Статья Дуальное образование в КГКП «Аксуский колледж черной металлургии»
Дуальное образование в КГКП «Аксуский колледж черной металлургии»: студенты обеспечены работой еще до окончания колледжа
«Если хочешь быть богатым – учись ремеслу,
богатство со временем иссякнет, а умение нет»
(А. Кунанбаев)
Сложившийся в Казахстане инновационный рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования. Н. Назарбаев в своем Послании к народу Казахстана указывает: «Мы должны по-новому осознать роль технического и профессионального образования, сформировать кадровый задел для высокотехнологических и наукоемких производств будущего». В определенной степени решению обозначенной проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной технологии.
Дуальная система профессионального образования - это не дань моде. Предприятия нуждаются в квалифицированных кадрах, а выпускники колледжей - в рабочих местах. Обе стороны лишь выигрывают от того, что эти проблемы решаются заранее. Предприятие предоставляет рабочие места для прохождения производственной практики и даже выплачивает ему стипендию, а студент обязуется по окончании колледжа начать свою трудовую деятельность именно на этом предприятии.
Учебные программы дуальной системы подготовки высококвалифицированных рабочих, как правило, одну треть времени отдают общеобразовательным дисциплинам и две трети - на предметы по специальности.
Таким образом, решается несколько проблем. Во-первых, студент получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
Одним из шагом внедрения дуальной системы в Павлодарском регионе стало использование опыта Центра профессиональной подготовки округа Рогаланд (Норвегия) и создание на базе нашего учебном заведении экспериментальной площадки по подготовке высококвалифицированных кадров по профессии «электрогазосварщик».
В 2010 году был дан старт данному эксперименту, который подразумевает обучение учащихся по системе «2+1» - два года теории и год сплошной производственной практики на предприятии.
Эксперимент вступил в завершающую стадию. Согласно учебного плана и программы учащиеся экспериментальной группы находятся на ежедневной производственной практике в цехах нашего базового предприятия, социального партнера Аксуском заводе ферросплавов, филиала АО «ТНК «Казхром».
Достижением и гордостью нашего обучения по дуальному образованию являются успехи наших педагогов и их студентов, призеров конкурсов по профессии:
- Милантьев Сергей (2015 год) 1 место в областном конкурсе по профессии «Электрогазосварщик», победитель в национальном чемпионате WorldSkills Kazakhstan и призер международного чемпионата WorldSkills Russia г.Казань РФ.
- Сильванович Владислав (2016 год) 1 место в региональном конкурсе рабочих профессий «WorldSkills Kazakhstan Pavlodar-2016», призер в национальном чемпионате профессионального мастерства «WorldSkills Kazakhstan» г.Астана. В 2017 году нашего студента призера национального чемпионата Сильванович Владислава приглашают на 5-ти летнее обучения в свере ТиПО в Турцию.
«Велик тот учитель, который исполняет дело, чему учит, владеет всеми секретами своей профессии, потому что добросовестно и успешно проходит все ее ступени».
Так в 2016 году наш преподаватель специальных дисциплин, обучающая студентов по специальности «Электрогазосварщик» Е.В. Халилова стала победителем республиканского конкурса «^здік педагог 2016» г. Астана.
Вечные «со-беседники», «со-товарищи», «со-дружества» - преподаватель и его студенты. Два полюса одного магнита. Два берега одной реки. Они разные, но не существуют друг без друга. А это значит – как в природе, должна быть гармония, гармония душ, гармония между уважающими друг друга людьми.
Надежность дуальной системы в том, что она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон – системы образования, производственной сферы и государства. Она обеспечит плавное вхождение человека в трудовую деятельность, позволит не только научиться выполнять свои функциональные обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. Несмотря на трудности, коллектив колледжа воодушевлен и полон идей.
Г.Б. Белялова, методист КГКП «Аксуский колледж черной металлургии»