Выступление на родительском собрании. Готовимся к обучению в школе. Мелкая моторика.
Выступление
на родительском собрании
для родителей дошкольников.
Подготовила Вахитова Г.В.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №3»
города Мензелинска РТ
Готовимся к обучению в школе. Мелкая моторика.
Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. От того, насколько ловкими будут пальчики первоклассника, зависит успех в обучении в первом классе. Первоклассники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются. По мнению И.Канта: « Рука является вышедшим наружу головным мозгом». «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»- считал В.А. Сухомлинский. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Мелкая моторика рук напрямую связано с развитие речи. Все потому, что их центры развития в головном мозге расположены по соседству.
У современных детей с одной стороны огромные возможности для развития моторики, с другой наоборот мало практики.
Ещё 25 лет назад малыши были вынуждены развивать свою моторику, им приходилось, надевая обувь, пользоваться шнурками, застегивая одежду пользоваться пуговицами. Современным детям покупают обувь на липучке, одежду на замках.
Сегодня в магазине можно встретить огромное разнообразие игр со шнуровкой. Они делятся на три вида.
Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали.
Пуговицы. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
3. Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков.
Но в домашних условиях можно использовать самодельные игры. Вырезать из старого валенка, сапога фигурки, сделать дыроколом прорези. Очень хорошо развивают мелкую моторику, укрепляют мышцы пальцев нанизывания на нить мелких предметов, бисера. Можно с этой целью использовать макароны, пуговицы. Привлекают интерес детей аппликации из пуговиц, бумаги, крупы. Существуют даже специальные ножницы для левши. Фигурные ножницы вносят разнообразие в развитие творчества. Специальные рисунки с заданиями для развития моторики в большом количестве имеются в интернете. Такие листы можно использовать трижды. Сначала прочертить между линиями свою, не задевая готовые, затем раскрасить рисунок, а в конце вырезать рисунок по контуру. Очень полезен массаж рук не только для малышей, но и для более взрослых детей дошкольного возраста.
Упражнения с мячами и валиками улучшают память, умственные способности, силу и ловкость рук, развивают координацию движений.
В городе имеются детские комнаты с игровыми. В них проводят занятия по рисованию песком. Однако в семье с несколькими детьми специальный стол для рисования песком может сделать любой папа.
Пальчиковые игры со словами привлекают внимание детей. «Камень, ножницы, бумага» сходная игра с упражнением «Кулак, ребро, ладонь». Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Данные упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному; занятия проводятся утром; занятия проводятся ежедневно, без пропусков; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; от детей требуется точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; упражнения проводятся по специально разработанным комплексам; длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.Предлагаю практически попробовать выполнить некоторые упражнения.
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Набор упражнений при регулярном выполнении дает хороший результат и для снятия личностной тревожности, профилактики школьного невроза.
Массаж ушных раковин.
Перекрестные движения.
Кивание головой.
Горизонтальная (ленивая) восьмерка.
Симметричные рисунки.
Медвежье покачивание.
Поза скручивания.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Очень важным является для формирования правильного навыка письма и подбор ручки, правильное положение ручки в руках. Помочь в этом может простая резинка для волос, зафиксированная на запястье и конце ручки. И кусочек ватки, зажатый мизинцем и безымянным пальцами в ладони.
До поступления в школу ещё достаточно времени. Организованная работа по развитию мелкой моторики не только поможет детям лучше подготовиться к обучению в школе, будет способствовать профилактике школьного невроза, но и поможет родителям наладить более тесную связь с детьми, если в этом есть такая необходимость. Совместная деятельность, связанная с выполнением пальчиковых игр, упражнений кинезиологии, поможет и родителям в сохранении их здоровья.