Учебного занятие Осенние хлопоты лесных жителей
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Методическая разработка учебного занятия
«Осенние хлопоты лесных жителей»
Разработала : педагог дополнительного
образования
Золотарева Любовь
Николаевна
г. Усолье – Сибирское
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление – естественно-научное.
Тема учебного занятия: «Осенние хлопоты лесных жителей».
Объединение: 12 человек, возраст детей 7 лет, состав постоянный.
Программа: дополнительная общеразвивающая программа
«Краски природы». Составитель: Золотарева Любовь Николаевна. Усолье-Сибирское, 2009 год
Сроки реализации программы: 144 учебных часов в год, 4 часа в неделю. Программа рассчитана на один год обучения, всего 144 часа. Раздел: «Художница осень».
Этапы учебного занятия: организационный момент, мотивация к занятию, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов занятия, экскурсия.
Форма обучения: коллективная.
Цель занятия: познакомить детей с подготовкой лесных зверей к зиме.
Задачи:
Образовательные – расширить знания детей о поведении лесных животных осенью (накопление жировых отложений, запасание кормов, линька, поиск и устройство зимних убежищ, спячка).
Развивающие – развивать умение формулировать и задавать вопросы , умение изображать животных, делать выводы
Воспитательные – воспитать интерес к познанию живой природы.
Методы и приёмы проведения занятия:
- словесные (рассказ, беседа, художественное слово, загадки, стихи,
логические задачи, вопрос, анализ);
- стимулирование интереса ( инсценировка, игра, знакомство с музейными экспонатами);
- наглядные (демонстрация мультимедийных презентаций «Осенняя тайга», « Лесные жители», костюмированные персонажи, иллюстрации диких животных тайги, музейные экспонаты диких животных) ;
- игровые (сюжетно-игровые ситуации: «Любимое лакомство», ; физкультминутки «Зайцы») и «Лесная прогулка»
- создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).
Наглядный материал, реквизит: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийные презентации «Осенняя тайга» «Лесные звери», дидактическая игра «Любимое лакомство», иллюстрации диких животных тайги, костюмы «белочка, заяц, волк, медведь, лиса. колобок.», музейные экспонаты.
Межпредметные связи: музыка, окружающий мир, развитие речи, физическая культура
(физкультминутка).
Речевой материал: заяц-беляк, жировой запас, логово, берлога, нора, гайно, линька, запасание кормов, кладовая.
Предварительная работа: разучивание с детьми загадок о лесных животных, стихов, изучение материала о подготовке зверей к зиме (дети исполняющие роли животных)
Обоснование темы: знакомство с поведением лесных зверей в осенний период, с подготовкой их к зиме способствует формированию у дошкольников интереса к животным, окружающей среде, явлениям природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент . Приветствие детей.
II. Изучение новой темы. (актуализация знаний)
Введение в тему занятия
Ребята, сегодня мы продолжаем с вами знакомство с осенними явлениями в природе. Мы уже целый месяц живём в этом удивительном времени года и каждый день наблюдаем за теми изменениями, которые происходят в природе ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Назовите, пожалуйста, природные явления которые характерны для осени.(ответы детей: листья лиственных деревьев меняют окраску, листопад, желтеет и засыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые прячутся в землю, под кору деревьев, в ил, перелётные птицы улетают в тёплые края. Становится холоднее, по утрам туман, иногда изморозь, часто идут холодные дожди.)
Но всё же осень удивительное время года, самое красивое , самое романтичное. Не зря именно этой поре поэты посвятили свои прекрасные стихи:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой , багряный,
Весёлой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А.Бунин
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят, любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат, листья ногой загребать.
А.Н.Майков
Унылая пора очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная пора.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса.
А.С.Пушкин.
Сегодня мы с вами понаблюдаем за жизнью обитателей тайги в осенний период, посмотрим, какие изменения произошли в их образе жизни, во внешнем виде, узнаем, какие заботы и хлопоты беспокоят их в это время.
Мультимедийная презентация «Осенняя тайга»
(1 слайд) И так нас зовёт тайга. Зовёт на праздник золотых листьев,
(2 слайд) прозрачных струй,
(3 слайд) и ясных далей.
(4 слайд) Чем дальше углубляемся в тайгу, тем сильнее ощущаем этот прощальный праздник сибирской природы.
(5 слайд) Тайга готовится к долгому сну под девственно чистым, белым покрывалом.
(6 слайд) Солнце прикоснулось к вершинам стройных елей и пихт.
(7 слайд) Его лучи скользнули и задержались на широких кронах деревьев
(8 слайд) Золотистые блики вспыхнули на коре молодых сосёнок.
(9 слайд) Освещённые лучами солнца берёзки, до этого неприметно скромно стоящие среди великанов тайги: как будто выбежали вперёд
(10 слайд) И слегка шевеля листочками, шептали: «Скорей любуйтесь нами. Смотрите какие мы нарядные, красивые».
(11 слайд) Пройдёт день, другой, и золотом листвы мы устелем ваш путь, отдадим свою красоту родной земле»
(12 слайд) Осинки, разрумянившись, стояли в осеннем разноцветье.
(13 слайд) Яркие гроздья рябины горели в лучах осеннего солнца.
(14 слайд) Художница осень одарила природу буйством красок перед долгим безмолвием сибирской зимы.
В этот период большинство обитателей тайги живут напряжённой жизнью, Которая не прекращается ни днём, ни ночью.
Ребята, каких животных тайги вы знаете?
Ответы детей: медведь, волк, лиса, рысь, заяц, белка, соболь, лось, кабан. барсук и другие обитатели тайги ( дети называют животных – педагог демонстрирует иллюстрации животных). Сегодня с вашей помощью мы попытаемся выяснить, как некоторые животные готовятся к зиме и какие заботы и хлопоты беспокоят их осенней порой.
Сюжетно - ролевая игра «Колобок и лесные звери»
Сегодня на занятие к нам пришли сказочный персонажи и один из них Колобок. (появляется Колобок - ученик 2 класса).
Колобок: Здравствуйте ребята, как вы знаете из сказки, меня слепила бабка из теста, испекла в печке и положила на окошко студиться, но мне надоело лежать на окошке и я решил прогуляться. Приглашаю и вас на прогулку по осеннему лесу.
Педагог : Катится колобок по тропинке, катится, а на встречу ему зверь лесной. Угадайте какой.
Заяц
1.загадка ( загадывает Колобок))
Что за зверь такой лесной
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
После того как загадка будет отгадана персонаж «Заяц» одевает шапочку и встаёт на тропинку .
Педагог: вот и решил Колобок узнать как заяц к зиме готовится, а вы ребята будите Колобку помогать задавать вопросы.( вопросы задают ученики 1 класса). Первый вопрос задаёт зайцу Колобок.
Вопрос1. Здравствуй заяц, что-то прохладно в лесу, скоро зима, а как ты Заяц, своё жильё к зиме готовишь?
(Детям, изображающих животных, на дом даётся материал о данном животном, который они должны изучить и который поможет им дать ответы на вопросы).
Ответ : А у меня и домика то нет , я надеюсь укрыться от зимней стужи в лесной чащобе, под кустом. Не даром говорят: «Родной куст и зайцу дорог»
Ответы сопровождаются мультимедийной презентацией «Подготовка зверей к зиме» ( 1слайд – заяц под кустом)
Педагог: А теперь вопросы задавайте вы , ребята.
Вопрос 2. Зайчик, меняешь ли ты шубку на зиму?
Ответ: Да, осенью я шубку серую летнюю, (2 слайд – заяц русак) меняю на белоснежную, тёплую и пушистую. (3 слайд- заяц беляк) В такой шубке мне никакой мороз не страшен, да и на белой скатерти снегов меня ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел , потому и цел» так говорят люди. А бывает я поменяю шубку.(4 слайд- беляк в осеннем лесу) А снега всё нет , да нет. Вот тогда мне плохо приходится: среди голых тёмных веток на чёрной земле, в белом тулупчике я очень заметен. Тогда забираюсь я в самую глухую чащу леса, спрячусь под стволами деревьев, поваленных бурей, и жду не дождусь, когда снег укроет землю.
Вопрос 3. А чем ты заяц зимой питаешься?
Ответ: Корма в лесу зимой маловато. Я люблю обгрызать горькую кору молодых осинок,(5 слайд- заяц грызёт кору) горечь осинки мне Косому слаще сахара. Часто я подбираюсь к стогам и лакомлюсь сеном,(6 слайд – ест сено) на огородах обгрызаю капустные кочерыжки, стволы молодых яблонь. Люблю лакомиться озимыми пшеницы и ржи.
Вопрос 4. Кто твои враги заяц, и как ты от них спасаешься ?
Ответ: не мало врагов у меня в лесу: волк, куница, лиса, ястреб, орёл, сова, - все они не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Единственное спасение для меня – быстрые ноги, несущие меня порой со скоростью 80 км/ ч. поэтому я от врагов спасаюсь бегством.(8 слайд – бегущий заяц) Спасаясь от погони я запутываю следы. Петляю, делаю огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или собак.
Педагог: спасибо тебе зайчик за интересный рассказ, что-то наши ребята устали сидеть тоже хотят попрыгать, да побегать. Давай мы с тобой проведём для ребят физкультминутку. Я буду говорить, а ты показывать действия. И так ребята встаньте все, пожалуйста, и повторяйте движения за зайчиком
Физкультминутка «Скачут зайцы во лесочке»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки:
(прыжки на двух ногах)
Прыг – скок, прыг – скок –
(прыжки со сменой ног)
Встал зайчонок на пенек,
(остановиться)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали, как отряд.
Педагог: ребята, рассаживайтесь по местам и посмотрим, кто же ещё Колобку на пути встретится. Катится Колобок, катится по дорожке и слышит в кронах деревьев какой -то хруст да треск. Поднял он голову, видит на ветке зверёк сидит, а что за зверь сами ребята угадайте.
Белка
Загадка 2.(загадывает Колобок)
Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)
Персонаж белка надевает шапочку и встаёт на дорожку.
Колобок: Белочка остановись на минутку, мы с ребятами хотели бы узнать, как ты к зиме готовишься?
Белка: Некогда мне с вами разговаривать , у меня своих хлопот много.
Но так уж и быть быстренько расскажу.
Стихотворение рассказывает обучающаяся.(стих сопровождается слайдами)
Под сосною, на опушке
Скачет белочка-резвушка. ( 1слайд – летняя белка)
Дел немало у неё:
Смастерить себе жильё (2 слайд – гайно)
И пока в лесу тепло
Выбрать на зиму дупло. (3 слайд – белка в дупле)
Застелить дупло ковром-
Мягким пухом или мхом,
Не спеша заделать щели,
Чтобы снежные метели
В дом зимой не залетели.
Скачет белка – шалунишка,
Рвёт с еловых веток шишки,
Лапками сжимает ловко (4 слайд – белка с шишкой)
И несёт в свою кладовку.
А потом на землю – прыг!
И отыщет боровик. (5 слайд белка с грибом)
Гриб нанижет на сучок-
Подсушись, боровичок!
Лес осенний облетает,
Льётся с веток листопад:
Скоро белка поменяет
Золотистый свой наряд –
Шубка зимняя на ней (7 слайд – зимняя белка)
Станет гуще и светлей.
Педагог : Спасибо тебе, белочка , за интересный рассказ, но может быть ты с нашими ребятами ещё поиграешь?
Белочка: Некогда мне играть, мне шишки надо шелушить, да орешки в кладовую прятать.
Педагог: А наши ребята тебе помогут, кто хочет помочь белочке?
Игра: «Обшелуши шишку»
В игре участвуют 3 ребёнка, им выдаются кедровые шишки. По команде детям нужно обшелушить свою шишку. Кто справится с заданием первый – поднимает руку вверх и становится победителем.
Спасибо тебе белочка не будем тебя больше задерживать у тебя и так забот, невпроворот. И покатился колобок дальше по дорожке. Катится Колобок , катится, а на встречу ему угадайте кто?
Волк
Загадка 3. (загадывает Колобок)
Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки,
А зовут нас злые. (волки)
Персонаж волк надевает шапочку и встаёт со стула.
Педагог: Колобок сначала испугался волка, но поборов свой страх всё-таки осмелился спросить.
Вопрос 1 Волк, а ты на зиму свою шубу как заяц и белка меняешь?
Ответ: К зиме моя густая и плотная шерсть становится ещё гуще, ещё пышнее, но цвет свой не меняет, так и остаётся серебристо серой.(1 слайд –волк зимой)
А теперь ребята вы вопросы задавайте
Вопрос 2 . Волк , а ты запасы на зиму готовишь?
Ответ: нет, волки запасов на зиму не делают, наши сильные ноги и острые зубы помогают нам пережить трудное время. Не даром говорят, что волка ноги кормят. Много, много километров приходится пробежать, чтобы найти добычу.(2слайд –волки в погоне)
Вопрос 3. А на кого ты охотишься?
Ответ: Охотимся мы в ночное время всей стаей. (3 слайд – охота волков ночью) Во главе стаи – волк вожак. (4 слайд- вожак стаи). Охотимся мы всей стаей на крупных животных – оленей, лосей, кабанов. (5 слайд- охота на оленя) Во время охоты все роли строго распределены. Как правило, мы волки нападаем, прежде всего, на слабых и больных животных,
поэтому и зовут нас санитарами леса.
Когда очень голодно мы вынуждены приходить в деревни, глухой ночной порой пробираемся мы к скотным дворам.(6 слайд – волк в деревне)
Можем утащить овечку, поросёнка или напасть или напасть на телёнка.
Педагог: страшно стало Колобку, поспешил он распрощаться с волком, пока тот его не съел
Колобок – Спасибо тебе волк , всё я про тебя теперь знаю, но мне дальше надо бежать .
Педагог: И покатился Колобок дальше по дорожке. Катится Колобок, катится и вдруг на встречу ему, откуда не возьмись огромный зверь. Он волка-то испугался, а этот ещё страшнее, что это за зверь, угадайте ребята.
Медведь
Загадка 4. (загадывает Колобок)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Педагог : Что ж ты Колобок растерялся, задавай медведю свой вопрос.
Вопрос1 Медведь почему тебя в народе косолапым называют? (1 слайд –бурый медведь)
Ответ . Я лапы при ходьбе ставлю пальцами внутрь, а пятками наружу, от того и кажется моя походка косолапой. Ещё в народе меня называют «босоногим мужиком». Ступни у меня голые, ими я чувствую любой камешек, любой бугорок и подкрадываться могу неслышно и незаметно.
Педагог: а теперь ваши, ребята, вопросы.
Вопрос 2. Медведь, на вид ты кажешься очень неуклюжим. Так ли это на самом деле?
Ответ : Я очень громадный, одетый в тёплую бурую шубу, неповоротливый на вид, но я хожу так тихо, что ни один сучок не хрустнет под ногами. Хоть и кажусь я неуклюжим, но я очень быстро бегаю,(2 слайд –медведи в беге) могу делать большие прыжки, ловко лазаю по деревьям, (3 слайд – медведь на дереве) хорошо плаваю. (4 слайд- медведи в воде) Голова у меня большая, (5 слайд- голова медведя)шея – мохнатая, короткая, глазки – маленькие, подслеповатые, вижу я плохо, зато обоняние и слух у меня прекрасные.
Вопрос 3. Как ты медведь к зиме готовишься?
Педагог : А как медведь готовится к зиме, расскажут нам сами ребята.
Ролевая игра «Лакомства медведя»
Персонаж медведь, держит в руках корзинку, в неё после прочтения столбца дети кладут картинку с изображением продукта, который ест медведь.
1 ученик.
Играет летний ветер
Верхушками берёз.
Забрался на рассвете
Медведь в густой овёс.
2ученик
Он любит угоститься
Метёлками овса.
Звенят над полем птицы,
Блестит в траве роса.
3 ученик
Он спустится в долину,
Где зверобой цветёт,
Душистую малину
Положит мишка в рот.
4 ученик
А если мимоходом
Пчелиный дом найдёт –
Полакомится мёдом –
Топтыгин любит мед!
5 ученик
Наестся до отвалу
Грибов и ягод он.
Пополнит витаминами
Свой, Мишка, рацион
6 ученик
И рыбку в речке бурной
Поймает просто так.
Медведь, мы знаем точно,
Отличнейший рыбак.
7 ученик
Кедровые орешки
Не запасает впрок
Но ест их очень много
И копит свой жирок.
8 ученик
Забудет все тревоги,
И там, где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом.
Педагог : Вот и полная корзинка медвежьей еды. Что только Мишка не ест, потому что медведь всеядное животное.
Вопрос 4. Медведь, а как ты своё жильё к зиме готовишь?
Ответ: Зимой я сплю в берлоге. Когда закружится в лесу листопад, подыскиваю я место для берлоги. (7 слайд – берлога) Свою берлогу я старательно и умело готовлю: устилаю опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых ёлочек. Поздней осенью укладываюсь в свою мягкую постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло и тихо, и я сладко засну, посасывая лапу.
Вопрос 5. Медведь , а у тебя есть жена ?
Ответ: Да, моя жена – медведица, у неё поздней зимой в берлоге появляются медвежата.(8 слайд- медведица с медвежатами в берлоге) Они чмокают, сосут молоко, ползают вокруг матери, залезают ей на спину. Хорошо, тепло и уютно им в берлоге рядом с большой мохнатой мамой- медведицей.
Педагог: спасибо медведь, всё нам о себе рассказал, но надо колобку дальше бежать. И покатился колобок дальше по дорожке. Катится Колобок, катится, а навстречу ему красавица лесная, угадайте кто?
Загадка 5.
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живёт
В деревне кур крадёт.(Лиса)
Лиса
Колобок: 1.Вопрос. Здравствуй Лиса скажи, а почему тебя называют «Лиса –всему лесу краса!»
Ответ: Уж больно красива моя лисья шубка,(1слайд – лиса) то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато – бурая. Окраску я не меняю, весь год щеголяю в яркой шубке. А какой великолепный, густой, блестящий у меня хвост. Просто залюбуешься.
2.Вопрос: Лиса, а почему кончик твоего хвоста совсем белый?
Ответ: А белый он не только для красоты, но и для дела.(2 слайд –лиса и белыихвостиком) Когда в сумерках, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый хвостик мамы не даёт лисятам потеряться.
3.Вопрос: Лисичка- Сестричка, а где твой дом?
Ответ: я живу в глубокой норе,(3 слайд- нора лисы) но не всегда нору я рою сама, могу и чужой норой попользоваться, например барсучьей. Я очень хитрая, знаю, что барсук не только прекрасный строитель, но и чистюля необыкновенный - не выносит никакого сора возле своего жилища. Вот этим я и пользуюсь, оставляю возле его норы свой помёт, барсук в начале тщательно его зарывает, но, в конце концов, ему это надоедает, он бросает свой дом, а я в него заселяюсь.
4.Вопрос: А что ты лиса любишь есть?
Ответ: я ем и жуков, и лягушек, ловлю ящериц, люблю разорять гнёзда птиц, могу поймать и птенчика, который ещё не научился хорошо летать. Охочусь за зайцами, водяными крысами, люблю молоденьких уточек и курочек. Но главным кормом, особенно зимой, являются для меня мыши-полёвки.
5.Вопрос: А как ты мышей ловишь, ведь они зимой живут под снегом?
Ответ: у меня очень тонкий слух и острый нюх. Брожу я по полю, покрытому белым пушистым покрывалом, и прислушиваюсь,(4 слайд) не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учую мышиный запах, то подкрадываюсь тихо-тихо, а потом высоко подпрыгиваю, (5 слайд – лиса в прыжке) громко ударяя о снег всеми четырьмя лапами! Мыши услышав страшный грохот и не разобравшись , в чем дело, в ужасе выскакивают из норы. А мне только этого и надо!(6 слайд- лиса охотится за мышью)
Педагог: Вот и узнал колобок, как лесные звери к зиме готовятся, а вместе с ним узнали и вы ребята. Вы, наверное, устали, встаньте, пожалуйста, из-за столов и представьте, что мы с вами идём по лесной тропинке. Помогать вам будут наши гости колобок, медведь, заяц, лиса. Повторяйте движения за ними.
Физкультминутка «Лесные звери»
Колобок читает физкультминутку, персонажи по очереди показывают движения, дети повторяют их.
Колобок: Только в лес мы все вошли
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой.
Руки вниз – хлопок другой.
Медведь: Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём. (ходьба на внешней стороне ступни)
Заяц: Зайчик быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы ребятишки. (прыжки на двух ногах)
Лиса: впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим ( бег на носках)
Педагог : спасибо нашим гостям, мы узнали много интересного о их жизни, но наше занятие продолжается.
III. Закрепление пройденного материала
Дидактическая игра «Где чей дом»
На доске иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, лисы.
Педагог выдаёт детям карточки с названиями жилищ животных. Педагог называет животного, а тот ребёнок, у которого карточка с соответствующим жилищем животного, подходит к доске и магнитом прикрепляет карточку к данному животному.
Заяц – куст
Белка – гайно, дупло.
Волк – логово.
Медведь – берлога
Лиса – нора.
Работа с новыми терминами
Давайте быстренько вспомним значение этих слов.
Заяц беляк – вид зайца, который меняет шубку с приходом зимы.
Жировой запас – жир, накапливающийся под кожей у животных
Логово – жилище волка.
Берлога - жилище медведя.
Нора – жилище лисы, барсука.
Гайно – домик белки
Педагог: ещё сегодня мы познакомились с такими понятиями, как линька, спячка, жировой запас, кладовая. Давайте выясним, что обозначают эти слова. (беседа)
Линька – смена шерсти у животных
Кладовая – место хранения запасов корма.
Спячка – длительный сон в холодное время года у некоторых животных.
Жировой запас – накопление жировой ткани под кожей животных, которая используется животными зимой как источник тепла и пищи.
IV. Итог занятия.
Молодцы ребята, хорошо поработали.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Мы все убедились, что осень это напряжённая пора для
лесных жителей, что каждое животное по своему
готовится к зиме и эта подготовка помогает им выжить
в условиях суровой сибирской зимы.
V.Экскурсия в музей Природы, зал «Животные края»
Педагог: а теперь ребята мы пройдём с вами в зал музея «Животные нашего края», чтобы вы посмотрели чучела тех животных, о которых мы говорили, и других животных живущих в наших краях. В музее ничего нельзя трогать руками, только можно смотреть, нельзя бегать, шуметь.
Литература
Моя первая энциклопедия: «Дикие животные»,ТIМI – LIFE.- Смоленск: Русич, 1997.
Нянковский М.А. «Времена года». Ярославль: Академия развития,2006.
Огнев. С.И. «Жизнь леса». – М.: Лесная промышленность. 1997
Фефелова Е.П, Поторочина Е.А. «Поурочные разработки по курсу окружающий мир + азбука природы в подвижных играх». Вако М. 2006.
Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?!» М. 2007.
Янковский Д.К. «Наши питомцы и друзья» Восточно-Сибирское книжное издательство 1989.
Приложение
Сюжетно–ролевая игра «Колобок и лесные звери»
Ролевая игра «Лакомства медведя»
Работа с новыми терминами.
Главные персонажи ролевой игры.
Физкультминутка «Лесные звери»
Катится Колобок по лесной тропинке, а на встречу ему лиса.
13PAGE 15