Внеклассное мероприятие для школьного музея «Сундук бабушки Капы»


Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия
для школьного краеведческого музея
«Сундук бабушки Капы»
Выпуск № 1
Цели: приобщение учащихся к историко-культурному наследию и народным традициям родного края, повышение уровня информативности, комплексное воспитание и формирование активной жизненной позиции формирующейся личности, возможность творческой самореализации и качественного межличностного общения в благоприятной обстановке музейного (культурного пространства).
Участники: члены краеведческого кружка, гости - учащиеся 4-5 классов.
Оформление: мультимедийный проектор, экран, компьютер; экспонаты историко-краеведческого музея из экспозиции «Быт поселка Пелым 1960-1980-х гг.» и предметы декоративно-прикладного искусства. На переднем плане деревянный сундук из фондов музея.
На сцене появляется ведущая в русском сарафане, на плечах платок.
Ведущая: Здравствуйте гости дорогие! Мы рады, что вы сегодня пришли к нам. Каждый раз, когда мы будем с вами встречаться, вы будете узнавать много интересного. Обратите внимание на экран - перед вами портрет вашей землячки. 50 лет прожила в нашем поселке Капитолина Семеновна. Семерых детей воспитала, много внуков и правнуков у нее было. А уж рукодельница была - на весь поселок славилась. Девчата бегали к ней, чтобы обновки заказать, шила, вышивала, строчила, шерсть пряла и вязала.
Одним словом, мастер на все руки. Но как говорят, «мастер не тот, кто умеет мастерить, а тот, кто и других научить может». Всех своих дочерей научила бабушка Капа своему мастерству, а они - детей своих.
Внуки очень любили свою бабушку, а особенно сказки, которые она им рассказывала. Откроет, бывало , сундук, достанет что-нибудь и такую историю расскажет, что и уходить не хочется, всё бы слушали и слушали. Сундук -то ей в наследство от своей матери достался, а той - от своей.
Вот он перед вами, давно уже бабушки Капы нет, а вещи интересные в сундуке до сих пор живут, и каждая свою историю имеет. Хотите услышать?
Ведущая открывает сундук и достает пуховый платок ( можно пуховую паутинку).
Ведущая: С чего начинается оренбургский пуховый платок?
Скажете, с козы? Правильно, а в седой древности коза была ещё и кормилицей. Много веков человек брал от козы молоко, мясо, шерсть и совсем ему невдомек было, что главная ценность оренбургской козы - пух. Первые сведения об изделиях из пуха начали появляться в конце 17 века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением. Жили в Оренбургском крае калмыки, удивляла русских одежда калмыков: «Как же терпят они такой холодище в своей скудной, т.е. тонкой одежде?» Дивились до тех пор, пока не обнаружили под легкими шубейками теплые поддевки- телогрейки, связанные из пуха, начесанного с коз. Про такие теплые вещи докатилась молва до царя, но министры не прислушались, хотя можно было открыть пуховязальный промысел. Зато заграница проявила жадный интерес к пуху. Стал пух продаваться во Францию, Англию, другие страны, там из него производили красивые кашемировые шали. Но пух покупать и перевозить дорого, не проще ли купить пуховых коз? Купили, однако в чужих краях уже через год козы теряли свои пуховые качества, пух становился обыкновенной грубой шерстью. Поняли тогда, что только в Оренбургской области, где жаркое лето и суровая зима, может быть такой пух.
В 1861 году в Лондоне на Всемирной выставке наши шали получили золотую медаль. Ни одна страна мира не может похвастаться такими платками. До сих пор оренбургские шали славят нашу страну.
Ведущая: А знаете ли вы песню об этом чудесном платке? (Исполняется песня «Оренбургский пуховый платок»)
Ведущая: Что еще есть в сундуке бабушки Капы? (Открывает сундук, достает лапти). Что это?
Да, это лапти. Принято считать, что лапти –один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки- крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели еще в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна? Эта обувь носилась еще до принятия христианства на Руси. Была и мужской, и женской. Материал всегда был под рукой. Из чего же плетут лапти? Правильно, из лыка липы, но, кроме липы, использовали вяз, ракиту, дуб, вереск, бересту, мочало, веревку, конский волос. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Россия называлась «лапотной» до середины 19 века, но и потом самые бедные крестьяне ходили в лаптях. Каждому члену семьи в год нужно было 20-25 пар лаптей, ведь ходили в них целый год. На одну пару лаптей нужно было ободрать 3-4 деревца. Сколько же губилось молодых деревьев!
Лапти плелись без различия правой и левой ноги. В 1889 году в Париже на Всемирной выставке лапти привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти одевают лишь по праздникам.
Существует 25 способов плетения лаптей, но даже самый хороший мастер успевал сплести в сутки не больше 2-х пар лаптей. Говорят, сам Петр I учился плести лапти и сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже.
О лаптях сложены поговорки и пословицы. Знаете ли вы какие-нибудь?
- Лапти плесть - один раз в сутки есть
- Лапоть износишь, а с ноги не сбросишь
- Лапоть не сапог, вода в нем не стоит.
С лаптями связаны разные поверья:
В Орловской губернии проращенные семена огурцов на посадку выносили в лаптях, считалось, что из-за этого огурцы будут крепкими и сочными.
В Калуге лапоть вешали на курином насесте, чтобы куры хорошо неслись.
В Курской губернии парень дарил понравившейся девушке лапти, и если подарок принимался, то можно было засылать сватов.
Ведущая: Что гости дорогие, устали слушать? Давайте посмотрим инсценировку русской народной песни «Во деревне то было, в Ольховке».
Исполнят ее участники краеведческого кружка.
( Инсценировка песни «Во деревне то было, в Ольховке»)
Ведущая: И снова откроем сундук, сейчас свою историю нам расскажет эта игрушка. Называют ее по-разному.
Это кукла-неваляшка. Досталась она нам от внучки бабушки Капы, Оленьки. Любимая игрушка была, теперь Оленька выросла, игрушку подарила нам в музей, говорят, что в семье бабушки Капы эта игрушка была почти 50 лет. Неваляшку называют еще Ванька- встанька, а знаете ли вы, что родина этой игрушки - Япония?
Если легенды правдивы, то история Неваляшки начинается в далеком 6 веке нашей эры. Именно тогда в Китае жил монах индийского происхождения по имени Бодхидрахма. В монастыре Шаолинь он основал буддийскую секту «чань», что переводится как «сосредоточение», «медитация». 9 лет монах сидел в одной позе, предаваясь молитвам и размышлениям. В результате потерял силу рук и ног. Поступок монаха оценили японцы, которые стали воспринимать его как некое божество без рук и ног. Так в Японии появились первые Дарумы - неваляшки, не имеющие рук и ног.
Обычно японская неваляшка раскрашена в красный цвет, это традиционный цвет одежды буддийских священнослужителей. Считается, что кукла приносит счастье и удачу. Неваляшка также считается символом стойкости и выносливости. У японцев даже есть такая поговорка: « Семь раз упасть и восемь раз подняться, как Дарума».
В Россию неваляшка попала 200 лет назад. Первых «ванек –встанек» делали из дерева, их точили на станке, расписывали яркими красками, первоначально их называли «кувырканами». Обычно неваляшки изображались в виде купцов или клоунов. Передавались эти игрушки от старших к младшим.
Уже в советское время неваляшек стали делать из пластмассы. Из-за простоты ее формы, ярких цветов и безопасности неваляшки подходят для детей самого маленького возраста. Считается, что игрушка развивает слух , воображение, цветовое восприятие, координацию движений.
Ведущая: Ребята , а вы знаете стихи про эту игрушку? Вот как пишет Самуил Яковлевич Маршак об этой любимице детства:
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик – по имени Ванька,
По прозвищу Встанька – не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет – приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате -
Во сне одеяло отбросит он прочь
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
- Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова.
Ведущая: Понравились вам истории из сундука бабушки Капы? В нем еще очень много интересных вещей, но о них речь пойдет в следующий раз. Ждем вас к нам в гости!
Использованы статьи из Википедии - свободной энциклопедии:
История Оренбургского пухового платка. http://ru.wikipedia.org/wiki
История лаптя на Руси. - http://ru.wikipedia.org/wiki/
История неваляшки. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Неваляшка.