Разработка урока по теме Моделирование фартука
Тема урока: Моделирование фартука 5 класс
Цели: развить творческие способности учащихся в процессе решения конструкторско-технологических задач выбранных для проекта; создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом; ознакомить учащихся с методами решения задач на моделирование; развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус; воспитывать навыки аккуратной работы.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа в парах, объяснение и демонстрация применения видов отделки, приемов выполнения моделирования, практическая работа.
Оборудование: компьютер, проектор, ножницы, линейка-закройщика, клей, цветная бумага, карандаши, лекала, учебник.
Наглядность: готовое изделие - фартук, макеты деталей фартука, папки с дидактическим материалом, таблица с видами отделки, плакат «Чертеж фартука».
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Объект труда: конструкция фартука
Ход урока
1. Организационный момент
– Приветствие учащихся; проверка явки учащихся, заполнение классного журнала;– Проверка готовности учащихся к уроку; сообщение темы и плана урока.
2. Мотивация.
- Учитель демонстрирует презентацию, на слайде изображены модели фартуков.
Коллекция фартуков создана на основе одного чертежа. У всех фартуков есть общие детали (какие?). Чем фартуки отличаются - формой деталей, видами отделки? Работу по изменению формы деталей одежды выполняет специалист - модельер, и каждая из вас сегодня будет модельером.
3. Актуализация.
Прежде, чем приступить к новой теме, проводим фронтальный опрос - повторение необходимых конструктивных линий (работа в рабочей тетради на печатной основе). Взаимоконтроль при проверке.
4. Целеполагание.
Как вы думаете, чем мы сегодня займемся?
- Ученики высказываются. Учитель делает вывод.
Сегодня мы должны ознакомиться:
с видами фартуков и их назначением,
узнать, что такое моделирование,
научиться приемам моделирования для получения разных моделей фартуков.
5. Изложение нового материала
Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Перед вами образцы разных моделей фартуков.
(Демонстрация моделей фартуков)
Моделирование - это изменение формы деталей одежды, их художественное оформление.Чтобы сшить фартук, необходимо иметь его выкройку, по которой раскраивается ткань.Моделируют фартук на основе построенного чертежа. В результате моделирования можно изменить форму нижней части фартука: сделать ее закругленной или углом; можно изменить форму нагрудника и кармана, в соответствии с выбранной формой нижней части фартука. В процессе моделирования подбирается отделка.
Предлагаю вам головоломку, какое слово здесь записано? (ответы учащихся: модельер) Это создатель новых моделей одежды, который придумывает новую вещь, изображает ее графически в эскизе. Эскиз – это предварительный набросок. Художественное моделирование – это создание эскизов, рисунков новых моделей изделий. Эту работу выполняют художники-модельеры.
Техническое моделирование – это создание новой выкройки, путем внесения изменений в выкройку основу в соответствии с рисунком художника модельера. Эту работу выполняют модельеры-технологи.
Представьте, что вы все модельеры, которые работают в составе творческих групп. (Работа в парах) Перед вами различные модели фартуков. Пары, сидящие на первом ряду находят сходные черты в моделях, сидящие на втором ряду – различия. Время выполнения – 1 минута. (учащиеся дают ответы)
Вывод – модели могут отличаться друг от друга формой, цветом, отделкой. То, чем одна модель отличается от другой называется фасоном.
Рассмотрим разнообразие форм карманов, нижней части фартука. (Ученицы рассматривают в папках таблицы) Форма нижней части фартука определяет форму карманов.
Задание: Рассмотрите разнообразие формы нагрудников и предложите свою. Чем еще можно разнообразить модель фартука? (Подвожу к выводу, что можно использовать различные виды отделки: вышивку, аппликацию, отделочную ткань, материалы) Демонстрация видов отделки.
6. Практическая работа учащихся: «Моделирование фартука»
а) Вводный инструктаж:
– сообщение названия практической работы, разъяснение задач практической работы;
1. нарисовать эскиз фартука модели 1. (обвести шаблон девочки, нарисовать на него эскиз фартука)
2. составить описание модели фартука
3. обвести лекало фартука
4. нанести фасонные линии, соответствующие значки, надписи
5. выполнить аналогичное на цветной бумаге
6. вырезать полученную конструкцию, с изменениями приклеить в тетрадь
Напомнить ТБ при работе с ножницами.
б) Подготовка выкройки к раскрою
На деталях выкройки написать их название, количество
На каждой детали указать направление долевой нити стрелкой. линии сгибов.
Проставить цифрами величины припусков на швы к каждому срезу.
Название линий Фартук с отрезным нагрудником Фартук цельнокроеный
По линии верха нагрудника 1 см 3-4 см
По линии бока нагрудника 1 см 1см
По линии бока нижней части фартука 2см 1см (округлый),2см
По линии низа фартука 3-4см 3-4, 1см (округлый
По верхнему срезу кармана 4 см 4 см, 1 см (округлый)
По линиям бока и низа кармана 1 см 1 см
пояс По всем линиям 1 см По всем линиям 1 см
Обозначить контрольные точки для более точного соединения деталей:
– на середине линии талии нижней части фартука– на линии середины пояса– отметить складки на линии талии
б) Самостоятельная работа учащихся по моделированию фартука:
Школьницы выполняют 2 варианта моделирование нижней части фартука и кармана в масштабе 1:4 на цветной бумаге с использованием основного чертежа и приклеивание выкройки в рабочую тетрадь. В процессе моделирования к нижней части фартука подбирают карман так, чтобы детали фартука дополняли друг друга. – Текущий инструктаж по ходу выполнения практической работы;– Оказание помощи слабоуспевающим учащимся;
в) Заключительный инструктаж:
– проверка правильности выполнения моделирования учащимися;– анализ самостоятельной работы учащихся (показать лучшие работы школьниц), указать на допущенные ошибки:– вскрытие причин и разбор ошибок, допущенных учащимися;– повторное объяснение способов устранения допущенных ошибок.
7. Подведение итогов, рефлексия
Чему научились на уроке?
Понравилась ли вам своя работа?
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Выставление оценок.
Анализ работы учащихся, выставка и демонстрация лучших работ.
8. Задание на дом: выполнить моделирование своей модели фартука; подготовить выкройку к раскрою: написать названия деталей, отметить контрольные точки и линии, проставить величины припусков на швы. Принести ткань для раскроя фартука, рабочую коробку с необходимыми инструментами и материалами. Повторить правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой и булавками.