Выпускная квалификационная работа на тему Детская агрессивность и пути её преодоления

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ярский политехникум»

Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»









Детская агрессивность и её способы преодоления


Выпускная квалификационная работа









Выполнил: студент V курса 251гр
Трефилов А.В.
Руководитель: преподаватель педагогики
Московская А. А.

Допущен к защите « » 2010г.






Яр 2010
Оглавление
Введение ...
Глава 1. Сущность агрессивности ..........
1.1. Что такое агрессивность...
1.2. Причины и виды агрессивности
Глава 2. Предупреждение и преодоление агрессивного поведения..
2.1. Коррекционная работа учителя с детьми повышенной агрессивности.
2.2. Роль родителей по снижению агрессивности детей
Глава 3. Практическая часть..
Заключение..
Литература...
Приложение.
Введение
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющего поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось детям и подросткам. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк, носящих ожесточённый характер. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д.
Агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот с пелёнок, перенимают манеру агрессивного поведения ещё до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя. Вот поэтому тема выпускной квалификационной работы очень актуальна.
Как родители и учитель могут помочь ребёнку, подростку снять агрессивность рассмотрим в нашей работе.
Проблема: Каковы пути коррекции детской агрессивности.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: Детская агрессивность в условиях школы и семьи.
Гипотеза исследования: Детская агрессивность ослабевает, если учитель и родители систематически работают по данной проблеме.
Цель: Выявить пути и методы снятия детской агрессивности.
Задачи: 1) Изучить состояние данной проблемы.
2) Выявить причины детской агрессии.
3) Охарактеризовать методы коррекции детской агрессивности.
Методы исследования:
1) Анализ педагогической и психологической литературы по данной проблеме.
2) Наблюдение за процессом обучения и воспитания.
3) Анкетирование.
База исследования: Ярская школ № 1.
Глава 1. Сущность агрессивности.
1.1.Что такое агрессивность.
Будем различать понятие "агрессия" и агрессивность. Первое (от лат. Agressio - нападение, угроза) - общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинения вреда. Агрессивность - намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие - это поведение ребёнка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти т. п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениями, издевательствах, драках, избиениях и т.д.
Несмотря на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор идут жаркие споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести - от легких, непреднамеренных и случайных до тяжёлых и умышленных. Когда агрессией называют применение огнестрельного оружия для жесткой расправы, то смысл один. Но когда этим словом называют настойчивость, напористость, жестокость ученика или учителя, то смысл уже несколько другой. Ребёнок выкрикивает обидное прозвище, ребёнок дерётся и сильно кусает своего противника, ребёнок облил краской стол учительницы, всё это агрессия, хотя и в различных формах. Агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечение зубов или промывание раны водой. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе, и "невинных" - дерганий девочек за косички, ущемляющих достоинство "дразнилок" и "прозывалок". Школьной агрессией называем всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим. Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность - качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались "беззубыми", вялыми, пассивными и плаксивыми, не способны отстаивать свои права, не умеющими с кулаками, если в этом будет необходимость, встать за правое дело? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.
Путь развития агрессивных наклонностей агрессивного поведения достаточно хорошо изучен - от мелких незаметных пакостей к большим и жестоким действиям. Неотреагированный маленький проступок упрощает попытку совершения крупных нарушений. Агрессивность, развивающаяся вначале как легкие словесные обиды, перерастает в дальнейшем в тяжёлые физические оскорбления. Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности. Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет её чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победы соперником. Подобные положения содержатся в этологической теории агрессивности.
В этом смысле мужчина, будучи активным защитником своей и сородичей жизни, биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врождённую реакцию. Эта точка зрения нашла своё отражение в работах К. Лоренца. Согласно ему, природа человеческой агрессивности инстинктивна, как и механизм, запрещающий умертвлять себя подобных. Но Лоренц допускает возможность её регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за своё будущее. Вместе с тем другие приверженцы данной теории считают, что люди при всём своём желании не могут осуществлять контроль над своей агрессивностью, поэтому войны, убийства, стычки неизбежны и в конце концов человечество погибнет в ядерной войне.
Со временем самой популярной стала теория фрустрации - агрессии. Её суть заключается в том, что всякая фрустрация создаёт внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным.
Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами связавшими агрессию с фрустрацией. Под последней понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели.. Это - невозможность удовлетворять потребности.
Фрустрация и агрессия возникают в результате социального сравнения: "Мне дали меньше, чем другим", Меня любят меньше, чем других". Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (это и агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсё не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитают врагами.
В теорию фрустрации - агрессии Беркович ввел три существенные поправки:
1. Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.
2. Даже при готовности к агрессии она не возникает без надлежащих условий.
3. Выход из фрустрации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным поступкам.
Более того, далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Она может быть обусловлена, например, "позицией силы" и выражением властности.
Исследование условий, при которых фрустрация порождает агрессивные действия, показало, что влияния оказывают сходство /несходства агрессоров и жертвы, оправданность/ неоправданность агрессивности. Её наличие как личностной характеристики. В настоящее время агрессию рассматривают как возможный, но вовсе неизбежный выход из фрустрирующей ситуации (Розенцвейг).
Согласно теории социального научения, фрустрация и конфликт облегчают проявление агрессии, будучи необходимым, но не достаточным условием для её возникновения. Чтобы проявилось агрессивное поведение, необходима предрасположенность к нему в подробных ситуациях. Она формируется и закрепляется через социальное научение – благодаря наблюдению за поведением окружающих, собственному удачному опыту агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. Настоящее время эта теория является доминирующей.
Наиболее известный сторонник данного подхода – Арнольд Басса. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желанного поведения, Вводя понятие атаки. Это акт предоставляет организму враждебные стимулы. При этом атаки вызывают сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую. Басса указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.
1.Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получили множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими ситуациями.
2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляется соответствующими привычками. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке делает невозможным различие ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо: человек всегда склонен реагировать агрессивно.
3.Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрим мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения ).
4. Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакции, уровень активности провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.
5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывают тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.
По мнению Басса, следует различать враждебность и агрессивность. Первая выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Враждебно настроенный человек не обязательно бывает агрессивным, и наоборот.
Другой известный сторонник поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Такие дети могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли большую агрессивность, чем их сверстники, у которых в семье была иная ситуация. Именно поэтому ряд последователей считают физическое наказание ребёнка модельно агрессивного поведения, передаваемого взрослыми. Наказание эффективно только при соблюдении ряда условий, к коим причисляются позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.
Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теории принуждающей силы. Суть её достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется для получения желаемого эффекта, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (силы убеждения).
В связи с этим Фенибах выделяет инструментальный вид агрессии. Это средство достижения какой – либо цели, при котором причинение ущерба – всего лишь способ воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фенибаха, доставляет ущерб жертве и её можно рассматривать как агрессию ради агрессии.
Со счета, однако, не сбрасывается и роль биологических факторов в возникновении агрессивного поведения. Подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредуют его, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности только ситуацией: в первом случае это нечто специфический психопатологическое (агрессивный психопат), во втором – крайне автоматизированное поведение по типу «стимул – реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностным и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации» (А. Бандура).
К настоящему времени предложен целый ряд определений агрессии. Во- первых, под ней понимается мощная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, позволяющая человеку противостоять внешнему напору (Ф. Алан). Во-вторых, под ней подразумевают враждебные действия и реакции, атаки, разрушения, проявление силы при попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (Х. Дельгадо).
Учёные различают агрессию (специфическую форму поведения) и агрессивность (психическое свойство личности).
Например, Басса определяет первую «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».
В настоящее время появляется всё больше сторонников представления об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред причиняющих боль и страдания людям.
Жестокость – свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении причинить таковые, и осознанные действия, направленные на доставление мучений, страданий другим людям, чтобы досчитать определённой внешней цели или самоудовлетворение. Непреднамеренные, неосторожные действия (либо неосознанные), пусть даже они приводят к самым тяжелым последствиям, нельзя назвать жестокими. Природа жестокости определяется побуждениями субъекта, когда причинение страданий служит мотивом или целью поведения.
Агрессивность и жестокость – свойства личности – формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источник которых – внешние обстоятельства. Агрессивные, жестокие поступки малолетних детей ещё не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учёта и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения, когда отсутствуют должная его оценка и корректирующие воздействия, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, превращаются в черту личности.
У агрессивных лиц ещё в детском и подростковом возрасте формируется готовность воспринимать, оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Установочный характер подобного поведения проявляется в том, что оно регулирует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Нередко жестокие, агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации).
1.2. Причины и виды агрессивности.
Общим фактором значительного роста агрессивного поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Другие относятся к нам так же, как мы относимся к ним. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда отталкивает другую. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что и создает прочный круг. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца. Кто-то должен проявить мудрость и благоразумие и ответить на зло добром. Тогда открывается путь к примирению.
Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот с пелёнок, перенимают манеру агрессивного поведения ещё до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя.
В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешнем поведении приводят к внутренним переменам и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. Связь эта может формировать и в обратном порядке, если ребенок уже имеет ген зерна агрессивности.
Ведущий теоретик социального учения американский психолог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий. В одном из его экспериментов женщина на глазах у детей дошкольного возраста почти 10 мин. избивала надувную резиновую куклу. Дети из контрольной группы, которые этого не видели, никогда не обращались к подобной игре. А дети, наблюдавшие за поведением экспериментатора, во много раз чаще брали в руки палку и избивали куклу. Наблюдение акта агрессивного поведения взрослого развивает у ребёнка деструктивные желания, ослабляет торможение силового поведения. Этим объясняется и то, что в семьях с агрессивным поведением родителей растут склонные к силовому решению своих проблем дети.
Что влияет на детскую агрессивность? Её провоцирует несколько факторов: 1. врожденная склонность (враждебность), 2. агрессивные случаи (боль, жара, теснота),3. возбуждение, 4. массовая культура, 5. агрессивные игры и влияние группы.
Расшифровка генома человека подтвердила, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребёнок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, чем у нормальных детей, и он легче становится на путь агрессивного поведения. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.
Кроме биологической существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой молодой человек активно осваивает социально- психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Долгое время считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, ни агрессивным, а тем более не злодеем или преступником. Сегодня всё больше педагогов склоняется к мысли, что и нравственные качества, и поведение человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку даётся драчливость, агрессивность, жестокость, алчность: М. Монтессори, К. Лоренц, э. Форм, А. Мичерлик и др.
Среди аверсивных случаев на первом месте боль. Атакующее поведение в ответ на боль является типичным для всех животным: прищемите хвост кошке- и вы в этом немедленно убедитесь. Примерно так же ведут себя и дети, с той лишь разницей, что боятся нападать на определенно более сильного; тогда они уходят и плачут. Жара также является сильным источником агрессивного поведения. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, его высокая температура также провоцируют агрессивное поведение. Бытовые проявления жестокости и насилия обычно происходят именно в таких условиях. У взрослых чаще агрессию вызывает алкоголь. Причинение боли, оскорбительные действия другого человека обычно вызывают ответную реакцию - желание отомстить. Теснота, скученность также усиливают агрессивное поведение. Потому как часто и легко возникают вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей.
Возбуждение, переживаемое человеком под влиянием реальной ситуации или его мыслей, воспоминаний, является сильным провокатором агрессивного поведения. Как часто ребенок плачет, волнуется, хочет отомстить, вспоминая прошлые обиды. Как хорошо, что он способен их быстро забывать.
Общество нередко поддерживает и поощряет агрессивное поведения детей. Некоторые родители требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление. Этим они прививают драчливое, неадекватное поведение. Чуть что, ребенок хватается за палку, даёт волю рукам, даже не пытаясь использовать другие способы разрешения конфликта. Дети о них просто не знают. Крайне отрицательно действуют оценки взрослых: «Размазня! Хлюпик! Слюнтяй! Не можешь за себя постоять!» некоторые просто уверены, что именно так воспитываются смелые, независимые, умеющие стоять за себя люди. И ни капельки не задумываются о последствиях такого поведения.
Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. Все исследования подтверждают: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: 1. ведет к усилению агрессивности, 2. повышает порог нечувствительности к насилию, 3. формирует взгляды на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем, 4. вводит насилие в норму социальной жизни. Это страшно. Наилучшие школы, гуманная педагогика, любящие учителя бессильны перед этим злом.
Статистика говорит: к моменту окончания средней школы ребёнок просматривает по телевизору около 8 тыс. сцен с убийствами и около 100 тыс. других действий с применением насилия. Ни одна из прошедших эпох не была так густо пропитана насилием, как наша. Подталкивает ли телевизор ребенка к совершению агрессивных поступков? Однозначно да. Если для взрослых, как утверждают те, кто насаждает насилие на экраны, способствует лишь «выпуску пара», то для детей – прямое подстрекательство к совершению насильственных действий. Посмотрите, как после просмотра фильма мальчики дружно берутся за игрушечное оружие, палки и камни, а девочки бьют и истязают своих кукол. Кровавая телепродукция дает обильную пищу для агрессии. Как утверждает один из американских исследователей Е. Ерон (1987), чем выше степень насилия передач, тем агрессивнее поведение детей.
Английский ученый У. Бельсон (1978) изучал поведение 1565 лондонских мальчиков и доказал, что их агрессивное поведение спровоцировано просмотром сцен насилия. Аналогичным образом Л. Ирон. и Р. Хьюсман (1985) обнаружили, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у 875 восьмилетних детей положительно кореллировала с их агрессивным поведением.
На агрессивное поведение наших детей значительное влияние оказывают их игры с оружием. Получая игрушечный пистолет или нож, ребёнок получает и установку по их применению: обезвредь противника, причини ему боль, решай свои проблемы с помощью силы. Стрельба из игрушечных луков, арбалетов и автоматов идёт настоящая; известны случаи тяжелых увечий. В одном из экспериментов после игры с оружием дети с большой готовностью разрушили постройку из кубиков, сделанную другим ребёнком. В школу многие дети приходят с готовностью разрушать.
Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастают в группах. Группы – сильнодействующие возбудители. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает. Групповое давление относится не только к наиболее сильным, но и наиболее значимым.
Учителю начальной школы приходится распознавать и корректировать многие виды и способы проявления детской агрессивности. Он должен правильно определить источник агрессивных побуждений и поступков, найти адекватные способы их коррекции. Вид агрессивного поведения часто указывает на причины, его вызвавшие. Связав их вместе, учитель получает важную информацию.
- естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность, а не устойчивая пока ещё черта характера. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены породившие её причины, исчезнет и сама агрессивность;
- следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребёнка. Возникает агрессивная реакция ребенка. Эта реакция оправдывается лишь до тех пределов, которые согласуются с нормой. Это пока ещё не черта характера, а попытка отстоять себя, свои права, своё мнение, проверить на «прочность» окружающих. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причины и найден индивидуальный подход к ребёнку;
- ярко выраженная направленность на других (экстраверсия) как черта характера. Такой ребёнок не может жить, пока не выплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других. Иногда его не хотят слушать, не принимают, и тогда его реакции приобретают форму приставания, даже насилия. Случай трудный, требуется консультация медиков;
- проявление Эдипова комплекса (направленность агрессии на взрослого одного с ребёнком пола). Вспышки нечастые, но достаточно сильные, слабо контролируемые. Требуется консультация психиатора;
- проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Весьма распространённый вид проявления агрессии. Корректируется педагогом, если правильно установлены причины;
- проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим своё преимущество. Чаще проявляется у детей ограниченных интеллектуально, эмоционально глухих, неразвитых, безразличных ко всему. Эти дети терроризируют класс и стоят на грани исключения из школы. Пока решается вопрос о их дальнейшей судьбе, учителю приходится действовать осмотрительно, но быстро и решительно;
- результат депривации и фрустрации, т. е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижений цели. Таким способом ребёнок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отмстить другим за свои неудачи. Вид счастливых, удачливых детей его раздражает. Слабые физически дети – фрустранты обычно занимаются мелкими пакостями исподтишка. Этот вид детской агрессивности будет корректироваться педагогом как можно раньше, чтобы не допустить превращение агрессивности в устойчивую черту характера.
Условно можно выделить следующие виды агрессивности:
1. Антиагрессивность. Негативное отношение к любым агрессивным проявлениям; человек всегда старается примириться с другими людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении.
2. Интринсивная, или условно – агрессивная. Она мотивируется удовлетворением получаемым (игры, борьба, соревнования), и не имеет цели причинить вред. Спорт – социально приемлемая форма проявления агрессии, своеобразная её разрядка, а также способ самоутверждения, повышения социального статуса и получения, материальных благ (для профессиональных спортсменов).
3. Педифференцированная. Это слабое агрессивное проявление, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Также люди могут прибегнуть и к физической агрессии и даже совершить преступления на семейно – бытовой почве.
4. Локальная, или импульсивная. Агрессия проявляется как непосредственная реакция на конфликт, человек словесно оскорбляет противника (вербальная агрессия), но допускает возможность применения насилия и т. п. Степень общего раздражения меньше, чем в предыдущем случае.
5. Условная, или инструментальная. Связана с самоутверждением; пример её – мальчишеская возня.
6. Враждебная. Устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти; человек свою враждебность проявляет, открыто, но не стремится к столкновению. Реальная физическая агрессия может активно и не проявляться. Ненависть бывает направлена как на конкретных лиц, так и на посторонних людей. Возникает желание унизить другого человека, к которому ощущается презрение и ненависть, чтобы добиться уважения окружающих. В драке подобный тип хладнокровен, в случае победы вспоминает её с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстить (разными способами: клеветой, интригами, физически). В случае перевеса сил и безнаказанности способен пойти на убийство. К людям относится враждебно.
7. Инструментальная. К ней прибегают, чтобы достичь какой-либо значимой цели.
8. Жестокая. Насилие и агрессия выступают самоцелью; агрессивные действия всегда неадекватны, отличаются излишней, максимальной жестокостью и особой злостью. Для её проявления достаточно незначительного повода. Преступления совершаются с исключительной жестокостью.
9. Психопатическая. Жестокая и часто бессмысленная, повторяющаяся агрессия (так ведут себя агрессивный психопат, маньяк – убийца).
10. Групповая солидарность. Агрессия или даже убийство совершаются из-за стремления следовать традициям группы, утвердиться в её глазах, получить одобрение, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется среди подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой, связанной с групповой (или национальной) солидарностью. В ней реализуются социальные традиции защиты отечества или иных идей, например демократии, правопорядка и т. п.
11. Сексуальная. Диапазон её проявления широк – от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что в сексуальности большинства мужчин есть агрессивность, желание подчинить, поэтому садизм – всего лишь обособление и гипертрофия подобного компонента.
Также психологи и педагоги выделяют четыре типа агрессивных детей.
1. Ребёнок, склонный к физической агрессии. Он активен, любит риск, стремится к общему признанию. Обладает организаторскими способностями. Лидер в коллективе, но одновременно склонен к садизму, у него отсутствует самоконтроль, он импульсивен, для него не существует моральных ограничений. Такой ребёнок виден сразу, его агрессия явная, открытая.
2. Ребёнок, склонный к проявлению вербальной агрессии. Отмечено, что эти дети психологически неуравновешенны, у них наблюдаются повышенная тревожность, неуверенность, обидчивость, нередки депрессивные состояния, отмечается недостаточная работоспособность. Этот тип более «закрыт» для окружающих, но, сколько страданий может принести такой ребенок близким – не физическим, но словесным (вербальным) воздействием. Такие дети метко попадают в цель – в самые «болевые точки» сверстников. От таких детей особенно страдают те, кто имеет физические недостатки, ослабленное здоровье, отличаются робостью, застенчивостью, неуверенностью в себе. Достаётся от «агрессоров» ядовитых словечек и взрослым.
3. Ребёнок, склонный к проявлению косвенной агрессии. Эти дети чрезмерно импульсивны, их отличают примитивные влечения, стремление к немедленному удовлетворению своих желаний. С одной стороны, они склонны к риску, с другой – чувствительны, мягки, уступчивы. Очень болезненно реагируют на критику. «Жало» таких детей действует непрямо, а через объект или субъект, а сам «агрессор» наблюдает, как будут развиваться события дальше. Это – агрессия «исподтишка», по принципу: «Завести на ссору, драку и посмотреть, что будет».
4. Дети – «негативисты». Этот тип свойствен в основном подросткам, уже имеющим достаточный социальный опыт, чтобы обдумывать каждое слово и каждое действие. Такие ребята все воспринимают «в штыки», критика для них – личная обида. Но в то же время они рассудительно обдумывают каждый шаг, чтобы сделать в ответ всё «острее» и «круче», считая жалость и сочувствие уделом слабых.
Понимание причин, обуславливающих агрессивные реакции ребёнка, и определение типа, к которому он принадлежит, дают возможность воспитателю продумать стратегию и тактику работы с ним в коллективе.
Хотелось бы обратить внимание на «золотые правила» педагогики, которые подойдут к любому характерологическому типу:
- не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
- наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жестких наказаний в случае проступка;
- старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
- дайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
- старайтесь лишний раз приласкать ребенка, показав, что в поведении ребёнка, даже если они незначительные.
Таким образом, борьба с насилием, агрессией – это и создание условий, исключающих враждебность в первую очередь в детском коллективе: в школе, в детском саду, в лагере. Основой жизни любого детского коллектива должно быть уважение друг к другу. Ребёнок, склонный к агрессии, тоже достоин уважения – хотя бы за то, что он личность.

Глава 2. Предупреждение и преодоление агрессивного поведения.
2.1. Коррекционная работа учителя с агрессивными детьми.
Простая констанция плохих черт ребёнка (ты жестокий, ты грубиян), как правило, не дает положительных результатов. В. А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребёнка, надеясь, что он сам сможет критически оценить своё поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрессивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориентаций для учителя трудная и кропотливая.
Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть, подчеркнуто, мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья – его союзники в решении внутренних проблем. Ребёнок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.
В этом возрасте ещё действует испытанный метод коррекции поведения детей, т. е. переключения внимания. Если педагог видит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивности, то её немедленно следует заменить другой, по- иному рассадить детей, дать им другие поручения т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация – поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения. Не давать образовываться постоянным связям, приучать детей всё время активно осмысливать ситуацию, приноравливаться к ней будет педагог.
Переключая активность агрессивного ребёнка в конструктивное русло, педагог будет опираться на его индивидуальные особенности, прежде всего – интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энергичности, позволяет отвлечь ребёнка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех который зависит от умения сотрудничать с другими.
В комплексе будут применены различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм: беседы, ролевые игры, поручения, упражнения, тренинг, закаливание организма, тренировка воли, самоотчеты.
1.Беседы. Во время беседы учитель предлагает детям вспомнить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, униженны. Выяснить, что тогда случилось; почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных происшествий. Он выделит и разовьёт мысль о том, что понять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная чёрствость, безразличие, желание отомстить, причиненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всём быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом начинать действовать.
Особенно ценны профилактические беседы, которые проводятся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расскажет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать.
2.Ролевые игры. В них воспроизводятся реальные ситуации, которые уже были пережиты детьми, или ситуации, которые предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель – научить детей правильно вести себя. В ситуациях, которые уже были и закончились агрессией, дети ищут способы мирового разрешения конфликта, показывают в игре, как можно было бы избежать недостойного поведения. Если воспроизводится ситуация, в которой ученик проявил неоправданную (завышенную, ненужную) агрессивность, обязательно нужно найти адекватное мировое разрешение конфликта. Наиболее ценными будут те варианты решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуации, совершает обдуманный выбор.
Разыгрывание ситуации:
-сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать другому (аналог сказки «Два козлика»;
-плохое настроение у девочки, её оскорбил мальчик – дёргал за косички, развязал бант. Как поступить девочке?
-дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно укололась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети?
3. Поручения. Если учитель видит, что кому-то необходима помощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открытку, посетить этого ребёнка, позвонить ему по телефону и сказать приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное. Когда детей этому учат, они растут отзывчивыми, внимательными, знают, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Особенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей. К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному, доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными, невоспитанными. Чтобы действовать правильно, нужно не только хотеть, но и знать, что, как и когда нужно делать. Особенно важно научить детей преодолевать сопротивление другого: большинство из нас проявляет излишнюю замкнутость, нежелание вступать ни в какие отношения с другими. Это вредит каждому, создаёт ненужное напряжение.
4. Упражнение. В коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы – действий по образцу, выполнения правил, изобразительной и физической деятельность. Трудные упражнения вначале должны быть посильными.
Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Известно, что глубокие вдохи и выдохи – это эффективное средство регулирования состояния гнева, печали, страха.
Для ослабления и профилактики агрессивного поведения учитель применяет специальные методики или коррекционные методики.
Название. Кто симпатичней?
Форма, метод: Игра.
Цель: Формирование невосприятия агрессивных состояний. Показать, что драки, насилие, другие формы агрессивного поведения наименее привлекательные. Люди, совершающие агрессивные действия, со стороны выглядят смешными.
Оборудование: Фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т. д. Рисунки агрессивного поведения.
Реализация: Дети любят упражняться на распознавание различных эмоциональных состояний. Пусть картинки (или фотографии) агрессивных состояний и поведения будут наименее привлекательными. Детям предлагается определить, какие состояния людей им больше всего нравятся и почему. Подчеркнуть – так непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Хотите быть похожими?
Вариации: В зависимости от класса, уровня подготовленности детей, наличия подгрупп интенсивной коррекции, уже выполненной работы задания упрощаются или усложняются.
Обработка результатов: Накапливаются данные об изменении состояний и эффективности коррекционной работы.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Название: Открытка.
Форма, метод: Упражнение.
Цель: Коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: Бланки почтовых открыток.
Реализация: Учитель предлагает детям написать открытку хулигану, жестокому, бессердечному человеку, школьному забияке. Пусть он получит столько открыток, сколько детей осуждают его поведение.
После выполнения задания учитель проводит с детьми этическую беседу, где обсуждаются вопросы: почему люди осуждают плохие поступки? Как избежать конфликтов, как их предотвратить? Как вести себя в сложных ситуациях? Какие способы выхода из конфликта дети знают? и т. п.
Вариации: В зависимости от уровня развития детей и конкретных условий.
Обработка результатов: Накапливается информация о прогрессивности коррекционного воспитания.
Выводы: Очередное звено в цепи коррекционных мер.
Организуя коррекционную работу учителю необходимо:
1. Использовать только те средства влияния на детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления. Если какой-то метод, приём, действие неохотно воспринимается детьми, от него следует отказаться, понять причину не восприятия и найти новое адекватное средство. Часто бывает, что дети сначала чего-то не хотят, а потом привыкают и с удовольствием выполняют. Если речь идет о средстве полезном и необходимом, то учитель будет применять его, несмотря ни на какое сопротивление.
2. Выбирать преимущественно универсальные упражнения и задания, чтобы их можно было использовать не только для исправления агрессивности, но и для коррекции других недостатков. Методики должны быть пригодны для классной и внеклассной работы с детьми.
3. У агрессии два конечных результата – либо она вознаграждается и тогда получает свое дальнейшее развитие, либо не приносит успеха, подавляется и тогда формируется неагрессивный стиль поведения. Резкое подавление агрессивного поведения может вызвать у ребёнка подчинение, покорность. Это плохо, так как развивается такая не очень хорошая черта, как боязнь, беспрекословное подчинение.
4. Поставив ученика в такие условия, где нежелательное поведение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель может достигнуть быстрых и радикальных улучшений. Однако такое изменение поведения недолговечно. Исчезают стимулы, меняется поведение.
5. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно агрессивны. Они хорошо усваивают уроки, преподаваемые розгой, как общий метод решения всех проблем. Без окрика или шлепка, по их убеждению, ни одно дело не движется. Что будет делать с такими детьми учитель в школе? Применять родительские способы воздействия он не будет. Но если связь «подзатыльник- действие» уже сформировалось, и стала прочной, другого выхода нет. Но нужно помнить, что сила «взрыва» должна быть адекватной прочности связи. Слабый «взрыв» связь не разрушит, а сильный – навредит. Об этом нельзя забывать, применяя данный метод и для других целей.
6. Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных переживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушевлённые предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чучела, стегают плеткой воображаемые чудовища, бросают камни в злых великанов. Если ребёнка распирает от ярости, мы должны открыть клапан. Вспомните, как все удивлялись, когда на японских предприятиях выставили чучела руководителей, чтобы каждый мог выместить свою ярость, отстегав их плеткой. Нечто подобное можно было бы придумать и в школах, раз у них нет полной гарантии, что врождённая агрессивность может быть преодолена.
7. Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессивное - поощрялось. Наказывать такого ребёнка – пустая трата времени и сил.
8. Родителям надо подсказать, что необходимо добиваться дисциплины без применения слишком суровых наказаний.
Чтобы дать выход агрессивным тенденциям, можно позволить ребёнку совершать безобидные разрушения: яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин – что в приступе агрессии ребёнок может выполнять долго и с наслаждением. Иногда родители опасаются, что подобные разрушительные действия приведут к развитию, усилению агрессивности. В действительности, разрядка посредством безвредной агрессии, напротив, снижает уровень психологической напряжённости ребёнка. Тем более если потом организовать успокаивающие занятия, вроде игр с песком или водой.
При возникновении агрессивного импульса, направленного на партнёра по играм, необходимо переадресовать агрессию ребёнка на преодоление внешних препятствий на пути к достижению общей цели.
У агрессивных мальчиков с выраженным мужским типом ценностей, полезно формировать идеал «настоящего мужчины». Наряду с прочими представлениями об эталоне мужественности этот идеал должен включать такие качества как сдержанность, владение собой. Если учитель будет действовать по определённой системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, то результаты должны быть хорошими.
2.2. Роль родителей по снижению агрессивности детей.
Чрезмерный контроль над поведением ребёнка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой так же вредны, как и полное отсутствие такого (гипоопека).
Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всём управлять своим ребёнком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Такое отношение вызывает у ребёнка чувства угнетённости, страха. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуются моральная изоляция, лишение ребёнка родительской любви. Агрессивным поведением, направленным на окружающих (детей и взрослых), такой ребёнок выражает протест против существующего положения вещей, ситуации подчинения, постоянных запретов. Ребёнок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», выбирая формой защиты нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяя ему, и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать.
Когда в семье ребёнку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где все как говорится, «и мамки и няньки». Родители с пелёнок приучают малыша к мысли, что он – небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся – вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся – держи, мы её тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии: «Не купили мне игрушку – я на пол упаду и буду орать вам назло до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу»
Диаметрально другая природа возникновения агрессии у детей, родителей которых вечно заняты. Их агрессия – это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «лучше пусть отчитают, чем не заметят».
Восприятие мира взрослыми очень отличается от детского. То, что родителям представляется пустяком, ребёнку может казаться катастрофой. Взрослых иногда забавляют такие переживания ребёнка ввиду их явного, на взгляд взрослого, несоответствия масштабу события, иногда мы не верим им, считая, что они притворяются или балуются. Бывает, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придаём огромное значение тому, что для них не является важным. В результате у ребёнка может сложиться ощущение или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять – значит, не способны и помочь, ребёнка охватывают чувства одиночества и безысходности, незащищённости и беспомощности. Результат – неадекватные, агрессивные реакции.
Часто вспышки агрессивного поведения ребёнка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребёнок провёл день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребёнок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно...
Если и вы попытаетесь поставить ребёнка по стойке «смирно», он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Ведь вы посягнули на главный закон поведения ребёнка: его энергия обязательно должна найти выход. Поэтому активным детям совершенно необходимо посещать детский сад, где они могут вволю набегаться и наиграться, не боясь проявления эмоций. Тогда дома своенравное дитя будет тихим ангелом...
Как только ребёнок начинает осознавать своё «Я», он делит мир на «своих» и «чужих», соответственно и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента, ему требуются свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или персональный уголок в общей комнате с помощью шкафа или ширмы. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребёнка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной.
Многие родители ошибочно полагают, что у ребёнка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребёнку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определённые нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.. .
Повышенная агрессивность может быть криком о помощи, за которым подчас стоят неподдельное горе и настоящая трагедия. Иногда поведение ребёнка диктуется страхом. Мы знаем по себе, что испуганный человек в большинстве случаев мыслит и действует неадекватно ситуации. Когда ребёнок напуган, он перестаёт понимать, кто ему друг, а кто враг.
Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребёнок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности.
Он начинает видеть опасность даже там, где её нет, становиться недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. Результатом становится агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения. Ребёнок психологически сжимается в комочек и, замирая от страха, ждёт «удара». Главное в такой ситуации – убедить ребёнка в том, что на него никто не собирается нападать, следовательно, он может спрятать «колючки» и расслабиться.
Для ребёнка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто как такового – немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребёнку такого невправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения.
Если ребёнок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. В этом случае агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и дети с обострённым чувством совести, потому что они испытывают чувства вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребёнок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел? Чрезмерный комплекс вины уводит его в страх и депрессию, откуда недалеко и до самоубийства.
Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобятся время, помощь и поддержка взрослого. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче усвоить отнюдь не легкие уроки, которые предлагает жизнь.
Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией. Если ребёнок выспался, хорошо себя чувствует, надел любимый костюм и получил на завтрак любимые сосиски, он может достаточно спокойно отреагировать на ситуацию, провоцирующую агрессивную реакцию. А на следующий день в его поведении будет откровенный срыв.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивная реакция детей связана с установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, от своеобразной «табели о рангах», способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если там все измеряется количеством денег, дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.
Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». На Западе существует такое явление, как подростковые банды. У нас в стране это явление не приобрело таких масштабов, хотя когда-то были «схватки боевые» в масштабах «двор на двор», да и теперь сложившиеся компании могут враждовать друг с другом. Дети, как губка, впитывают в себя «семейные установки». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.
Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребёнка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.
Одной из самых больших и распространённых ошибок взрослых является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии, связанные с проявлениями враждебности, считая это патологией. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают относиться к таким мыслям, эмоциям и действиям как к опасным и/или недостойным и затормаживают, подавляют их со всеми вытекающими неприятными последствиями.
Почему- то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведёт к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в сфере бессознательного ребёнка. В один отнюдь не прекрасный день она вырвется наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достаётся людям невиновным. Детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников, и образуется прочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники не смогут.
Что касается родителей, то очень часто требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать отражают не заботу о ребёнке, а только их собственные проблемы: усталость, повышенную нервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама и суматохи. В таких случаях родителю (бабушке, воспитателю) лучше честно признаться в этом сначала самому себе, а потом довести до детей в прямой и понятной для них форме («мама устала», «у бабушки болит голова» и т. п.), не прячась за маску беспокойства о ребёнке.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается нежелание родителей разобраться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру. Общение ребёнка с родителями имеет большое значение.
Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребёнок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это прежде всего способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежат обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворённости базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.
Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев могут стать определённой терапией. Иногда ребёнку сложно объяснить причины своих чувств от первого лица. Причём будет намного полезнее, если родитель оставит менторский тон – такая подача может вызвать тревогу или ещё большую агрессию.
Мама, готовя ужин, может попросить ребёнка принести карандашик, пластилин и предложить нарисовать что - либо, обсудить. По ходу дела она может, как бы невзначай спросить его о том, как он вёл себя в той или иной ситуации, что - то не понравилось, можно попросить его изобразить это с помощью любых средств. И самое главное – побеседовать.
Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик ребёнка о помощи, о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций. Выплёскивая их, он, таким образом, борется за свое психологическое выживание.
Рекомендации родителям:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Учите детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.
- Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствие к другим) к сверстникам, взрослым, к живому миру.
- Учите детей различать свои чувства, понимать их и анализировать.
- Не запрещайте детям проявлять отрицательные эмоции.
- Помогайте адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и состояние «ребёнка-жертвы».
- Расширяйте его представления о том, какими ещё способами он может самоутвердиться.
- Учите ребёнка выплёскивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками, хоть пластиковыми бутылками) или полезными способами (в спортивной секции).
- Умейте принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.















Глава 3. Практическая часть.
Анкетирование.
Тема: Детская агрессивность в условиях школы и дома.
Цель: Выявить проявления агрессивности у детей.
Содержание.
1. Если кто-нибудь тебе нагрубит, быстро забываешь об этом?
2. Тебя угнетает то, что ты мало делаешь хорошего для своих родных?
3. Ты бываешь, груб, по отношению к людям, которые тебе не нравятся?
4. Если ты разозлишься, ты можешь ударить кого-либо?
5. Если на тебя кричат, ты начинаешь кричать в ответ?
6. Ты ругаешься со злости?

















Проходя поурочную и преддипломную практику в Ярской школе №1, наблюдая за учениками 2класса с целью выявления агрессивности детей, побеседовав с учителем Даниловой С. В. и проведя анкетирование среди учащихся, мы отметили, что детей с повышенным уровнем агрессивности нет. Наблюдается средняя степень агрессивности у некоторых учащихся. Это выражается в проявлении упрямства, иногда отказа от поручений, драчливости, раздраженности.
Открытую, явную агрессивность легко заменить, наблюдая за состоянием и поведением учеников. Враждебное, озлобленное состояние, нельзя спутать ни с каким другим. Но такое поведение у этих детей выражается в слабом проявлении в основном в конфликтных и стрессовых ситуациях.
Анализируя анкету отрадно отметить, что дети быстро забывают (87%), что им нагрубили, значит, они не таят злобу, которая позже может вылиться в месть. 94% детей угнетает то, что они мало делают хорошего для своих родных и близких. 50% учащихся не бывают грубыми по отношению к людям, которые им не нравятся им свойственна терпимость. 31% в основном мальчики в состоянии гнева не способны ударить кого-либо, они считают, что в таких случаях бить слабого это очень некрасиво.
Но настораживает, что 56% детей в конфликтных ситуациях на крик могут ответить криком. 63% опрошенных со злости могут ругаться, 69% детей разозлившись, могут ударить кого-либо. То есть агрессия проявляется как непосредственная реакция на конфликт, когда ученики словесно могут оскорблять противника не могут сдерживать эмоции злости, ненависти и свою враждебность проявляют открыто. Чтобы не допустить превращения агрессивности в устойчивую черту характера, нами проделана следующая работа с этими детьми и с классом в целом.
Классный час «У меня камушек в ботинке». (см. приложение). Цель которого научить детей делиться с близкими и родными своими проблемами сразу как только они у них появятся. В результате нерешенных проблем у человека накапливается зло, которое выливается на окружающих. Враждебность всегда порождает враждебность. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца. Кто-то должен проявить мудрость и благоразумие и ответить на зло добром, тогда откроется путь к примирению.
С детьми склонных к агрессии беседовал индивидуально и предлагал воспользоваться правилами, когда они почувствуют гнев. Это такие правила, как:
- необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
- не давай воли рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
- подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения:
- каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
- вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
- проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
- тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений).
Чтобы уменьшить опасность учитель должен постоянно напоминать детям о необходимости мирового разрешения конфликта.
Агрессивность ослабляется, если дети заботятся о домашних животных. Поэтому в индивидуальных беседах спрашивал, есть ли у них животные, как они ухаживают за своим любимцем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно, чтобы он сам себя услышал. Необходимо, чтобы ребёнок произносил вслух хорошие намерения, правильные оценки, чтобы он сам слышал их из своих уст. С родителями провел родительское собрание «Детская агрессивность», где раскрыл причины агрессивности, и дал советы родителям, как корректировать агрессивные проявления.
К сожалению, результаты работы не смогли увидеть за такой короткий период, мы знаем, что процесс воспитания это длительный процесс. И мы считаем, что если родители и учитель систематически будут работать над этой проблемой, то детская агрессивность будет ослабевать.


























Заключение.
Детство – период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми.Среди них – детская агрессия. Если же в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в подростковом возрасте это может вылиться в агрессию с преимущественной ориентацией на сверстников, а в юношеском – приведёт к разгульному поведению. По мере взросления в результате взаимодействия человека с окружающим миром происходит трансформация, социализация агрессии.
Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал с возрастом никуда не исчезает. Просто в результате социализации многие обретают способность регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям социума. Другие остаются весьма агрессивными, но проявляют агрессию через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования и другие приемы. Третьи ничему не учатся и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
Что же мы, взрослые, можем противопоставить детской агрессивности? Прежде всего, теплоту общения, доброе слово и ласковый взгляд, уважительное отношение к личности ребёнка, умение терпеливо его выслушать, не срываясь на крик и оскорбления.
Раздражение, звучащее в словах взрослого, может лишь усугубить ситуацию. В работе с агрессивными детьми в качестве «громоотвода» лучше всего использовать приветливые фразы такого рода:
- Как я рада тебя видеть;
- Хорошо, что ты пришел;
- Мне не нравится, как ты выглядишь;
- Как хорошо, что у нас есть
Огромное значение в воспитании младших подростков имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Нельзя забывать и о таком педагогическом инструменте, как наказание. Но оно может принести плоды лишь при соблюдении ряда условий:
- наказание должно следовать немедленно за проступком;
- смысл наказания должен быть ясен ребёнку;
- наказание может быть суровым, но не жестоким;
- оно является реакцией на действия ребёнка, а не на качества характера;
- взрослый не имеет права терять спокойствие и выдержку, и чувство доброжелательности к ребёнку.



























Литература.
1.Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления. М. , 1985г.
2.Азаров А. И. Развитие ребёнка и его отношение с окружающими // Учитель. - № 4 2001г. – с.15
3.Вробьёва К. Детская агрессивность, как следствие деструктивного семейного воспитания // воспитание школьников. - № 7 2008г. – с. 48
4.Вороббёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьников. -№ 6 2008г. – с. 55
5.Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М.: Педагогика, 1981г.
6.Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под редакцией И. В. Дубровиной. – М., 1999г.
7.Капралов Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980г.
8.Лукьянова М. Научение подростков неагрессивному поведению // Учитель.- № 5 2008г. – с. 48
9.Лесгафт П. С. Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М., 1991г.
10.Минковский Г. М. Семья, дети, школа. – М., 1989г.
11.Мерзлякова Ж. В. Агрессивность в младшем подростковом возрасте (из опыта проведения родительских собраний) // Воспитание школьников. - № 6 2009г. – с. 52
12.Моева Е. Детская агрессивность и способы её преодоления // Воспитание школьников № 5 2008г. – с. 31
13.Назарова К. Дети и телевизионный экран // Воспитание школьников.- №6 2006г. – с.28
14.Огородникова Л. Н.Ослабление агрессивности // Школьный психолог. -№ 24 2006г. – с.8
15.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001г.
16.Подласый И. П. Курс лекции по коррекционной педагогике, Гуманитарный издательский центр « Владос». – М. , 2002г.
17.Подласый И. П. Педагогика, Гуманитарный издательский центр « Владос». – М. , 2003г.
18.Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 2001г.
19.Строганова Л. К. Агрессивный ребёнок. Как с ним быть? // Воспитание школьников. - № 5 2007г. – с. 58

















13EMBED Excel.Chart.8 \s1415



Root Entry