Конспект урока Роль народных промыслов в современной жизни

Урок по изобраительному искусству 5 класс



Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».


Цель урока: создать условия для определения роли и места народных промыслов в современной жизни
Задачи урока:
Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах, полученные в курсе изучения изобразительного искусства.
Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для творческих заданий.
Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Материалы и оборудование:
ТСО: компьютеры, мультимедиа – проектор, экран;
компьютерная презентация-тест «Народные художественные промыслы»; «Предметы быта»
классная доска;
4) гуашь, кисти,трафареты изделий
























Ход урока:
1.Организационный момент (2мин.): приветствие . Оптимистический настрой детей на работу. Здравствуйте, дети! В нашем классе сегодня – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

1.Повторение изученного

Внимание на экран
Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину
Велика Россия наша,  И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались,
 Городецкой красотой
 Сраженные остались.
                
В нижегородском крае
делают посуду.
Столько радости для глаз,
 Она приносит людям!
 
Ребята вы прослушали эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы думаете о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
Давайте сформулируем тему нашего урока (Роль народных промыслов в современной жизни)
Поставим цели и задачи урока.
(Повторение и закрепление пройденного)
- просмотр слайда «Предметы быта»
Вопросы: Чем отличаются предметы друг от друга?
( в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые)
-А чем же можно украсить предметы быта? Для чего?
(росписью, для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)

Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.
Давайте с вами вспомним о чем мы с вами узнали на предыдущем уроке и ответим на вопросы.
1.Что такое НДПИ?
2.Какие виды НДПИ Нижегородской области вы изучили.
3.Что такое орнамент?


Учитель показывает выставку с предметами НДПИ.
Посмотрите! Эти вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!

Ребята сегодня не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных ремеслах которые мы изучили и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям
Давайте вспомним домашнее задание.
Д/з Составить композицию хохломской росписи. Работа с компьютером.
Проверка д/з
Ну а сейчас проверим свои знания .
На каждую парту выдается тест .Работа в парах. (работа по тесту)-5 мин.
Самопроверка.






Тест по ИЗО «Народные промыслы Нижегородской области 1.Что общего в промыслах?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Роспись по дереву, промыслы Нижегородского края 2.Основа Городецкого цветка   А. Круг Б. Овал В. Завиток
3.Родина Хохломы
А. Нижегородская область Б. Кировская область В. Московская область
4.Традиционные цвета городецкой росписи.  А. белый, голубой, синий Б. желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый. В. золотой, красный, чёрный
5.Из какого материала делают эту красоту мастера?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А.металла Б.дерева В.глины
6. В каком виде промысла используются 4 цвета
А. Хохлома Б.Гжель В.Городец
7.Соотнеси виды росписи при помощи стрелок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Городец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Хохлома
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Городец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

· Хохлома
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Городец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Хохлома

Городец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Хохлома
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Городец
Хохлома
Взаимопроверка теста
Офтальмологическая разминка


Глазки видят всё вокруг,  Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.


В современной жизни, люди стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Посмотрите на карту, на ней отмечены центры НДП Нижегородского края.


Звучит музыка:
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,


солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Но сохраняет хохлома
В ромашках, в ложках,
в плошках – Радость!
Ладья – цветущий хвост, корма.
Нос - петушиная головка.
Плывет по лету Хохлома,
очень ловко..
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.

Зимний вечер бесконечен: за окошком стужа, лёд, воет ветер, снег идёт.
На краю села избушка, там, до утренней зари не погаснет свет свечи!
Расцветут в избушке розы, чудо-птица прилетит, конь копытом застучит.
Не колдун творит у печки, не волшебник там живёт, а мастеровой народ.
Доски, прялки и посуда, деревянный сундучок, Городцу везде почёт!
На домах и на воротах распускаются цветы!
Городецкие узоры не завянут от зимы!



Сегодня у нас работают художественные мастерские, которые будут представлять центры народных промыслов. Перед тем как приступить к практической работе мы с вами определим, кто будет представлять тот или иной промысел. Из сундучка учащиеся по очереди достают трафареты изделий хохломской и городецкой росписей, определяя этим, в какой мастерской он будет работать.
Работа с пословицами. Ребята, обратите внимание, на экране пословицы. Прочтите их. «Кистью писать – мастерство казать». «На то и руки даны, чтобы даром не болтались». Как эти пословицы связаны с темой нашего урока? ( Сегодня на уроке мы выполняем ручную работу. Показываем свое мастерство и талант. Работаем именно кистями, как художники, вкладывая всю свою душу. Руки наши при деле)
Практическая работа.

Учитель:

Мастера представьте, пожалуйста, центр народного промысла, роспись которого вы будете выполнять.
Приступаем к работе (во время работы звучит музыка)
Учитель: 

Подведение итогов урока. Заполнение таблицы.
 Рабочий день наших мастерских подходит к концу. Мастера представьте свои работы (показ работ учащихся)
 

     Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.



Дети оценивают свою работу в цвете и прикрепляют свои итоги (разноцветные кружки ) к нарисованной ветке смородины .

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

    

 





Учитель: Ребята, посмотрите, какой цвет преобладает на нашей ветке смородины?
Дети самостоятельно определяют цвет. Если преобладает красный ,это значит дети усвоили материал, и им понравился урок.
Учитель: А ваши работы украсят нашу выставку.
Спасибо за работу, вы все справились с заданием и получаете оценку «отлично».



Д/з в учебнике стр.






























15