Доклад по реализации всероссийского проекта Успешное чтение
Доклад по теме «Реализация проекта «Успешное чтение» как один из ресурсов повышения качества образования»
(выступление в рамках педагогического совета, 2016)
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема педагогического совета сегодня звучит так: «Реализация инновационных образовательных проектов как ресурс повышения качества образования в гимназии».
Я предлагаю рассмотреть эту тему с точки зрения повышения качества образования через активное участие в реализации всероссийского проекта «Успешное чтение», так как проанализировав успешные образовательные мировые системы – мною был сделан вывод, что в их основе лежит именно успешное смысловое чтение.
2 слайд
Готовясь к этому выступлению нашла очень интересный пример. В Токийском университете в 2013 году перед новым руководителем поставили задачу достижения высокого качества образования. Предпринятые им меры не давали нужного результата. И тогда он ввел обязательное ежедневное утреннее чтение: 10 минут все ученики школы читают книги, принесенные из дома, и на 10 минут перед началом занятий школа замирает – становится очень тихо. Этот эксперимент показал, как важно заниматься всем одним общим делом. В данном случае, не только прививается любовь к чтению, но ученики задумываются о нравственных ценностях, вопросах, которыми они не задаются в повседневной жизни. Результатом такого нововведения стало значительное улучшение успеваемости учеников.
3 слайд
У многих из вас может сложиться мнение, что данная тема не касается их предметов, а является уделом учителей русского языка и литературы. Но ведь чтение сегодня – это метапредметная компетенция, поэтому становится понятно, почему в новом стандарте закреплена необходимость развития смыслового чтения в урочной, внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Нам необходимо понять, как помочь ребенку овладеть этой компетенцией и как она влияет на образовательные результаты в разных предметных областях.
5 слайд
Предлагаю Вашему вниманию небольшой мониторинг, проведенный в сентябре среди наших учащихся 9-11 классов
В анкетировании приняло участие 100 человек.
6 слайд
На вопрос: считаешь ли ты себя человеком читающим (82 %) ответили «да».
7 слайд
У (94%) в доме есть библиотека.
8 слайд
На вопрос: «На каких уроках вам прививают навыки работы с текстами? Старшеклассники назвали – литературу, русский язык, историю и обществознание. К сожалению, среди указанных предметов мы не видим иностранный язык, биологию, географию, физику, химию, многие другие предметы и уж тем более объединения системы доп.образования
Но мы с вами понимаем, что чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
9 слайд
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор
№1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
10 слайд
Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Результаты международного педагогического исследования PISA (ПИЗА) и PIRLS (ПИРЛСЗ) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников.
А ведь приемов работы с текстом разработана масса: думаю, что каждому учителю-предметнику и педагогу доп.образования есть что выбрать в рамках своей деятельности:
11 слайд
Приемы работы с текстом:
найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
поставь вопросы к данному тексту;
составь суждение по тексту параграфа;
выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе в определенной последовательности;
составь рассказ по ключевым словам;
составь план изучаемого текста;
заполни слепой текст;
составь набор понятий научного текста;
создай таблицу;
зашифруй понятия текста в символы, систему или последовательность символов;
найди ошибку в тексте;
составь разные предложения с одним и тем же понятием
составь предложения, используя слова «так, как», «потому, что», «следовательно», «если, то»;
создайте схему процесса, описанного в тексте;
используя текст, сделайте подписи к рисунку;
упрости текст, так, что бы смысл не потерялся;
название текста;
составьте кроссворд.
12 слайд
Более подробную информацию, каждый из Вас найдет в буклетах. (приложение)
13 слайд
А мне бы хотелось остановиться на участии в проекте «Успешное чтение» именно с точки зрения системы дополнительного образования, которое ни в коем случае нельзя рассматривать отдельно от урочной деятельности.
14 слайд
Проведя анализ мероприятий, рекомендованных ДОгМ, я сделала вывод – из 239 мероприятий, из этого перечня на данный учебный год нет ни одного, которое так или иначе не было бы связано с процессом чтения. Поэтому познакомлю вас с системой подготовки учащихся к основным и самым интересным, по мнению ребят, конкурсам из этого списка.
15 слайд
Всем нам хорошо известны составные части проекта «Успешное чтение»:
«Книга на уроке»
«Приз детской признательности»
«Хорошее время читать»
«Реклама книги»
«Горячая десятка»
«9 текстов для самообразования»
«Read & Art»
«Книга на сцене»
«Семейное чтение»
«Размышления о Маленьком принце»
«Учебный текст»
К данному списку модулей проекта «Успешное чтение» из перечня рейтинговых и рекомендованных ДОгМ мероприятий мы выбрали те, которые так или иначе соприкасаются с проектом УЧ. И вот, что у нас получилось:
Модули проекта УЧ
Рейтинговые и рекомендованные ДОгМ мероприятия
«Книга на уроке»
Конкурс «Юный лингвист»
Олимпиада «Изображение и слово»
«Приз детской признательности»
Фестиваль «Эстафета искусств»
Детский поэтический конкурс «Приветственная ода музыке»
Метапредметная олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»
«Хорошее время читать»
Фестиваль «Мир слова»
Конкурс «Самый талантливый читатель»
«Реклама книги»
Конкурс буктрейлеров «Любимая книга моей семьи»
«Горячая десятка»
Конкурс «Лоцманы книжных морей»
«9 текстов для самообразования»
Конкурс «Мои права, мои обязанности»
Экономические конкурс и проекты по финансово-экономической грамотности
«Read & Art»
Конкурс «ПРОчтение»
Фестиваль «Книга собирает друзей»
«Книга на сцене»
Фестиваль «Театральный Олимп»
Конкурс-фестиваль «Театр слова»
Фестиваль школьных театров «Волшебный занавес»
«Семейное чтение»
Проект «Знание, вера и нравственность»
«Размышления о Маленьком принце»
Посещение театров (в рамках Постановления Правительства Москвы от 30 июня 1998 г. № 516 «Об организации бесплатного посещения учреждений культуры Москвы учащимися образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям» (в редакции Постановления Правительства Москвы от 15.02.2000 г. № 122).
«Учебный текст»
Экологический конкурс «Мы и биосфера»
Турниры по интеллектуальным играм
МОШ
ВОШ
Это далеко не весь список мероприятий, а лишь основной, в рамках работы над которым объединились усилия учителей-предметников, ПДО и библиотекаря.
Выступление библиотекаря о создании буктрейлеров
Подводя итог всему вышесказанному делаем вывод, что чтение – это многофункциональный процесс - это средство социализации, образования и воспитания
В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы.
И вот тут в нашем здании на помощь приходит Центр БИС, именно в рамках работы этого центра 28-30 октября ребята посетили 3 Всероссийский фестиваль детской книги, где смогли погрузиться в мир не просто увлекательной литературы, а в мир книг и снятых на их основе фильмов, которые формируют базовые ценности!
В мировой практике можно выделить интересный опыт реализации различных программ защиты и поддержки чтения в Норвегии, Германии, Великобритании и США, - это страны, в которых на сегодняшний день ситуация с читательским развитием подрастающего поколения выглядит намного лучше, чем в нашей стране. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать реб нка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. С одной стороны, принято считать, что начало этой системы - в семье. Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у реб нка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Зарубежными авторами разработаны рекомендации для родителей по формированию читательского интереса детей. Предлагаю внести в решение педагогического совета методическому объединению учителей иностранных языков перевести данные материалы на русский язык и вместе с библиотекарями и классными руководителями создать рабочую группу по разработке брошюры-памятки для родителей.
Однако, учитывая особенности интенсивного ритма жизни в мегаполисе, родители не всегда имеют физическую возможность провести с ребенком время за чтением книг. Думается, что школа, как образовательное учреждение, может восполнить этот недостаток современной жизни. Чтение вслух чрезвычайно важно для детей. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни. В этом плане интересно исследование американских ученых, которые создали ассоциацию волонтеров для чтения вслух детям из неблагополучных семей. Каково же было удивление, что их образовательные результаты оказались в итоге выше, чем у малочитающих детей из благополучных семей. Видится необходимым внедрить в практику работы школы чтение вслух с последующим обсуждением прочитанного не только на уроках литературы, а на всех уроках, а также на занятиях внеурочной деятельности и в системе доп.образования.
Говорят, чтение стало модным!
Говорят, с книгами жизнь становится ярче и интереснее.
Говорят, важно, чтобы в твоих руках вовремя оказалась именно та книга, которую ты ждешь.
Говорят.
Но мало говорить – надо действовать.
15