Конспект родительского собрания на Особенности подросткового возраста
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большесосновская средняя общеобразовательная школа»
Разработка родительского собрания
по теме «Особенности подросткового возраста в 8 классе»
Разработал учитель иностранного языка Н.А.Силукова
2017 год
Разработка сценария родительского собрание на тему «Особенности подросткового возраста».
Цели: 1. Рассказать об психологических особенностях подросткового возраста, дать рекомендации родителям.
2. разработать с родителями правила поведения с детьми данного возрастного периода.
Ход собрания:
Добрый день, уважаемые родители. Рада приветствовать вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы с вами поговорим об особенностях подросткового возраста. Цели нашей встречи: расширить знания о психологических особенностях учащихся 8 класса и совместно разработать правила поведения с детьми данного возраста.
Итак, именно подростковый период детей приносит больше всего забот и проблем взрослым. Это сложный период психологического взросления и полового созревания ребенка. Это тот самый период, что породил понятия «конфликт поколений» и «проблема отцов и детей».
Подростковый возраст называют переходным возрастом. Это связано с тем, что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Подросток представляется как полу ребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Подросток развивается, не стоит на месте, переход от детства к взрослости пронизывает все стороны его развития: анатомо-физиологическое и интеллектуальное, нравственное развитие, все виды его деятельности: игровую и учебную, трудовую.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника. Эти изменения приводят к перестройке его психики, ломке старых, уже сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Кроме этого у школьника существенно меняется его положение в коллективе и его общественная позиция. К нему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых, коллектива и общества.
Анатомо-физиологическая перестройка организма.
В данном возрасте происходит существенная перестройка всего организма подростка, которая непосредственно влияет и отражается на некоторых его психологических особенностях. Этот период характерен бурным и в то же время неравномерным физическим развитием, когда происходит усиленный рост тела, идет интенсивный процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат.
У подростков наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12 - 13 лет, у мальчиков на 14 - 15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда возникает впечатление угловатости и нескладности подростка. Данные особенности вызывают у него стеснение, он старается сгладить свою нескладность, при этом принимает иногда неестественные или вычурные позы. Даже самая добрая и безобидная шутка по поводу его фигуры, походки и позы, могут вызывать бурную реакцию. Это объясняется тем, что подростку непереносима сама мысль, что он нелеп или смешон в глазах других людей.
В подростковом возрасте наблюдается несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце ребёнка значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, при этом работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Эта особенность организма приводит к повышению кровяного давления, некоторым временным расстройствам кровообращения, напряжению сердечной деятельности, как результат, наблюдающиеся у некоторых подростков головные боли, головокружения, слабость, сердцебиение, сравнительно быстрая утомляемость и т.д.
Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции обычно приводят к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У подростка может наблюдаться вспыльчивость, повышенная возбудимость, раздражительность. У многих иногда можно наблюдать бурные и резкие реакции типа аффектов. Нервная система подростка так же имеет свои особенности. Она еще не всегда способна выдержать сильные или длительные монотонные раздражители. Под влиянием сильных впечатлений, неожиданной радости или огорчения, нервных встрясок или долгого ожидания волнующего события одни из подростков становятся безучастными и вялыми, рассеянными; другие подростки наоборот нервозными, раздражительными.
На данном возрастном этапе важным является соблюдение правильного распорядка жизни подростка, строгого режима сна, отдыха и питания, труда, регулярные занятия спортом и физкультурой. Крайне важным является направить внимание подростка на интересную и занимательную для него деятельность.
Учебная деятельность.
В данный период у ребенка происходят существенные изменения в учебной деятельности. У подростка происходит расширение связей с окружающим миром, его поглощает общение со сверстниками, появляются личные интересы и увлечения – всё это способствует снижению непосредственного интереса подростков к учению. Сознательно положительное отношение к учению возникает именно тогда, когда учение начинает удовлетворять их познавательные потребности, знания приобретают определенный смысл и являются необходимым и важным условием для подготовки к будущей самостоятельной жизни.
В процессе обучения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится последовательным, плановым и всесторонним. Подросток уже воспринимает не только то, что лежит на поверхности явлений. Для него важен интерес, его отношение к воспринимаемому объекту. Если ребёнок равнодушен к материалу, то будет прослеживаться поверхностное восприятие: он может добросовестно слушать и смотреть, но при этом, восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в данном возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Повышается умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, так же управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер регулируемых, организованных, и управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. В гораздо большей степени, чем у младших школьников, у подростков развито умение организовать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания.
Труд подростка.
Как правило, подростки охотно занимаются физическим трудом. В труде выражается такая яркая возрастная черта, как активность. Кроме этого, в серьезном труде подросток имеет возможность реализовать формирующееся у него чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. Так же, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико.
Трудовая деятельность подростков это деятельность, которая отвечает их возрастным особенностям и потребностям. Иногда наблюдаемые случаи уклонения от труда, лень, игнорирование своих трудовых обязанностей, так же нерадивое отношение к трудовым поручениям, может быть исключительно следствием неправильного воспитания.
Труд формирует у подростков навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоятельности мышления. Поэтому крайне важно, чтобы подростки не всегда получали готовые указания о последовательности и способах выполнения отдельных трудовых операций, а устанавливали это самостоятельно, разбирая полученное ими трудовое задание.
Именно в данном процессе происходит формирование ценных качеств личности, таких как настойчивость и трудолюбие, целеустремленность, коллективизм, инициативность. Именно здесь рождаются новые чувства: гордость за созданное, радость за свой труд, чувство удовлетворения от трудовых достижений. Поэтому организации труда подростков следует уделять большое внимание.
К подростковому возрасту, к поведению подростка следует относиться мудро. Не стоит забывать, что ребенок «портится», чтобы заново испытывать жизнь и себя; «разваливается», чтобы строить себя по-новому.
2. Уважаемые родители, я вам рассказала основные изменения в подростковом возрасте детей. Теперь я вам предлагаю разделиться на 4 группы и в группах разработать памятки с правилами поведения с детьми данного возрастного периода. (Приготовленные памятки можно красиво оформить в электронном виде и выложить на родительский сайт класса).
В заключение нашей плодотворной работы хочется вам напомнить
простые правила:1. Каждый человек имеет право на личную жизнь, которая должна оставаться неприкосновенной.2. Прислушиваться к точке зрения ребенка и, если он прав, признавать это.3. Не указывать, а давать советы.4. Проводить как можно больше времени с подростком.5. В любом возрасте человеку необходимы ласка и тактильный контакт.6. Уважать и любить своего ребенка.
Уважаемые родители благодарю вас за внимание и за то, что нашли время для нашей встречи.
Литература.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб., 1998. – С. 304-311.
2. Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – С. 558-563.
3. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.
4. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана – СПб.:прайм-Еврознак, 2003. С.116-123.
5. Фролов Ю.И. Психология подростка. - М., 1997.