Занятие: формирование элементарных математических представлений в классе предшкольной подготовки на тему Веселая карусель
Северо - Казахстанская область
Тайыншинский район
Конспект открытого урока в КПП по предмету:
Формирование элементарных математических представлений
на тему: «Весёлая карусель»
Провела: Воспитатель КПП: Чернявская ЛМ.
С.ИльичЦель: Через имеющие знания о числах и цифрах дать представление об образовании числа 3.
Обучающие задачи:
- Упражнять в счете от 1 до 10.
- Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой.
- Учить сравнивать предметы по величине, размеру, цвету.
- Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно - осязательным способом.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методические приемы:
- Игровой.
- Наглядный.
- Словесный.
Демонстрационный материал: Картинки 3 медведей на карусели; числовой ряд от 0 до 10; печатная и письменная цифра 3; картинки с тремя предметами; 3 малинки;
Раздаточный материал: счётные палочки; карточки с цифрой 3; карточки с заданием;.Этапы деятельности.
Мотивационно - побудительный:
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас! Все зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, С гостями поздоровались учтиво. Тихо сели, спины прямоВсе легонечко вздохнем, И урок сейчас начнем.
- Сегодня у нас необычный урок- мы с вами отправимся на весёлую карусель.
Дети, вы любите карусели? Сегодня нас с вами приглашают покататься на карусель наши старые друзья. Кто? Вы сможете это узнать, отгадав загадку: "Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там 3 стула и 3 кружки, З кровати, 3 подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?" (3 медведя).
Но, для начала нам нужно выполнить задания, которые они нам предложили:
Организационно - поисковый
- Первое задание от Михайло Потапыча.
- А) мыслительная минутка: « Сколько?».
- Сколько туфелек потеряла Золушка? ( 1 )
- Сколько хвостиков у 2 - х котиков? ( 2)
- Сколько углов у квадрата? ( 4).
- Сколько пальцев на руке? ( 5).
- Второе задание от Настасьи Петровны
- Б). цифры потерялись
0 1 ? 3 4 ? 6 ? 1 ? 3 4 ? 6
Молодцы, вы выполнили все задания, тогда отправимся в гости.
- а) Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживают ровно …. (3)
- Догадались, с какой цифрой мы, сегодня познакомимся? ( цифра 3)
- Каких предметов было в этой сказке по 3? (3 стула, 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки. ).
- б) Выход из затруднения.
( получение числа 3)
На карусель сели покататься 2 медведя.
- Сколько всего медведей? ( 2) Покажите это количество на счётных палочках. своих
- А вот, спешит и маленький медвежонок, он заигрался в мяч.
- Сколько стало медведей? ( 3). ( 2 медведя, да ещё один – это 3, 2+1=3)
- Медведи покатались и решили перекусить. Что любят медведи?
- Медведи любят кушать малину. Разделите медведям их малину. ( один ребёнок расставляет 2 ягодки под медведями).
- Всем, ли медведям хватило ягод? ( нет одному не хватило).
- сколько медведей , остались без ягод? ( один медведь остался без ягоды).
- что можно сказать, о количестве медведей и ягод? ( медведей больше, чем ягод).
- На сколько медведей, больше ягод? ( на 1)
- Какое число больше 2, или 3? ( число 3 больше, числа 2 на 1)
- Как сделать поровну? ( добавляем 1 малинку 3=3)
Физ. минутка от Медвежонка:
Мы катались
Мы катались на качелях
Обошли все карусели.
Раз, два! Раз, два!
Закружилась голова.
Знакомство с цифрой 3
- А) Медведи присели на новую карусель, которая очень похожа но змейку. Змейка ползёт вверх, плавно закругляется в низ. В лесу много деревьев и змейке приходится их обходить. Змейка движется вниз, плавно закругляется.
- Мне, эта тропинка напоминает цифру. Вы не догадываетесь, какую? ( цифру 3).
- Б) Показ цифры 3 и картинки с количеством 3.
- в) Где ещё встречается, цифра 3 в нашей жизни в сказках? ( 3 поросёнке, 3 брата, в номере телефона, номер дома, сигнал светофора и. и. д. ).
- г) На что похожа цифра 3?
Две подковки - посмотри - Превратились в цифру 3.
У леса на опушке, Там, где растут дубы, 3 белки без просушки Развесили грибы. Украсили полянку Гирляндами опят - Супы готовить станут Зимою для бельчат.
Вот за двойкой - посмотри, Выступает цифра 3
- д) Из каких элементов, состоит письменная цифра 3? (двух полуовалов)
- е) – Письмо в воздухе.
Начинаем писать правее и чуть ниже середины верхней стороны клетки. Ведём линию вверх, плавно закругляя в верхнем правом углу и не доводя до середины клетки, плавно закругляем.
- Давайте научим маленького медвежонка, красиво писать цифру 3. ( дети пишут письменную цифру на листочке, по образцу и выполняют задание на карточках). Тетерь поменяйтесь листочками и если вам понравилось, как написана цифра, поставьте на листочке точку ( работа в паре).
Ж) - А теперь нам нужно вставить цифру 3, в числовой ряд ( ребёнок вписывает цифру 3, в числовой ряд).
- З) – Состав числа 3.
- Сколько стульчиков в доме у мишек? Какого они цвета? (зелёные и красные ). Сколько зелёных стульчиков? (2). Сколько красных стульчиков? (1). Как мы нашли число 3? (2+ 1=3)
Это выражение записывается так: 2+1=3
- А если мы к 1 красному стульчику прибавим 2 зелёных стульчика, сумма изменится? (нет).
Давайте проверим: 1+2=3
Это выражение записывается так: 1+2=ЗИз каких двух чисел состоит число 3?
3 – это 2 и 1. 3 – это 1 и 2
Упражнение для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг.
Погляжу на мир вокруг.
Работа со счётными палочками.
И). Медвежонок любит строить из палочек. Давайте вместе, построим любую фигуру, используя только 3 палочки.
3. Рефлексивно - корригирующий
- На чём мы с вами сегодня катались?
- А кто катался вместе с нами?
- Вам понравилось в гостях у медведей?
- Чем мы с вами занимались?
Что было трудно?
С какой новой цифрой вы познакомились?
Рефлексия.
Вам занятие понравилось. - Мне понравилось, как вы работали, думаю, медвежатам с нами было интересно. А теперь приглашаем всех на карусель.
(Звучит музыка из мультфильма «Весёлая карусель». Заранее подготавливается «обруч – карусель», дети берутся одной рукой за «карусель» и кружатся. )