Сценарий литературно-музыкальной композиции Блокада Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной композиции
"Блокада Ленинграда"("Дети войны")
Композиция посвящена снятию блокады Ленинграда (по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной).
Фильм "Блокадный Ленинград".
Выходят ведущие.
1. На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон.
Не приостановил ни на мгновенье,
Он сердце ленинградского биенье.
2. В 1941 году фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от нашей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.
1.Не было топлива.
Замерло электричество.
Вышел из строя водопровод.
Начался голод.
2. По Ленинграду ходила смерть.
Но не сдавался город.
Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград.
С суши, с моря, с воздуха
Бросали на город даже морские мины.
1. В городе начались пожары.
Рушились дома от обстрелов.
Люди погибали в домах и на улицах.
Но ленинградцы держались.
2. - Ленинград в блокаде! — набатом неслось по стране.
Жителей города должны были убить голод, бомбёжки, обстрелы и наступившая зима.
1.Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит; почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище …Много детского почему?
2. Всё, что происходило у детей на глазах, наводило ужас. Им пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте.
1. Спит малыш, обняв игрушку
Длинноухого щенка.
В мягком облаке – подушки
Сны спустились свысока.
Не буди его, не надо,
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг…
2. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Важной задачей города было обеспечить им безопасность, как можно скорее вывезти за пределы города.
Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.
Ведущий: На детской площадке играют дети.
(на экране слайды с изображением детей на играющих на песке до войны)
Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!
Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?
Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.
СЛАЙД
Поля: Написано Мемуары.
Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?
Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.
Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.
Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.
Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!
Война обрушилась нежданно,Все переполнила собой,И все смешалось в этом мире,И смерть носилась над землей.
Юля: Ну-ка, дай почитать.
С войной слепою и жестокойЯ бок о бок к Голгофе шла…Четыре очень долгих годаСвой крест недетский я несла...
Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича. Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного.
СЛАЙДЫ войны
Женя:
Нет, и детей война не пощадила,И все невзгоды выдала сполна…Я стала малолетнею старухой –Все видела, все знала, все могла…
Маша:
Ведь войны жалости не знают,Война не ведает добро…Шел по земле жестокий молох –Не разбирая никого… (Мила Анина «Война», «Реквием») СлАЙДВедущий: Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей - теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.
Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.
Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника. На сцене появляются призраки войны (хореография).
Пластическая композиция «Закаты алые».
В финале пластической композиции танцующие повязывают детям черные платки и разворачивают на заднике длинную полоску пожелтевших обоев. Мила подходит к обоям и начинает рисовать.
Голос: Меня зовут Мила Анина. Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…
Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц постепенно превращается в ее собственные слова.
Полина:Меня, измученную болью,В крови, в бинтах, в полубреду…Нес на руках солдат усталый,Через кровавую войну…И я, обняв его за шею,Прильнула головой к плечу…Он нес меня, забыв усталость,Через внезапную войну.
Женя:
Кем был солдат тот безымянный? (пауза)Что ты наделала, война!
Полина:
Нас дома ждали наши мамы,Его – солдата и меня…И я живу, живу и помню,Такое забывать нельзя…Меня моя дождалась мама,Его – не встретит никогда…
Оборачиваются на Милу – она молчит. Девочки подходят к обоям, начинают рисовать девочку на руках у солдата.
Песня
Голос: Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…
Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».
Встает девочка с фотоальбомом, начинает его листать.
Ксюша:Фотокарточки довоенные…Папа, мама, братишка и я…Вот я плачу, а тут с мороженым…Вот мы с Зойкой держим кота.Я в матроске, с косою до пояса,На качелях у коки в саду.Здесь мы все на веранде обедаем…В довоенном ушедшем раю…Вот в снегу я, катаюсь с горки…Вот на даче…цветы…река…Это – бабушки, это – дедушки,Только все зачеркнула война…Это мама поет под гитару,Здесь вот с братиком на руках…Я в блокадной холодной комнатеНад альбомом сижу в слезах…Как недавно все это было…Только все разорила война.Довоенные фотокарточки,Слабый отсвет былого тепла… (Мила Анина «Семейный альбом»)
Рассыпает фотографии, идет рисовать фотокарточки из мирной жизни.
Песня «Есть только миг».
Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел».
На середину выходит оставшаяся девочка, судорожно начинает собирать рассыпанные фотокарточки. Появляются «призраки войны» (хореография), начинают кружить, задевать ее длинными рукавами, хлестать, останавливая движения.
Настя:
Воспоминанья хлынули лавиной…Они способны раздавить меня,Война, блокада, страхи и болезни,Берггольц, бомбежки, лютая зима…125 святых, бесценных граммовСвятого хлеба…, очередь за ним…Вода из грязного растопленного снегаИ похожденья долгие за ним.Воспоминанья хлынули лавиной,Они способны раздавить меня…И вспоминать не хочется блокаду –Все снова пропускать через себя… (Мила Анина «Воспоминанья»)
Девочка закрывает лицо руками. К ней подходит Мила Анина, гладит по голове.
Голос (эхом повторяют те же слова другие голоса): Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.
Мила:Я рисую на стенеВсе, что в голову придет…Это танк, а тут меняМама за руку ведет…Здесь деревья…,там стрельба…Это солнца круг с лучами.Вот зеленая полянаС разноцветными цветами.Я продрогла…есть охота…Дрожь в коленках и руках…Разрисованные стеныЗакружились вдруг в глазах… (Мила Анина «Я рисую»)
Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, замирают, поднимают глаза на зал.
Голос:
Я из блокады и войны,Я знаю то, что знать не надо…Я в ней жила, я помню все –Какой была моя блокада.Неправда, что не помнят детиВсе тяготы блокадных лет…Мы – Книга Памяти и Боли,И детских маленьких побед…
Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.
Отдает листы своей тетради, снимает платок. Все за ней снимают платки, бережно держат их в руках.
Сценка «Брат и сестра в ожидании матери».)Сестра: Как холодно! И мама не идет.Быть может, хлебушка она нам принесетНу, хоть бы крошечку где отыскать!Голодной страшно мне идти в кровать.Брат: А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас.Хоть разрываются снаряды здесь, но дом у нас с тобою есть.Вот, правда, враг недалеко, ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем, Которые по праздникам пекла она?Сейчас я съела б все одна!Брат: Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила!Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней.И мне воспоминанья эти не нужны.^ Сестра: А вот и мамины шаги слышны!Брат: Не вздумай хныкать перед ней!Дай отдохнуть сначала ей...
Звучит музыка, все участники (дети) композиции по одному выходят на сцену, у некоторых в руках свечки.
Брат: Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»
Сестра: А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!
- У меня была мечта – стать врачом. Детским. Я, был бы очень добрый, как доктор Айболит!
- Я мечтала стать геологом, потом решила стать поваром. Чтобы никогда больше не голодать.
- А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант…
Ведущий 1. Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.
Ведущий 2: Стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит город живет и борется.
Ведущий 1: Священное место для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.
Минута молчания - прошу всех встать, почтим память погибших минутой молчания.
Ведущий 2: Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.
Ведущий1. В местах захоронения жителей блокадного города, погибших от голода и обстрелов, возвели мемориальные комплексы. На Пискарёвском кладбище зажгли Вечный Огонь. На площади Победы установили монумент героическим защитникам города. В 60-х годах на боевых рубежах, на подступах к городу, где его защитники остановили врага, поставили 60 памятников, посадили аллеи. Так возник мемориальный комплекс «Золотой пояс Славы». В 1965 году, городу было присвоено звание «Город – герой» и вручен орден «Золотая Звезда».
Ведущий 1. Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.
Выходят дети.
1. О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир добрый, как весна.
2. Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
3. Там, где пушки не гремят,
Там, где солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Слайд4. Взрослые, вас просят дети,
Чтобы мир вы берегли!
Чтоб светило солнце детям
В каждом уголке Земли! Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей», муз. Е.Лучников, Е.Бондаренко, сл.В.Попков.