Презентация «Проблемы школьной тревожности и средства ее преодоления у детей младшего школьного возраста»


«Проблемы школьной тревожности и средства ее преодоления у детей младшего школьного возраста» Слушатель курсов ПП «Педагог-психолог»: Кириллина Нюргусун НиколаевнаПедагог-психологМБОУ «Быковская СОШ» Булунского улуса Научный руководитель: Никулина Анна АлексеевнаДиректор бизнес школы ИНПО СВФУ Цель исследования: снижение тревожности у детей младшего школьного возраста посредством игровых технологий. Предмет исследования: преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста посредством игровых технологий.Гипотеза исследования: Если в психолого-педагогической деятельности чаще и грамотно использовать средства игровых технологий, то в игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса. Задачи исследования: Изучить понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе.Рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста.Раскрыть эффективность использования игровых технологий по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста в условиях МБОУ «Быковская средняя общеобразовательная школа» Булунского улуса.Разработать рекомендации по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста. Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; эмпирические методы: анкетирование, беседа, наблюдение, психологическое тестирование.Методологической основой работы явились труды, концепции, теории известных авторов З. Фрейда, К. Хорни, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.М. Прихожан, А.В. Петровского, А.И. Захарова. «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека, приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» (К. Хорни). База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская средняя общеобразовательная школа» Булунского улуса. Всего 71 ученик, из них:в многодетных семьях 34 ученика 48%, в малообеспеченных семьях 54 ученика 76%, в неполных семьях 20 учащихся 28%. По ступеням обучения: 1-4 классы - 31 ученик 44%, 5-9 классы - 26 учащихся 36 %, 10-11 классы – 14 учащихся – 20%. Методики исследования: 1. Тест тревожности (Р.Тэммпл, М.Дорки, В.Амен)2. Тест школьной тревожности (А.Филлипс)3. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)4. Тест "Три дерева" (Э.Клессман) 23,9 35,1 Итого по 2 группе 34,8 44,1 Итого по 1 группе 21 28 7 уч. 14 21 6 уч. 35 57 5 уч. 39 57 5 уч. 28 42 4 уч. 39 50 4 уч. 21 35 3 уч. 39 42 3 уч. 28 42 2 уч. 19 35,7 2 уч. 20 21 1 уч. 38 35,7 1 уч. после до после до Уровень тревоги (ИТ),(%) Имя Уровень тревоги (ИТ),(%) Имя Тест тревожности (Р.Тэммпл, М.Дорки, В.Амен) Средний Средний 5 (50%) 5 (50%) 4 5 5 уч. Средний Средний 5 (50%) 5 (50%) 5 5 4 уч. Средний Средний 5 (50%) 4 (40%) 5 6 3 уч. Средний Средний 3 (30%) 4 (40%) 7 6 2 уч. Средний Средний 5 (50%) 6 (60%) 5 4 1 уч. после до после до после до Уровень тревожности Отрицательные ответы Положительные ответы 1 группа Методика диагностики школьной тревожности (Прихожан А.М.) (результаты 1 группы) Диагностика уровня школьной тревожности (А.Филипс) Проективная методика диагностики детско-родительских отношений «Три дерева» Выводы: в семье занимаются ребенком, он не чувствует себя отверженным, чувствует себя членом семьи; в семье все вертится вокруг ребенка, он является главным членом семьи; ребенок отстранен от семьи и пытается присоединиться к ней (атрибут-рисунок велосипеда); конфликт с одним из родителей, ребенок отстранен от семьи, его вытеснил младший брат, который более активен; ребенок отстранен от семьи, его вытеснил старший брат (подросток), ребенок пассивен, малоактивен. Методы математической статистики обработки результатов Результаты эксперимента подтвердились, наша гипотеза о том, что снизить тревожность у детей младшего школьного возраста можно, если в психолого-педагогической деятельности чаще и грамотно использовать средства игровых технологий, так в игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, оказалась верна и получила свое математическое обоснование. С сентября по ноябрь Индивидуальные консультации Создать единое понятийное пространство между родителем, педагогом, ребенком и педагогом-психологом Повышение уровня психологической компетентности родителей и педагогов  в вопросах обучения и воспитания детей Консультативный 4. Рефлексия (беседа) 3.Упражнение «Счет» 2. Разминка: упражнение «Шалтай-болтай» - Создание атмосферы единства. сентябрь-ноябрь 1. Упражнение «ритуал приветствия» -Эмоциональное и мышечное расслабление; Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. Коррекционно-развивающий Сроки Формы и методы Задачи Цель Блок Коррекционно-развивающая работа с детьми Рекомендации 1. Создание уютной и комфортной психологической атмосферы в классе;2. Построение межличностных отношений ученик-учитель с помощью тесного сотрудничества, психологического контакта, способов подражания ученика учителю;3. Организация классных и школьных мероприятий на тему "Здравствуй, школа!", "Учимся учиться", "Наш дружный класс" и др.;4. Проведение мероприятий на сплочение классного коллектива (игры-знакомства, игры на взаимодействие, массовые игры и др.); проведение совместных психологических тренингов и бесед;5. Организация психолого-педагогической работы с родителями, проведение классных часов и классных мероприятий с участием родителей;6. Проведение фронтальных, групповых и индивидуальных тренингов, индивидуальных занятий и бесед с учащимися. Спасибо за внимание!