Урок Строение бензола (10 класс)
Сценарий урока.
Данный урок разработан для учащихся 10 класса изучающих химию по программе Габриеляна О.С. по учебнику “Химия. 10 класс”, авторы О.С.Габриелян и др. Изд-во “Дрофа”, 2006 год”.
Универсальность данной разработки заключается в том, что она может успешно использоваться учителями, работающими и по программам других авторов, в классах общеобразовательных и профильных.
Представленная работа включает в себя: технологическую карту урока химии в 10 классе с приложениями и электронной презентацией. Оригинальность работы определяется интерактивными вставками в презентацию, использованием информации из Интернета, и в то же время независимостью от Интернета во время урока. Включенные из различных источников иллюстрации, их комбинация и способ представления позволяют в полной мере осуществлять на уроке межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся любовь к прекрасному.
Разработка может быть использована как методическое пособие. Она призвана помочь начинающему учителю химии, а также педагогу, внедряющему информационные технологии в преподавание химии.
Тема урока: «Строение бензола».
Цели урока:
Дать представление о строении бензола;
Рассмотреть электронное строение молекулы;
Организовать проведение химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронНЫЕ презентациИ. Шаростержневые модели молекул БЕНЗОЛА.
На доске: «Высокая цель человека науки
проникать в самую сущность
наблюдаемых явлений»»
Р. Ролан.
План занятия.
Организационный момент
Изучение новой темы
№ пп
Этап плана
Действия учителя
Действия ученика
Комментарии
1.
История открытия бензола (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Вступление.
Цели урока: Дать представление о строении бензола;
Рассмотреть электронное строение молекулы;
Положение А.М.Бутлерова « Зная свойства вещества можно определить его строение»
Приложение № 1
Презентация учащихся 1 Слайды № 1-3
2
Вывод молекулярной формулы бензола.
Решение задачи на вывод формулы бензола по известным массовым долям элементов.
Слайд № 4
Вывод. Бензол --сильно ненасыщенный углеводород.
Предложить и записать варианты структурных формул бензола (ациклические и циклические).
Слайд № 5
3
Химические свойства бензола.
Демонстрация результатов опытов с помощью презентации
Вывод. Бензол не может иметь ациклическое строение.
Слайды № 6-8
4
5
Доказательство циклического строения бензола.
Обобщение.
Эвристическая беседа Воспользуемся данными экспериментов химиков (синтез из 3 молекул ацетилена 1 молекулы бензола (1866г. Бертло); гидрирование бензола до циклогексана( присоединяет только три молекулы водорода) Вывод. Все это доказывает цикличность и непредельность бензола. Что же мы определили?
1.бензол имеет циклическое строение;
2.по химическим свойствам бензол занимает промежуточное положение между предельными (при обычных условиях не обесцвечивает растворы перманганата калия и бромной воды) и непредельными углеводородами (присоединяет водород).
Слайд № 9
Слайд № 10
6
Проблемный вопрос.
Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим электронное строение бензола.
Презентация учащихся № 2
7
Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по вопросам:
Какая форма электронов у атома углерода.
Что такое гибридизация?
Длина простой, двойной связей..
Слайды №1--3
8.
Образование сигма- связи.
С помощью виртуальных превращений посмотреть процесс образования сигма- связи.
Зарисовать образование сигма- связи в молекуле бензола.
Слайды № 4,5
9.
Образование пи- связи.
С помощью виртуальных превращений посмотреть процесс образования пи- связи.
Зарисовать образование пи- связи в молекуле бензола.
Слайды № 6,7
10.
Обобщение.
Т.к. в молекуле бензола образуется единая шестичленная пи- система, длина связей между атомами углерода одинаковая, связь более прочная, чем двойная, следовательно, бензол, несмотря на непредельность, не вступает в реакции качественные на непредельные связи.
11.
Подведение итогов урока.
Мир молекул прекрасен и удивителен. Свойства веществ зависят от особенностей строения молекул. И может быть, когда-нибудь, глядя на падающие снежинки, вы вспомните этот урок.
IV. Домашнее задание: §16, записи в тетради
Список используемых источников:
Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1, 2.
15