Планирование.Рабочая программа факультатива 9 класс
Пояснительная записка.
Программа курса «Химия на службе» направлена на удовлетворение познавательных интересов и осознанного научного восприятия теоретических основ химии.
Актуальность данной программы вызвана значимостью рассматриваемых научных представлений для глубокого понимания химических процессов: чем определяется валентность, агрегатное состояние, физические и химические свойства вещества; чем определяется течение химических реакций; особенности решения химических расчетных задач.
В программе выделены основополагающие теоретические вопросы курса 8 класса, которые требуют более детального и глубокого понимания для дальнейшего изучения химии на профильном уровне. Содержание учебного материала расширяет и углубляет знания учащихся о строении вещества, закономерностях химических реакций. Привлечение дополнительной научной информации позволит заинтересовать школьников практической химией, развивать аналитическое мышление
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения учащихся с ориентацией на химический профиль.
Материалы для практических работ подобраны в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по химии и используются для подготовки к успешной сдаче ОГЭ.
Программа курса «Простые ответы на сложные вопросы» состоит из двух частей. Первая часть направлена на расширение предметных знаний и реализуется в первом полугодии, вторая часть направлена на удовлетворение познавательных интересов и формирование целостного восприятия естественно-научной картины мира, показывает взаимодействие и взаимосвязь химии с другими науками.
Актуальность данной программы обусловлена организацией деятельностного подхода при решении комбинированных ситуативных задач межпредметного содержания.
В программе выделены основополагающие практические вопросы, которые встречаются в повседневной деятельности обучающихся: от приготовления пищи до решения математических задач на смеси. Содержание учебного материала расширяет кругозор обучающихся , мотивирует к изучению и рассмотрению происходящих процессов , используя знания из разных предметных областей. Привлечение дополнительной научно-практической информации позволит заинтересовать школьников практической химией, развивать аналитическое , ассоциативное мышление.
Программа курса практико-ориентированная, межпредметная.
Материалы для практических работ подобраны в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по химии.
Цель программы: формирование осознанного восприятия химических процессов на основе межпредметного содержания, формирование основ современных научных знаний по базовым вопросам строения вещества и особенностей химических процессов.
Задачи программы:
расширение теоретических представлений о связи химии с другими науками;
формирование надпредметных умений: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно - следственных связей между природными и бытовыми явлениями;
развитие логического мышления на основе межпредметных связей;
воспитание уважения к достижениям отечественных ученых в развитии естественных наук;
развитие интереса к профессиям, связанным с химическими процессами.
Планируемые результаты:
Изучив данный курс, учащиеся смогут на теоретическом и практическом уровне самостоятельно объяснить причины и последствия естественно-научных явлений . На основе изученного в курсе материала, у обучающихся будет формироваться целостная естественно- научная картина мира. Изучив данный курс, учащиеся смогут на углубленном уровне изучать самостоятельно материал 9 класса, не содержащийся в учебнике для базового уровня. На основе изученного в курсе материала, учащиеся будут успешно усваивать материал химии профильного уровня.
Требования к уровню освоения содержания:
В результате изучения программы элективного курса ученик должен
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
важнейшие химические понятия: орбиталь, энергетический уровень, валентность, степень окисления, виды химической связи, зависимость свойств от строения вещества, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, химическое равновесие,жесткость воды и способы ее устранения, гидролиз мыла и СМС, радиоуглеродный метод, растворимость, разбавление и концентрирование растворов, гальванопластика, гальваностегия, качественные реакции.
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, газовые законы, закон Фарадея.
УМЕТЬ
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
решать практические задачи по распознаванию веществ;
использовать приобретенные знания и умения при объяснении химических процессов.
Формы и методы организации учебных занятий:
лекция с элементами беседы;
практические работы;
учебное исследование;
проектирование.
Формы деятельности учащихся:
индивидуальные (выступления, выполнение творческих работ);
групповые (выполнение практических и экспериментальных работ).
Средства обучения:
медиаресурсы интернет;
индивидуальный раздаточный материал;
Оборудование:
химические реактивы;
лабораторное оборудование химического кабинета;
учебное оборудование ( медиапроектор, компьютер)
Используемые технологии системно- деятельностного подхода:
проблемное обучение
проектно - исследовательская деятельность.
Использование данных технологий способствует формированию у обучающихся надпредметных навыков:
- целеполагание, способность ставить задачу и находить способы ее решения;
- самостоятельность суждений;
- коммуникативные навыки -умение работать в группе;
- формирование самооценки, способность к рефлексии собственных действий.
Формы контроля:
тематические презентации;
защита минипроектов.
Содержание курса.
Раздел1. Химия и история.
История становления химии как науки. Вклад русских учёных в развитие Химии: М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев., А.М.Бутлеров их биографии и теории.Применение радиоуглеродного метода в истории. Понятие изотопы, деление ядер атомов.Место химии в развитии современного общества.
Раздел 2.Математические приемы в химии.
Применение в химии математических понятий и приемов расчёта:относительная масса, относительная плотность, пропорция, массовая доля, как часть от целого, решение с использованием алгебраических уравнений, введение дополнительных условий.
Раздел 3. Физические законы в химии
Закон сохранения массы и энергии. Закон Гесса, тепловой эффект реакции. Применение газовых законов в химии. Управление химическими реакциями, химическое равновесие. Энергия активации. Химические источники тока. Электролиз. Гальванопластика. Получение веществ электролизом.
Раздел 4 Химические «опусы » в литературе.
Теоретическое исследование содержания произведений Конан Дойля, Жюль Верна и др. на достоверность описания химических превращений. Подготовка творческих сообщений, презентаций, демонстрация описанных опытов.
Раздел 5. Химия на службе биологии.
Экстракция. Применение экстракции в медицине, пищевой промышленности. Биологические вещества растительного происхождения- состав, строение свойства, применение. Химическая природа фотосинтеза. Роль фотосинтеза и хемосинтеза в природе.
Раздел 6. Химия на службе геологии.
Химический состав минералов и горных пород. Определение известковых пород. Состав и способы переработки нефти, угля.
Раздел 7. Содержание разделов химии и их взаимосвязь.
Аналитическая химия, применение аналитической химии. Физическая и коллоидная химия в промышленных производствах.
Раздел 8. Строение вещества.
Взаимосвязь строения и свойств веществ: типы кристаллических решёток, виды химической связи, полярность молекул, пространственное строение молекул.
Раздел 9.Химические реакции.
Типы химических реакций. Механизм химических реакций с позиций атомно- молекулярного учения, окислительных процессов.
Раздел 10. Презентация мини- проектов.
Представление проектов по изученным темам.
Раздел 11. Решение тестовых заданий ОГЭ.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№п\п Тема Количество часов
Введение. 1
1 Химия и история. 1
2 Математические приемы в химии. 3
3 Физические законы в химии. 3
4 Химические «опусы» в литературе. 2
5 Химия на службе биологии. 3
6 Химия на службе геологии. 2
7 Содержание разделов общей химии и их взаимосвязь. 2
8 Строение вещества. 6
9 Химические реакции. 6
10 Презентация мини-проектов. 1
11 Решение тестовых заданий ОГЭ. 4
Итого 34
Рассмотр: Согласовано: Утверждено
Протокол МО № __ , Протокол МС №__ , Приказ №___ ,
от____________ от ______________ от____________
Календарно-тематическое планирование
Предмет Химия
Класс 9 класс
Программа: Элективный курс «Простые ответы на сложные вопросы».
Количество часов на год 34
На 1 четверть 9 часов
На 2 четверть 7 часов
На 3 четверть 11 часов
На 4 четверть 7 часов
Учитель : Садовская Тамара Николаевна