Конспект родительского собрания «Подростковая агрессия и ее причины», 6 класс
Катаргина Е.А., социальный педагог КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы
Тема: «Подростковая агрессия и ее причины», 6 класс
Цель: повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
познакомить родителей с возрастными личностными особенностями шестиклассника;
познакомить родителей с причинами подростковой агрессии;
определить стиль взаимоотношений подростка с родителями в каждой семье;
продемонстрировать родителям, что оказывает влияние на формирование стиля отношений подростка к другим людям.
Предполагаемый итог: рекомендации родителям по предупреждению детской агрессии.
Оформление пространства учебного кабинета: интерактивная доска, проектор, компьютер, э/презентация «Стили семейного воспитания», «Детская агрессивность», буклет для родителей «Особенности подросткового возраста», на учительском столе выставка литературы по теме собрания из предложенного списка (Приложение 1).
Форма собрания: информационный лекторий.
Вопросы для обсуждения:
Возрастные особенности шестиклассника.
Стили семейного воспитания.
Что такое агрессия, почему она возникает?
Анализ результатов диагностики учеников класса по теме собрания.
Этапы собрания
Организационно-подготовительный этап
Изучение психолого-педагогической литературы по теме собрания.
Подборка литературы для выставки.
Диагностика семей по вопросам воспитания.
Диагностика детей на вопрос выявления агрессии: «Нарисуй кактус», опросник Басса-Дарки.
Подготовка презентаций для сопровождения лекционного материала.
Ход собрания
2. Основной этап.
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы разобраться с проблемой агрессивного поведения наших детей. Выясним причины агрессии, попробуем разобраться в вопросах взаимоотношений подростка с родителями, что оказывает влияние на формирование стиля отношений подростка к другим людям. Я вас познакомлю с результатами диагностик по проблеме собрания. И совместными усилиями разработаем рекомендации поведения родителей для предупреждения детской агрессии.
1. Возрастные особенности шестиклассника.
Рассмотрите внимательно буклеты (Приложение 2) на ваших столах.
Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.
В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств.
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны.
Возраст 12-14лет - для детей период жизни полный "бурь и волнений, происходит гормональный взрыв. С 11лет до 13 лет - кризисный период детства. Сильный кризис - 13 лет. Длится от 3лет до 5лет. Родители обязаны быть очень терпеливы. Воспитание ребенка непосильный труд - до старости. Воспитывая ребенка, родители должны пожертвовать очень многим. Дети Богом даны, их нужно любить, любовь должна быть разумной. Их нужно отпустить и пусть идут с вами рядом. Понимайте их, помогайте. (15 -16лет - сенситивный возраст) - любовь, дети делают много ошибок в этом возрасте.
Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена школьного обучения на другие, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей, воспитателей.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. Зная вышеперечисленные особенности подросткового возраста, грамотные родители не будут предъявлять своему чаду непосильных требований, а постараются его понять и направить в то русло, по которому он вольется во взрослую жизнь без психологических комплексов
Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова.
Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей.
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Одно из новых ощущений подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения. Внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка.
2. Стили семейного воспитания.
Вашему вниманию я представлю э/презентацию «Стили семейного воспитания», но сначала прошу вас ответить на вопросы теста «Ваш стиль воспитания (Приложение 3).
Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Комментарии по ходу просмотра презентации.
А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Именно стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам.
3. Что такое агрессия, почему она возникает?
Демонстрация э/презентации «Детская агрессивность».
Современная обстановка, сложившаяся в наше время в обществе, увеличивает рост различных отклонений в личном развитии и поведении людей. Особое внимание вызывают отчужденность, тревожность, внутренняя опустошенность детей и появление у них жестокости и агрессивности. С повышением агрессивных проявлений у школьников, увеличивается количество конфликтных ситуаций между детьми, между детьми и взрослыми, а также правонарушений. Кроме этого, выявлено нарастание у детей и подростков садистского отношения к “братьям меньшим” – это проекция отношения к самому человеку.
Агрессия – (от лат. “agressio” – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии.
Агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определиться причинить ущерб.
Агрессивные действия – деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности; форма самореализации и самоутверждения.
На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:
Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимостьСоциальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.
Возможные причины агрессии:
Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)
Неблагополучие семьи
Гиперопека или равнодушие со стороны родителей
Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)
Недовольство собственной внешностью
Неадекватное восприятие со стороны взрослых(мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)
Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.
Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)
Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)
Портрет агрессивного ребенка:
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”.
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.
Критерии агрессивности
1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается с взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
А сейчас я вам предлагаю упражнение “Проверь своего ребенка” (Приложение 4). Оно дает возможность выявить есть ли у вашего ребенка признаки агрессии.
А как вести себя с агрессивным подростком?
Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.
Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.
Задачи родителей и педагогов:
Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений»;
«Активно слушать» его внутренний мир;
Не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
Обладать навыками саморегуляции.
Анализ результатов диагностики учеников класса по теме собрания.
Когда я готовилась к собранию, то совместно с психологом провела с учениками класса две диагностики на выявление агрессии. Перед вами рисунки с кактусами. Это методика «Нарисуй кактус» (Приложение 5) и Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) (Приложение 6). По рисунку вы можете узнать (зачитать расшифровку).
Результаты опросника можно показать в диаграмме в целом по классу.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств подростков, то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой подросток формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
3. Подведение итогов. Рекомендации родителям.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения подростка является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в его ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако, родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием подростка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к подростку родители должны быть последовательны и едины.
Научите детей бороться со злостью, в этом вам поможет Памятка со способами выражения (выплескивания) злости: (Приложение 7).
•Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
•Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
•Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
•Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
•Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете себе.
•Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями.
А закончить собрание мне хочется Вечной детской мудростью (можно вывести слова на экран):
«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.И лучше проводить меня, чем указать мне путь.Глаза умнее слуха — поймут все без труда.Слова порой запутаны, пример же — никогда.Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.И если все мне рассказать, я выучу урок.Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.Должно быть можно верить и умным словесам.Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»
Н.И. ДереклееваЛитература
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.Бандура А. Уолтерс Р.
Васютин А., Васютина Н. Самая лучшая книга по воспитанию детей или как воспитать физически, психически и социально здорового человека из своего ребенка. – М., 2009. – 246 с.
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., Литературного агентства “Новая строка” – 2012. – 100с.
Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2002. - № 5. - C.23-25.
http://differencial.narod.ru/roditeliam-stranichka.htmlhttp://www.therapy.by/articles/psihologicheskiy_test_narisuy_kaktus
http://psychologist.n1-v-spb.ru/
Приложение 1.
Список литературы по теме «Агрессивность»
Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c.
Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112.
Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2003. - 202 c.
Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
Васильева Н.В. Агрессивное поведение и его соотношение с клинико-нозологическими характеристиками индивида //Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии /Под общей ред. О.В. Лиманкина, В.И. Крылова. - СПб.: СЗПД, 1999. - С.145-152.
Денисенко А.Г. Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих (На материале исследования курсантов военного института МВД): Дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2004. - 144 c.
Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (На сравн. материале исслед. детей, воспитывающихся в дет. доме и в семье): Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 165 c.
Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
Жигинас Н.В. Гендерные особенности социализации (На примере агрессивных девиантных подростков): Дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2002. - 151 c.
Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. - 2001. - № 2. - С.18-19.
Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.43.
Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 149 c.
Карасева Е.А. Влияние когнитивных стилей на формирование агрессивности у подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (В связи с задачами психологической коррекции): Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2002. - 166 c.
Кернберг О.Ф., Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/Пер. с англ. А.Ф. Ускова— М.: Независимая фирма «Класс», 2001. —368с.
Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 220 c.
Козырева Е.В. Дифференциально-психологические аспекты ауто- и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 154 c.
Копченова Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 193 c.
Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 197 c.
Лачугина Ю.Н. Агрессивность в структуре личности и профессиональной деятельности руководителя: Дис. ... канд. психол. наук. - Ульяновск, 2003. - 162 c.
Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Просвещение, 1994. – 269c.
Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С.240-276.
Насилие, жестокость, агрессия. Криминально-психологическое исследование: Сборник научных трудов / ВНИИ проблем укрепл. закон. и правопорядка. - М., 1990. - 149 с.
Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 173 c.
Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 135 c.
Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.
Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1999. - 195 c.
Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; в 2 кн.Сост. и научн. Редактор С.Ф. Сироткин, Ижевск: Издательский дом «Удмурский Университет», 2004г.- 292с.- 1-я книга
Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; в 2 кн.Сост. и научн. Редактор С.Ф. Сироткин, Ижевск: Издательский дом «Удмурский Университет», 2004г.- 345с.- 2-я книга
Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с.
Разаренова Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 212 c.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1995.
Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.
Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1996. - 600 c.
Старшиков Ю.В. Стилевые детерминанты противоправного агрессивного поведения личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2004. - 156 c.
Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.
Харитонова Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения (Психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.) : Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 161 c.
Хлыстова Н.М. Социально-психологическая причинность агрессивности личности: Дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2003. - 171 c.
Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.
Чистова Э.Е. Криминальная агрессия и ее предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2005. - 258 c.
Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2002. - № 5. - C.23-25.
Я - структурный тест Аммона/ Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне. Пособие для психологов и врачей. – СПб, 1998г.- 70с
Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): Дис. ... канд. психол. наук - СПб., 2004. - 161 c
Приложение 2
Буклет «Особенности подросткового возраста»
43180018097500
43497546101000
ПрПриложение 3.
Тест для родителей «Ваш стиль воспитания»
1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
Б. Преимущественно воспитанием.
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
В. Абсолютно с этим согласен.
А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
В. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
Б. Безусловно.
А. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю
Приложение 4.
Упражнение “Проверь своего ребенка”
Анкетирование взрослых с целью выявления агрессивности у ребёнка, применяется специальная анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Психолог зачитывает вопросы анкеты, родители отмечают 1 баллом те качества, которые встречаются у их детей, 0 баллов, если не встречаются.
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием что-то ломает, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
– Подсчитайте количество баллов в сумме по анкете:
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Приложение 5.
Психологический тест «Нарисуй кактус»
Внимание при расшифровке данного теста уделяется таким факторам, как:
1. Размещение на листе. Рисунок в центре означает нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний. Чем сильнее рисунок сдвинут вверх, тем выше самооценка, и соответственно, чем ниже рисунок – тем меньше уверенности в себе. Сдвиг влево означает – присутствие в характере черт интроверта, вправо – склонность к экстраверсии. Размер кактуса также имеет значение, чем крупнее рисунок, тем более выражено стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном.
2. Характеристика линий и силы нажима на карандаш. Здесь следует отметить, что чем сильнее нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки, тем больше автор рисунка склонен к импульсивности, тревожности, подавленности настроения. Более тонкие линии (определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность) – позитив, вызывающих симпатию говорят о более покладистом, мягком характере личности, чувстве юмора, положительном настрое, открытости. Наличие зигзагов, резких выступов рассматривается как замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность. Необходимо обратить внимание непосредственно на форму кактуса. Замысловатая, причудливая и витиеватая форма говорит о демонстративности и наигранности характера.
3. Домашний или дикорастущий? Посмотрите, как растет кактус. Если он нарисован в цветочном горшке, то это интерпретируется как желание домашнего уюта, стремление к созданию семьи, ориентирование на дом, семейный очаг. Соответственно дикий, неокультуренный, нарисованный в пустыне кактус олицетворяет собой одиночество осознанно выбранное или вынужденное. Если кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа – значит и в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, человек, возможно, не планирует создание семьи или имеет какие-либо трудности, проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.
4. Наличие иголок (один из самых важных элементов). Самый отличительный элемент кактуса – это, конечно, иголки. В реальности кактусы в зависимости от видов могут иметь длинные, острые и редкие иголки; более короткие и частые; и очень короткие, практически не колющиеся иголки, покрывающие все растение как белым пушистым облаком. На этом и строится трактовка рисунка. Чем длиннее, больше по количеству и острее иголки, тем враждебнее, агрессивнее в общении характер автора «кактуса». Но в тоже время иголки могут рассматриваться как определенного рода защиту от окружающей среды, необходимую для сохранения целостности личности. Все зависит от того насколько иголкам уделено внимание, сделан ли акцент на них с помощью штриховки, сильного нажима или других элементов. Разная длина говорит о варьировании агрессивности в зависимости от обстоятельств.
5. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.
6. Присутствие дополнительных элементов. Это могут быть надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д. Эти дополнительные элементы имеют важное значение для характеристики рисунка в целом, они дают возможность истолковать его более полно и точно.
При работе с детьми можно задать еще несколько дополнительных вопросов. Например, попросить рассказать про кактус: Как его зовут? Что он любит? Есть ли у него семья? Ответы на эти и подобные вопросы дадут поясняющую информацию к рисунку и позволят лучше понять ребенка.
Приложение 6.
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство виныНАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
• Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
• Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
• Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
• Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
• Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
• Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
• Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
• Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
• вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
• вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
ТЕСТ
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
15. Я часто бываю несогласен с людьми
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
21. Меня немного огорчает моя судьба
22. Я думаю, что многие люди не любят меня
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
26. Я не способен на грубые шутки
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
30. Довольно многие люди завидуют мне
31. Я требую, чтобы люди уважали меня
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
34. Я никогда не бываю мрачен от злости
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. Неудачи огорчают меня
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
60. Я ругаюсь только со злости
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
67. Я часто думаю, что жил неправильно
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
72. В последнее время я стал занудой
73. В споре я часто повышаю голос
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
• "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
• "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия:
• "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
• "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.
3. Раздражение:
• "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
• "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
• "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;
5. Обида:
• "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
• "нет" = 1, "да" = 0: 44.
6. Подозрительность:
• "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
• "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.
7. Вербальная агрессия:
• "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
• "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
• "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида + Подозрительность;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Интерпретация результатов теста
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
Приложение 7.
Памятка со способами выражения (выплескивания) злости:
1.Громко спеть любимую песню
2.Пометать дротики в мишень
3.Попрыгать на одной ноге
4.Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции
5.Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
6.Пускать мыльные пузыри
7.Устроить бой с боксерской грушей или подушкой
8.Пробежать
9.Полить цветы
10.Быстрыми движениями руки стереть с доски
11.Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
12.Погоняться за кошкой (собакой).
13.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
14.Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)
15.Постирать белье
16.Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями
17.Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»
18.Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить
19.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его
20.Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
21.Помыть посуду
22.Принять прохладный душ
23.Послушать музыку