеты и регулярное тестирование), но прежде чем контролировать надо научить, не отмахиваться от детей, которые хотят учиться, но не могут. 3 %
(свой вариант) много зависит и от профессиональных и личностных качеств учителя, (свой вариант) дать возможность учить детей, а не заниматься бесконечно программами. Сделай так – не знаю как, а сделал – переделай! Таким образом, первоочередными задачами школы направленные на повышение качества образования являются задачи по организации учебной деятельности, укрепления гуманистической среды, среды общения, укрепления материально технической базы. Вторая группа – задачи, вязанные с управлением и организацией педагогического взаимодействия, совершенствованием содержания образования, корректировки программ. Третья группа - задачи направленные на совершенствование работы с кадрами, их профессиональное развитие, стимулирование активной педагогической деятельности учителей. …Создание и использование новых технологий в процессе обучения будет иметь смысл только при трансформации учебных программ и методик обучения...5 этап. Работа в группах. Работа - 25-30 минут. Каждая группа получает карточку с заданием, вспомогательные теоретические материалы, листы ватмана, маркеры для записей. 
ТЕОРЕТИКИЦель группы:Изложить теоретический подход к проблеме качества знаний учащихся Вопросы и задания:Существуют ли различия в реакции учеников на применение различных технологий на уроке у младших школьников, подростков и старшеклассников
Предложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.
ПРАКТИКИЦель группыРассмотреть способы использования приемов и методов, способствующих повышению качества знаний на различных этапах урока. Вопросы и задания:Какова роль образовательных технологий
При изучении нового материала,
При закреплении знаний,
На других этапах урокаПриведите пример из школьной практики.Предложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.
ПЕССИМИСТЫЦель группы:Выявить неоднозначность влияния новых образовательных технологий на учебную деятельность школьников. Вопросы и задания:Каковы негативные последствия применения новых образовательных технологий в учебной деятельности?Приведите пример из школьной практикиПредложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.
ОПТИМИСТЫЦель группы:Доказать необходимость применения различных образовательных технологий для повышения качества знаний учащихся  Вопросы и задания:Каково положительное влияние новых образовательных технологий в учебной деятельности
На мотивацию учебной деятельности школьника?
На формирование межличностных отношений?
На результат учебного процесса?Приведите пример из школьной практикиПредложите на ваш взгляд приемы и методы способствующих повышению качества знаний учащихся.
ЭКСПЕРТЫЦель группы:Подвести итоги и предложить проект решения педсовета  Вопросы и задания:Коротко сформулируйте выводы по работе каждой группыПредложите проект решения педагогического совета
Отвечая на вопросы, участники групп определяют пути решения проблемы и заполняют нижние «отростки»
6 этап. Презентация результатов обсуждения вопросов. Итоговые записи оформляются в виде стенда под названием «Банк приемов и методов, способствующих повышению качества знаний учащихся». Представители групп выступают со своими наработками в таком порядке: «Теоретики», «Практики», «Пессимисты», Оптимисты». Это позволит повторить основные теоретические моменты и вступит в дискуссию по проблеме педсовета. А «Эксперты» подводят общий «знаменатель» педсовета.
7 этап. Формирование проекта решения педагогического совета. Его обсуждение.
Проект решения педагогического совета:
8 этап. Рефлексия. (Прием из технологии «Французские дамарши»). Всем участникам педагогического совета председательствующий задает по одному вопросу. Ответить надо, одним словом или одной фразой. В ответе нельзя использовать слова «да», «нет». Все ответы фиксирует группа экспертов.
Вопросы:1.С какими мыслями вы шли на педагогический совет?2.Увидели ли вы педагогическую технологию в организации педагогического совета?3.Что главное в работе группы?4.Ваша роль во время работы группы?5.Как иначе можно назвать наше общение, если не словом «педсовет»?6.Владеют ли организаторы педагогического совета педагогической технологией?7.Открыли ли вы что-то новое для себя? 8.Вы удовлетворены работой группы?9.Какую проблему для себя вы определили?10.Удовлетворены ли вы своей работой в группе?11.Можно ли работать без проблем?12.Какой прием из увиденных приемов сегодня вам больше понравился?13Что самое сложное в методиках обучения?14.Назовите форму проведения педсовета.15.Что нового в отличие от предыдущих педсоветов Вы увидели на сегодняшним педсовете?16.На каком этапе происходила актуализация, обращение к себе?17.На каком этапе вы обнаружили, что Ваши знания неполные?18.Как Вы стараетесь организовать пополнение знаний?
19.Чему вы отдаете предпочтение, чтобы открыть новое, обмен с коллегами или в одиночку?22.Нравится ли Вам работать в группе?23.Любители вы учиться?24.Что значит, для учителя совершенствовать свои знания?25.Как бы Вы определили тему, над которой работает учитель, если не самообразование?26.В хаосе рождается гармония. К какому этапу деятельности на уроке это можно отнести?27.Согласны ли вы, что все способны к познанию на своем уровне?28.Можно ли определить уровень познания?
29.Какой вопрос вы сейчас можете задать себе?30.Ваше чувство по окончанию работы?31. Что главное в педагогической технологии, которую вы увидели на педагогическом совете?32.Можите ли вы сказать сейчас, что готовы провести урок по новому?33.Что вы требуете на уроке?34. Что вы любите на уроке?35. Что вы разрешаете на уроке?36. Что вы никогда не делаете на уроке?37. Что вы не говорите на уроке?38. С какими мыслями вы покидаете аудиторию?