ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮ-ЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Бежина Л.В.,
учитель английского языка
МБОУ «Истобнянская СОШ»
Губкинский район
Белгородская область
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА«Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие» (Я.А. Коменский)
Каждый школьный учебный предмет предусматривает развитие детей. Среди множества учебных дисциплин английский язык занимает особое место. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, истории, литературы, традиций, культуры дает широкие возможности духовно-нравственному развитию, воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою родину. Наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким, как воспитание духовно-нравственных ценностей, которые были накоплены человечеством в течение веков.
Проявить свои личностные качества, убеждения, истинные ценностные ориентации, патриотизм помогает обучающимся работа над созданием проектов, которые являются чрезвычайно перспективным направлением учебно-методического комплекта (УМК) «English» В.П. Кузовлева. В данном УМК содержится большой страноведческий материал по России. Проектная методика соединяет в себе черты и деловой игры, и соревнования. Задания и материалы для этого включены также и в рабочую тетрадь. Их достаточно для составления презентации по проекту. Творческие возможности обучающихся не ограничиваются, а стимулируются, так как учащиеся могут использовать дополнительные источники: иллюстрации, материалы из периодической печати, видеосюжеты.
Проектная методика обучения иностранным языкам, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих [4]. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me” (“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Поделюсь опытом работы над проектом «Добро пожаловать в Россию!». В конце изучения темы «Взгляд на мою страну», в 8 классе, учащимся предлагается пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие. Познавательным аспектом этого урока является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями родного края; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, «малая Родина», более глубокое осознание своей культуры.
Обучающимся был предложен информационный краткосрочный проект с опорой на упражнения из учебника. Ребята получили задания создать буклет для туристов о наших родных местах. На установочном занятии была определена цель – создание буклета, поставлена задача – сбор информации о селе Истобное, сформулирована тематика. Поскольку проект представлял собой совместный продукт, то планирование работы началось с коллективного обсуждения, на котором обучающиеся обменялись мнениями о структуре проекта и его содержании. Одна группа получила задание разработать виртуальную экскурсию по селу. Два сильных ученика выступили в роли экскурсоводов, остальные – туристов. Обучающиеся другой группы искали информацию о достопримечательностях села Истобное. Эту часть проекта они должны были представить в форме ролевой игры. Еще трое обучающихся получили задание рассказать об обычаях и традициях села: о ежегодно отмечаемом в селе Истобное Дня семьи, любви и верности, о праздновании Дня села. Рассказы сопровождаются показом фотографий (слайд-шоу). Остальные ребята придумывали вопросы.
Результаты работы обсудили на уроке. Учащиеся представили заготовленные фотографии и рекламные буклеты и, не ограничившись изложением фактов, описали приемы, с помощью которых проводился поиск необходимой информации. В состав группы входили обучающиеся с разным уровнем лингвистической подготовки и различным творческим потенциалом. Обсуждение показало, что обучающиеся должны владеть необходимым запасом лексических единиц и основными синтаксическими моделями английского языка, необходимыми для построения высказываний. Итогом нашего проекта стал буклет с информацией для туристов. Заключительным этапом стало подведение итогов и анализ проделанной работы.
В ходе работы над такими проектами учащиеся создавали фотокаллажи, плакаты призывающие любить и уважать родную страну и страну изучаемого языка, беречь природу родной земли и т.д.
Данный метод обучения английскому языку способствуют расширению потенциального словарного запаса обучающихся, облегчает процессы общения, расширяют представления о стране изучаемого языка. Делая акцент на воспитание у школьников положительного отношения к языку и культуре народов, говорящих на английском языке, мы стремимся воспитывать духовно-нравственного человека, патриота своей Родины [2].
Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности [1].
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача - воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.
Список литературы
Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.
Готыжская, А.В., Фокина С.Г. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Enjoy English» // Иностранные языки в школе - № 2. – 2014. – с. 26 – 32.
Кадыкова, А.В. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе - № 5. – 2009. – с. 16 – 23.
Клименко, М.П. Развитие ценностных ориентаций старшеклассников в процессе использования метода проектов // Иностранные языки в школе - № 7. – 2010. – с. 33 – 37.